ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина в ожидании новой американской администрации

10:44 07.12.2020 • Денис Батурин, политолог

На Украине разным политическим кругам нужна разная степень внимания Вашингтона к Киеву. Например, действующему президенту Владимиру Зеленскому интересно вмешательство Штатов дозированное и на конкретных направлениях, где это будет усиливать его позиции. У его политических противников в лице экс-президента Петра Порошенко ситуация более свободная - ему нужна заметная поддержка извне, он заинтересован в любой демонстрации своего сотрудничества с Белым домом, в формальном и неформальном форматах, подтверждая известное высказывание о том, что он - главный американский «сукин сын» на Украине. Порошенко понимает – это может стать его главной индульгенцией за многие грехи во время прошедшего президентства.

Для Зеленского США тоже важны, но дозировано – на дипломатическом, финансовом и экономическом направлении. Он, в роли президента, пытается сохранить хоть какую-то самостоятельность. Однако, любая серьезная проблема во внешнеполитической сфере для Зеленского, если она не будет решена самостоятельно, неизбежно будет толкать его либо к ЕС, либо в сторону Белого дома. 

Правление Дональда Трампа было для Зеленского периодом менее хлопотным, чем будет период Байдена. Для Трампа Украина была бы совсем неинтересна, если бы с помощью Порошенко демократы не попытались повлиять на рейтинг и кампанию Трампа (обвинения и осуждения его политконсультанта Пола Манафорта, работавшего на Украине), и если бы не увязшее в украинских коррупционных делах семейство Байдена, и если бы Байден не был конкурентом Трампа на выборах. Эти факторы влияли на активность Трампа, остальные сферы взаимодействия США и Украины существовали в этот период в инерционном и затухающем режиме.

О том, каковы могут быть внешнеполитические ориентиры и действия команды президента Джо Байдена на украинском направлении, может подсказать политическая биография будущего Госсекретаря, должность которого займет Энтони Блинкер. При Билле Клинтоне он входил в совет национальной безопасности и был советником президента, при Бараке Обаме работал в должности заместителя госсекретаря. Блинкер поддержал решение Буша-младшего вторгнуться в Ирак, поддержал кампанию в Ливии, поставки оружия сирийской оппозиции и назвал операцию по ликвидации Усамы бен Ладена «самым смелым решением лидера, которое я когда-либо видел», выступал за введение санкций против России в 2014 году. Блинкер исповедует гегемонизм, утверждает, что «мир сам себя не организует», поэтому США не должны отходить от своих традиций внешней политики. Поэтому, наблюдая внешнюю политику Трампа он писал о рисках, связанных с отходом от гегемонистской традиции: «В отсутствие вовлеченной американской дипломатии другие страны станут определять мировую повестку дня, устанавливать правила и доминировать в международных институтах».[i] 

По оценкеглавного редактора журнала «Россия в глобальной политике», председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике Федора Лукьянова: «…США при госсекретаре Блинкене могут начать уделять больше внимания постсоветскому пространству: Украине, Беларуси, Молдове и так далее. Не факт, - считает Лукьянов, - что США реально смогут на что-то влиять в этой сфере, но атмосфера может стать еще более нервозной. Но уже ясно, что приоритетом американской внешней политики эта область не будет. И зачем нужны конструктивные отношения с Россией — вечным раздражителем, за исключением разве что ядерной сферы, в США не понимают, - уверен Лукьянов».[ii]

На Украине некоторые эксперты ожидают назначение Блинкена с оптимизмом: «Можно сказать, что для Украины будущее назначение Блинкена точно несёт позитивный окрас. (…) В 2015 году – в разгар противостояния с Россией – он, будучи на позиции заместителя Госсекретаря США Джона Керри, прибыл в Украину для переговоров с экс-президентом Порошенко. Тогда переговоры касались не только вопросов войны на Донбассе и безопасности Украины, но и помощи со стороны МВФ, создании антикоррупционной системы и более эффективной работы украинских банков».[iii]

Антикоррупционная система была создана, и работала она под патронатом Вашингтона, ее избирательность устраивала семейство Байденов при их сомнительных отношениях с энергетической компанией «Burisma» даже при Трампе.[iv] За тонкую иронию можно было бы принять следующий пассаж из публикации в украинском издании, но написано это серьезно: «На самом деле вопросы борьбы с коррупцией в Украине, прозрачного судопроизводства будут, наверняка, находиться во главе угла Блинкена. И здесь вопрос (…) в программе Байдена в отношении Украины, которая была опубликована до президентских выборов в США. Там было чётко указано: одним из ключевых приоритетов администрации будущего главы Белого дома в отношении нашей страны будет борьба с коррупцией и помощь в работе антикоррупционных институций».

Блинкен в своих выступлениях и интервью критиковал Россию за «оккупацию Крыма и части территории Донбасса». Будущий Госсекретарь также сторонник политики санкций против РФ, по мнению украинских СМИ, он непосредственно привязывает их к выполнению Минских соглашений, заявляя, что «именно на этом мы теперь сконцентрированы».

А вот еще факт из биографии будущего главного американского дипломата: «…ранее, занимая высокий пост в администрации Обамы, он неоднократно призывал предоставить Украине летальное оружие….».

Не менее «обнадеживающие» ожидания бытуют в Киеве от присутствия в команде Байдена бывшего Госсекретаря Джона Керри. Должность его (спецпосланник президента по вопросам климата) не будет касаться напрямую политических аспектов отношений с Украиной, однако, он был участником событий, связанных с «революцией достоинства», уходом Крыма из Украины, войной на юго-востоке и подписанием Минских соглашений. Климатическая должность не предполагает прямого влияния на Украину, однако Керри станет членом Совета национальной безопасности США, а значит, может замолвить словечко за Киев, там на это надеются. Ожидания Украины – формализация особых отношений, в формате, похожем, либо идентичном тому, который воплощался в ликвидированной в 2019 году должности спецпредставителя Госдепартамента в Украине, которую занимал Курт Волкер.

Еще одно ожидание – это военная поддержка. Здесь все просто – деньги и оружие. Правда, США при демократе Обаме были осторожны и пресловутые противотанковые комплексы Javelin Киев получил при Трампе. Поэтому военное сотрудничество, там, где это будет касаться юго-востока, думаю, обойдется консультантами, специалистами и тренировочными базами, средствами современной разведки. А вот оснащение ВМС Украины новыми судами и вооружением мы наблюдать, скорее всего, будем. В укреплении украинского флота Вашингтон заинтересован не по причине забот об Украине – это будут действия по увеличению американского присутствия в Черноморском регионе, где кроме России присутствует Турция, с несогласованными действиями которой в последнее время сталкиваются все игроки в этом и средиземноморском регионах. Военное сотрудничество Киева будет и дальше развиваться в формате партнерства с НАТО, регулярных совместных учений. Киев по-прежнему рассчитывает на поддержку США на пути интеграции в Североатлантический альянс. При этом там наверняка понимают, что членство в НАТО далекая и туманная перспектива, поэтому будут стремиться к двухсторонним форматам с США, в частности – получению статуса главного союзника вне НАТО. Что интересно, есть мнение об обладании Украиной неким особым ресурсом: «Украина и в дальнейшем намерена выступать не только как потребитель, но и как контрибьютер безопасности. Практический опыт Украины в ведении гибридной войны, участие в миротворческих операциях и миссиях НАТО — элементы этого вклада».[v] Звучит странно – «безопасность», обеспеченная «практическим опытом в ведении гибридной войны».

Администрация Трампа задала значимые векторы американской внешней политики, которые, если и будут корректироваться, то не быстро. Противостояние Китаю при Трампе активизировалось, Вашингтон вышел из сделки с Ираном. Думается, Пекин и Тегеран останутся главной «заботой» и новой администрации, это имеет реальное геополитическое и геоэкономическое значение для Вашингтона на среднесрочную перспективу. Но еще одной «заботой», безусловно, будет Россия, в контексте чего и будут осуществляться отношения с Украиной.

Барак Обама за два своих президентских срока Украину так и не посетил, Дональд Трамп об этом даже не думал, зато при нем были введены пошлины на украинскую продукцию из стали и алюминия - 25% и 10% соответственно. Поэтому в Киеве очень ждут визита президента Джо Байдена, хотя при этом и понимают, что Украину он будет рассматривать только в контексте противостояния с Россией.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати