ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

И снова пленки, или история о том, как Порошенко торговал суверенитетом

09:40 29.06.2020 • Денис Батурин, политолог

Так называемые «пленки» (записи разговоров) экс-президента Украины Петра Порошенко, чем дальше, тем больше становятся масштабной проблемой, что может иметь самые разные последствия – как для фигурантов «пленок», так и для стран, которые эти фигуранты представляют. Факт возникновения «пленок», их хранение до нужного времени, их обнародование говорят о вовлечённости в ситуацию самого широкого круга заинтересованных лиц и структур - это и спецслужбы, и политические круги (не только Украины, но и США), и бизнес. 

В свое время первый скандал с записями разговоров президента Украины был связан с так называемым «кассетным делом» против президента Леонида Кучмы. Это дело стало началом подготовки в публичном и информационном пространстве к первому майдану и «оранжевой революции». Обнародованные тогда записи, сделанные сотрудником охраны президента Кучмы, якобы доказывали факты его указания принять меры против журналиста Георгия Гонгадзе, который был убит. Как сами записи, так и их экспертиза, а также вроде бы раскрытое позже дело об убийстве не вызвали доверия в обществе. Однако при этом стали основанием для дискредитации Леонида Кучмы и развертывания оппозиционной пропаганды, Майдана и революции. 

Записи разговоров экс-президента Порошенко, или «пленки Деркача», были обнародованы - первая часть 19 мая, вторая 22 июня текущего года. 

Краткое содержание первой части «плёнок»: аудиоматериалы конца 2015-го - начала 2016 года содержат доказательства подкупа вице-президентом Джо Байденом президента Петра Порошенко, с целью сохранить схемы работы нефтедобывающей компании Burisma, блокировки смены украинского правительства во главе с Арсением Яценюком в угоду все тому же Байдену и преследование олигарха Игоря Коломойского по экономическим и политическим мотивам.

 

Реакция на первую порцию «плёнок» была весьма заметной как со стороны действующей украинской власти, так и со стороны затронутых этим скандалом лиц.

- Офис Генпрокурора Украины завел уголовное производство против Порошенко по статье о государственной измене; 

- Спикер Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков обратился к правоохранителям с призывом  максимально жестко отреагировать на обнародованные записи после проверки их подлинности; 

- Владимир Зеленский на пресс-конференции по случаю годовщины президентства 20 мая заявил, что он уверен - впереди приговор предшественнику и его команде: «Я думаю, они так руководили государством, что их ждет очень много различных приключений и различных приговоров»; [i] 

- Пресс-служба фракции Порошенко «Европейская солидарность» назвала обнародование плёнок попыткой дискредитировать Украину и вовлечь ее в американскую избирательную кампанию: ее цель - подорвать двухпартийную поддержку Украины со стороны США, вернуть  государство в зону российского влияния и ослабить международную проукраинскую коалицию.[ii] Сам Порошенко по этому случаю выступил с видео обращением, озвучив указанные выше тезисы; [iii] 

- Экс-заместитель главы Службы безопасности Украины, директор Агентства по реформе сектора безопасности Украины Виктор Ягун, повторил бездоказательную версию Порошенко о вмешательстве России («ранее учившийся в Москве Деркач может быть связан и с российскими кураторами», и  - «связь Деркача с Джулиани - общеизвестный факт»). Ягун также назвал публикацию записей «спецоперацией республиканцев в ответ на попытки демократов устроить Трампу импичмент». При этом он стандартно определил «интерес Москвы»: «Трамп более выгоден Кремлю, чем кандидат от демократов, втягивание Украины в американский предвыборный конфликт грозит дискредитацией Киева и ослаблением западной поддержки в отражении Украиной российской гибридной агрессии».[iv] 

 

10 июня Порошенко вместе с депутатами своей фракции ворвался в кабинет Генпрокурора Украины, вынудили должностное лицо к встрече, заявили о политическом преследовании оппозиции.[v] Такая нервная политическая активность говорит о многом, и в первую голову о том, что с правовой точки зрения Порошенко есть чего опасаться, поэтому он и его соратники делают банальные для этой ситуации заявления «о политическом преследовании оппозиции». 

Кроме того, можно было наблюдать спешно организованную  спецоперацию демократов по спасению своего кандидата с помощью медийной кампании, а также попытку использования в своих интересах коррупционного скандала, в который оказался втянут владелец близкой Байденам компании Burisma.[vi] 

 

Краткое содержание второй части: торговля украинским суверенитетом в обмен на кредит МВФ, установление контроля американцев через своих представителей над значимыми для Украины экономическими и административными структурами, откровенный лоббизм Байдена в кадровых вопросах, его просьбы повлиять на экс-премьера Яценюка.

 

Теперь более детально:

- Байден требует от Порошенко защитить главу «Нафтогаза» Андрея Коболева от премьера Арсения Яценюка и спасти его от увольнения. Это подтверждает прямое влияние американцев на «Нафтогаз». Выясняется и личность уполномоченного от Байдена в «Нафтогазе» - это член  наблюдательного совета компании Амос Хохштайн.  

- Байден прямо требует от Порошенко, чтобы Рада проголосовала за " 11 главных изменений плюс тарифы на энергоносители" - а он в ответ обещает пролоббировать в Конгрессе  гарантии на миллиард долларов для Украины. При этом  Порошенко с радостью отчитался, что тарифы взвинтили не на 70%, как требовал МВФ, а на 100%. Байден также требовал надавить на Владимира Гройсмана - спикера ВР Украины, который хотел подкорректировать условия МВФ, и жестко заявил Порошенко, что требования должны выполняться без обсуждений.

- На прошлых записях Порошенко просил прислать новому генпрокурору Юрию Луценко советника из США. На последней записи Байден сообщил, что "смотрящего" нашли, правда, не уточнив, кто это.

- Порошенко просил у Байдена, чтобы премьер Яценюк повлиял на министра внутренних дел Арсена Авакова, члена его фракции «Народный фронт», с которым у Порошенко большие проблемы.

- Байден передаёт Порошенко беспокойство Яценюка о том, что после отставки он может стать фигурантом уголовных дел. Это было в феврале 2016 года, когда шли разговоры об отставке Яценюка. Порошенко заверил Байдена, что преследовать Яценюка не намерен.[vii] 

 

Последний эпизод, с премьером Яценюком, показывает, что президент и премьер Украины общались при посредничестве вице-президента США, имея друг с другом непреодолимые противоречия, но оба были нужны Штатам как политические фигуры. Этот эпизод в очередной раз дает доказательства о внешнем управлении Украиной, чем, не стесняясь, пользовались и пользуются в своих интересах украинские политики высшего ранга.

Ещё раз повторимся - в факт появления этих «плёнок» зашито множество противоречивых интересов. О том, что идёт сложная игра, свидетельствует этапность появления «плёнок»: запустили первую порцию, посмотрели на разволновавшихся штатовских демократов, забегавшего в Генпрокуратуру нервного Порошенко, дождались спецоперации по спасению Байдена и …. опубликовали  новую  порцию. Кто же этот таинственный источник компромата?

В этой связи заслуживает внимания эпизод с  экс-депутатом Александром Онищенко, который в свое время уехал из Украины, обнародовал на Порошенко компромат и стал его врагом. А сейчас случилось интересное совпадение - обнародование «плёнок Деркача» и выход Онищенко из тюрьмы, в которой с ним, судя по его заявлениям и содержанию переговоров Байдена и Порошенко, «работали» и американские спецслужбы.  Онищенко выпустили из тюрьмы 27 мая (после обнародования первой порции плёнок), при этом суд Германии отказал украинским антикоррупционным прокурорам в экстрадиции бывшего народного депутата.  Пикантности в освобождение Онищенко добавляет то, что его компромат и «пленки Деркача» могут оказаться одним и тем же массивом информации, что не подтвердил, но и не отрицал сам Онищенко в интервью, данном после освобождения. Вот любопытный отрывок из интервью:

«То есть вы хотите сказать, что пленки "Порошенко – Байден", которые опубликовал нардеп Андрей Деркач, это ваши пленки?

– Давайте поговорим об этом при встрече…

– Вы давно знаете Андрея Деркача?

– Да. И Шокина я давно знаю. Он друг моего отца.

– Выходит, появление пленок сопряжено с датой суда в Германии? И это объясняет причину, почему они появились именно сейчас?

– Да, потому что американцы были задействованы в этом процессе в том числе. Они давали показания в Германии, обозначая, что я являюсь важным свидетелем в деле Байдена. И что дело это исконно политическое».[viii]

 

А теперь отрывок из «пленок Деркача»: «Порошенко: ...Позвольте поблагодарить за абсолютно четкий сигнал Министерства юстиции про отсутствие оснований для взаимодействия с этим преступником Онищенко. Насколько я понимаю, он провел скайп-пресс-конференцию с Вашингтоном. То есть он не приезжал в США, а вышел на связь из Европы. Он сказал, что сотрудничает с ФБР, в том числе и в проведении расследований и даче показаний на полиграфе. Я не боюсь, пусть делает, что хочет. Он - человек, который полностью себя дискредитировал. И я буду благодарен, если мы объединим усилия, чтобы привлечь его к ответственности при помощи абсолютно независимого НАБУ. Если правда, что ФБР работает с ним, во всяком случае, хотел бы знать об этом.

Байден: Нет-нет. Они этого не делают. Я говорил вам, что ФБР пришли к выводу, что у него ничего нет и прекратили, все. Нет необходимости больше говорить о нем».[ix] 

На деле, судя по всему, все оказалось не совсем так. И в этой связи напрашиваются, как минимум, два вывода. Первое - в интересах Порошенко работали как американские, так и украинские спецслужбы. Второе - информация, имеющаяся у Онищенко действительно представляет интерес для команды Трампа, и компрометирует как Порошенко, так и Байдена. 

Так что нам ещё предстоит узнать, являются «пленки Деркача» «пленками Онищенко», или демократам и Порошенко предстоит испытание ещё одной волной компромата. 

 

Последствия столь серьезных заявлений и обнародованной информации пока незначительны. Одним словом, все в украинских традициях. Очень похоже на то, что политическая борьба на этом фронте переместилась «под ковёр», в чем заинтересованы заокеанские демократы и Порошенко со своим окружением. 

Вторая порция «плёнок» добавила фактов и информации в дело о государственной измене Порошенко, которое было открыто Генпрокуратурой Украины. Однако с тех пор новой информации о расследовании этого дела не слышно. Более того, обнародовавший плёнки нардеп Деркач сообщил, что Государственное бюро расследований (ГБР) вызвало его на допрос по новому делу - о незаконной прослушке Байдена и Порошенко. Застопорилось и создание Временной следственной комиссии в парламенте, о которой заявляли представители президентской фракции  «Слуга народа».[x] 

Это заставляет предполагать, что ситуация оказалась во многом неподвластной и более сложной, чем того ожидали в офисе президента Зеленского. Как результат, команда президента в этом деле сбросила темп.  Многое станет яснее по факту: либо она продолжит давление на Порошенко и добьётся его уголовного преследования, либо дело будет спущено на тормозах. Сроки процесса  «торможения» можно определить достаточно точно - до итогов выборов президента США осенью этого года, либо до момента, когда будет понятно, кто станет следующим жителем Белого дома.

При этом «плёнки» должны стать серьезной информацией к размышлению для самого Зеленского. Это и вопросы безопасности со стороны окружения и охраны, и вопросы о том - как и о чем говорить, а главное – с кем? В зависимости от того, как ответит для себя на эти вопросы Зеленский, будет зависеть не только его политическая карьера, но и будущее страны, которая, судя по фактам, до сих пор находится под внешним управлением.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати