ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Смогут ли ЕС и США «дружить против» Китая

10:27 04.12.2020 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

Вопрос возник сразу же после того, как Financial Times сообщила о желании Европейского союза создать новый глобальный альянс с США, посредством которого предполагается противостоять военной и экономической мощи Китая. Об этом говорится в черновом варианте плана по активизации трансатлантического партнерства, подготовленном Еврокомиссией и главой дипломатии ЕС Жозепом Боррелем, который приводит издание. В данном документе уточняется, что нужно усилить взаимодействие демократических стран для того, чтобы противостоять «авторитарным режимам» и «закрытым экономикам».[1]

Издание ссылается на проект документа, который должен быть рассмотрен на саммите ЕС 10-11 декабря. План предусматривает восстановление связей по всем направлениям сотрудничества ЕС с Соединенными Штатами, включая активизацию противодействия "вызовам" со стороны Китая.

Казалось бы, зачем Брюсселю столь явно поддерживать устремления Вашингтона любой ценой сдержать Китай, который там считают главным конкурентом США в борьбе за мировое господство? Мы уже привыкли к тому, что ранее ЕС отстранялся от таких попыток, переводя европейско-китайский диалог в сферу торгово-экономических отношений.

Кстати, в упомянутом проекте документа весьма осторожно, но недвусмысленно подчеркивается:  "Как открытые демократические общества и рыночные экономики, ЕС и США согласны, что растущая международная самоуверенность Китая представляет собой стратегический вызов, даже если мы не всегда согласны, какой способ решения этой проблемы является наилучшим".[2]

Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что основная идея плана, получившего название «Новая повестка дня ЕС-США для глобальных изменений», -  не противодействие «китайским вызовам», а стремление покончить со всеми источниками трансатлантической напряженности, которых накопилось немало, особенно за годы президента Дональда Трампа.

Одним из главных разочарований Брюсселя за время правления Трампа стало нежелание Белого дома координировать действия со своими союзниками в отношении Китая. И, как отмечает Financial Times, план Еврокомиссии отражает «оптимизм и явное облегчение» в Брюсселе по поводу перспективы сотрудничества с новой администрацией США.

Но здесь все не так просто, в том числе и по возможно общей для сторон «китайской повестке». С одной стороны, Брюссель видит возможности для совместной работы по решению различных вопросов, от китайских инвестиций в инновационные компании ЕС и США до потенциальной угрозы, исходящей от внедрения технологий 5G. С другой – ЕС имеет не совпадающую с американской точку зрения на такие вопросы, как защита персональных данных, конкуренция в цифровом секторе и цифровой налог.

Нельзя забывать и о разногласиях внутри ЕС по поводу отношений с Китаем.  Некоторые страны-члены ЕС, такие как Венгрия, имеют весьма продвинутые отношения связи с Пекином, и не собираются ими жертвовать. Формат «16+1», созданный Китаем для продвижения торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества со странами Восточной и Центральной Европы, включает в себя 12 стран-членов ЕС.[3]

Есть проблемы и по гипотетической общей повестке нового американо-европейского партнерства. Например, желание Европы ввести цифровой налог на работу американских технологических гигантов, вызвавшее напряженность во взаимоотношениях Брюсселя и Вашингтона при Дональде Трампе.

В упомянутом документе Европейский союз предлагает США объединить усилия для формирования здоровой цифровой среды, сотрудничества в разработке и распространению вакцин против коронавируса и совместной работе по реформированию Всемирной организации здравоохранения. Решение главы Белого дома приостановить финансирование ВОЗ в разгар пандемии с дальнейшим выдвижением условий к организации явно не способствовали развитию отношений между ЕС и США.

Существуют и другие вопросы, требующие тщательного подхода и явной смены политики США. Брюссель, например, призывает к совместным усилиям в восстановлении системы урегулирования споров Всемирной торговой организации (ВТО), которая блокировалась США при Трампе.

Однако главный вопрос, который возникает в связи с новой инициативой Брюсселя, состоит в том, насколько равноправным может стать предложенное партнерство. Предлагается обсудить его на саммите США-ЕС в первой половине 2021 г. А это уже явное стремление «подыграть» Джо Байдену, который недавно выступил с аналогичной идеей проведения т.н. «саммита демократий».

Поэтому, похоже, инициатива Брюсселя об альянсе по сдерживанию Китая – не что иное, как желание потрафить Вашингтону в его усилиях по сдерживанию Пекина, чтобы таким образом приблизить возможность реанимации американо-европейского партнерства, которое самым серьезным образом деградировало при Трампе. А что касается будущего отношений ЕС-Китай, то Брюссель вряд ли может позволить себе их серьезное ухудшение по разным причинам, в первую голову, по экономическим.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] «ЕС намерен создать с США новый альянс для противостояния КНР — FT», https://regnum.ru/news/polit/3128121.html

[2] «ЕС намерен восстановить связи по всем направлениям сотрудничества с США», http://www.finmarket.ru/news/5364448

[3] «Новая повестка»: ЕС предлагает США объединиться против усиления Китая», https://www.gazeta.ru/politics/2020/11/30_a_13380787.shtml

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати