«Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».
Евангелие от Матфея. Глава 20
Прежде, чем обсудить свежую новость о создании в Азии – в Юго-Восточной её части с примкнувшими сопредельными островными государствами – торгово-экономического мегаобъединения под названием «Всестороннее региональное экономическое партнёрство» (Regional Comprehensive Economic Partnership), обратим внимание на некоторые, ставшие знаменитыми, публикации. Их смысл как-то не попадал в центр внимания – других забот вокруг полно – но, вот, теперь проявился во всей красе.
Имеется в виду недавняя статья «Будущее – за Азией: Способна ли Азия подняться до глобального доминирования?» («The Future is Asian: Can Asia rise to global dominance?» профессора китайских исследований в индийском Институте Джавахарлала Неру Шриканта Кондапалли (Srikanth Kondapalli). А также громкая публикация десятилетней давности, но не забытая, что вышла из-под пера бывшей в ту пору госсекретарем США Хиллари Клинтон «America’s Pacific Century» («Тихоокеанский век Америки»), которую мы подробно в свое время комментировали в материале «Политическая геометрия Вашингтона».
В первом случае индийский аналитик отмечает: «Азия стоит на очереди, чтобы занять место англосаксонской мощи и превратиться в “азиатскую систему” в поистине многополярном и многоцивилизационном порядке. Это стало возможным, благодаря недавнему возрождению Азии, учитывая ее богатое историческое наследие и наличие хороших знаний для “создания богатства”, накапливавшихся на протяжении почти 2000 лет истории, до тех пор, пока европейский колониализм не сокрушил азиатского гиганта».
Но он-то пишет это на рубеже 2020 года, а Хиллари Клинтон ещё в 2011-м провозгласила стратегический разворот США от «атлантизма» к Pacific Century, сиречь… «пасифизму» (прошу простить за этот каламбур – не путать с «пацифизмом»). В её статье черным по белому высшая американская политическая власть прописала свою цель XXI века – «поход на Азию».
В ответ Председатель КНР Си Цзиньпин в своей речи в мае 2014 года предложил «азиатскую безопасность для азиатов» с прозрачным намеком на то, что далее могут последовать уже требования о выводе из этого региона «альянсов под руководством США».
Ещё одну фундаментальную констатацию представителя Азии мы находим в книге «Будущее за Азией – глобальный порядок в двадцать первом веке» её автор геостратег из Индии, работающий в США, Параг Кханна (Parag Khanna) отмечает: «In the 19th century, the world was Europeanized. In the 20th century, it was Americanized. Now, in the 21st century, the world is being irreversibly Asianized». – «В XIX веке мир был “европеизированным”, в XX-м веке – “американизированным”, в XXI-м веке мир будет “азиатизирован”». И разъясняет – почему так будет.
Азиатские параметры в глобальных индексах растут по ВВП, по сфере услуг, по доходу на душу населения, по «неформальной» экономике, по межрегиональной и внутрирегиональной торговле, по инвестициям и инфраструктурным проектам, по военным расходам и расширяющейся урбанизации, по «умным» городам и относительно более молодому «профилю населения» (за исключением общества восточной и юго-восточной Азии). В Азии – девять из 10 самых загруженных маршрутов авиалиний. В Азии – растет потребление и производство продуктов питания и энергии. В Азии отмечена более высокая эффективность управления и проч.
Впечатляющий список – не так ли? Причем, в нем – каждая позиция реальна и подтверждена жизнью и технологиями. Поэтому Параг Кханна утверждает на основании своего анализа ситуации: «Совокупный эффект от этого разнообразного роста состоит в том, что «азиатская система» не только растет, но и формирует региональные и глобальные порядки на годы и десятилетия вперед».
Вот так он видит в своей книге зону Азиатско-австралийского первенства.
Западные же общества, по его словам, с начала XXI века приходят в упадок из-за: серьезных экономических долгов, кризиса Еврозоны, роста «коэффициента Джини» (статистический показатель степени расслоения общества), политической поляризации и дорогостоящих войн на Ближнем Востоке – в Ираке, Афганистане, Сирии.
Резоны Индии и… Британии
Когда идея овладевает массами, от неё… не увернуться. И посмотрите, как начала создаваться – с чьим удивительным участием, и при скрытом, но неудивительном внедрении кого – новая гигантская зона свободной торговли, для которой, судя по всему, скоро и ВТО «будет не указ».
Ладно – Китай, ладно – страны АСЕАН (10 членов АСЕАН — Бруней, Мьянма, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам), ладно – Южная Корея, которая не очень жалует пекинские новеллы в политике и в экономике, но даже (sic!) Япония, даже Австралия, даже Новая Зеландия (ей-то уж точно деваться некуда при таком раскладе) отложили в сторону свои «принципиальные позиции» и дружно, и стройными рядами вошли в обозначенное в самом начале статьи «Всестороннее региональное экономическое партнёрство» (Regional Comprehensive Economic Partnership»). Там ещё и британцы – куда же без них – проявились со своими интересами, но об этом позже.
…Торжественное подписание документов ВРЭП произошло 15 ноября 2020 года (хоть одно глобальное позитивное событие в этом сумасшедшем году) на четвёртом совещании на высшем уровне стран-участниц в Ханое (Вьетнам). Оно состоялось – также в форме видеоконференции – сразу после проведения 15-го Восточноазиатского саммита.
Гигант региона Индия, как самостоятельная и растущая мировая Держава, пока дистанцировалась от этого гигантского же проекта. Возможно, услышала слова председателя КНР Си Цзиньпина о том, что «Китай продолжит открывать свою экономику для иностранных инвесторов» и «Китай продолжит снижать торговые тарифы». А эти две – и целый ряд других позиций – связаны с возможностями нового соглашения ВРЭП, и власти Дели совсем не готовы подыгрывать Пекину в его опережающем развитии. Тем более, что это же не индийский проект, а, в основном, – китайский.
Действительно, влиятельное издание из Гонконга «South China Morning Post» объясняет значение ВРЭП для Китая в статье «What is RCEP and what does an Indo-Pacific free-trade deal offer China?» - «Что такое ВРЭП, и что дает Китаю зона свободной торговли в Индо-Тихоокеанском регионе»: «ВРЭП будет представлять собой первые в истории отношения такого типа между Китаем, Японией и Южной Кореей – а это первая, вторая и четвертая по размерам экономики Азии. Почему ВРЭП важно для Китая? Китай стремился создать зону свободной торговли в рамках усилий по консолидации своего экономического влияния. И такие усилия значительно возросли, поскольку президент США Дональд Трамп выступал за усиление торгового протекционизма и ввел серию тарифов для основных торговых партнеров, таких как Китай, Мексика и Европейский союз… ВРЭП станет первым многосторонним соглашением о свободной торговле, в котором когда-либо принимал участие Китай».
Возможно, до Индии со временем дойдет, что игра началась на той территории Юго-Восточной Азии, которую в Дели уже включили априори в свое понимание рамок «Индо-Тихоокеанского региона» (ИТР) и сотрудничества в нем, о чем мы подробно писали в репортаже из Дели «Индия: Особенности национальной внешней политики». Так что – налицо, как говорят французы «course contre la montre» или «гонка на опережение со временем». И Индия может здесь замешкаться и остаться в результате «вне игры» со своей «прекрасной идеей» ИТР.
Но есть ещё одна весомая деталь общей картины, объясняющая происходящее, помимо констатации известного факта о соперничестве Индии и Китая – все-таки у обеих стран почти по полтора миллиарда граждан, и это обстоятельство диктует своеобразную политику, которую как-то была определена фразой: «Двое пернатых в одной берлоге не уживаются». Так что, придется искать варианты…
Так вот, в статье, опубликованной в «Asia Times» «New Delhi blithely and mistakenly assumes that having US military bases scattered across the Indian Ocean will serve its long-term interests» - «Нью-Дели беспечно и ошибочно полагает, что размещение военных баз США в Индийском океане будет служить долгосрочным (индийским) интересам», известный индийский обозреватель, бывший посол М.К. Бхадракумар (M.K. Bhadrakumar) отметил: «Индия становится союзником США». И это также не может не быть тормозом для сотрудничества Индии с ВРЭП, возглавляемым Китаем.
А англичане, о которых мы упомянули выше, не проявили открыто свой интерес к ВРЭП. Однако, присутствие в составе этого объединения Австралии и Новой Зеландии, примкнувших к нему, весьма вероятно, по совету Лондона, британский интерес демонстрирует. Действительно, королева Великобритании является главой государства в этих двух Королевствах Содружества (Commonwealth realms) – в Канберре и в Веллингтоне. Более того, не будем забывать о системе информации, созданной в рамках содружества «Пяти глаз» – разведок пяти англосаксонских государств: США, Великобритании, Канады и вошедших ныне в ВРЭП Австралии с Новой Зеландией. Подробности об этом – в нашем материале «Перспектива – “Сетевой мир”?».
И, похоже, Лондон, имеющий отличные, долговременные наработки в области взаимоотношений со своей агентурной сетью в Азии, будет вести дела так, чтобы огромный рынок ВРЭП для него «стал родным». Тем более, что у Британии в наличие глубокие исторические знания о том, как надо работать с этим регионом – вековая колонизация Индии тому залог.
А ещё у бриттов появилась теперь возможность на новой торговой площадке «насолить» Китаю, поскольку он не исполнил договоренности о сближении КНР с Великобританией, достигнутые в Лондоне в конце 2015 года, о которых мы писали в материале «Британия: Drang nach Osten». Сверх этого – Китай в 2020 году забрал себе контроль над Гонконгом досрочно, нарушив договор-декларацию с Великобританией от 19.12.1984 года о «переходном периоде для Гонконга до 2047 года».
Поэтому два «Троянских (британских) коня» в составе ВРЭП – это мина замедленного действия. Кто не верит – пусть посмотрит свежее, от 19 ноября 2020 года, заявление глав внешнеполитических ведомств Австралии, Канады, Новой Зеландии, Великобритании и США с требованием от властей Китая «следовать своим обязательствам в отношении автономии Гонконга».
В общем, скучно не будет.
Куда заведут американо-китайские противоречия?
Весь проект ВРЭП «Bloomberg» охарактеризовал так: «Самая крупная торговая сделка в мире – 15 стран, 2,2 миллиарда человек, совокупный ВВП 26,2 триллиона долларов». А английская ВВС ехидно замечает в заголовке «Крупнейшая торговая сделка в истории объединит 15 стран вокруг Китая. США остались за бортом». Хотя, причем здесь США, коли речь идет о странах ЮВА и прилегающего к ним региона?
Да, некоторые обозреватели замечают, что это была затея Обамы, даже «Доктрина Обамы» – создать Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП), и что эту идею «забодал» Трамп, придя к власти. Правильно. Но, тогда речь шла о глобальной структуре, выстраиваемой американцами – ТТП + Транс-Атлантическое торговое и инвестиционное партнерство (мы писали об этом в материале «Игра в “снежки” через Атлантику. Али булыжники скоро полетят?»). А здесь, как ни крути, создается огромный рынок, но он местный.
Хотя, как шпилька Америке, подписание состоялось 15 ноября в разгар подсчета голосов на выборах президента США, то есть – Вашингтон ничего сделать в последний момент не смог, и его просто поставили перед фактом, кто бы там скоро не был провозглашен POTUS’ом. И это – глобальная новелла: глобальные дела стали решаться без участия США.
В целом, соглашение для 15 стран-подписантов ВРЭП позволит снизить тарифы до 90% в торговле, оно должно укрепить систему защиты прав интеллектуальной собственности. Их объединенные показатели на сегодня: почти 30% мирового ВВП, население – 2,2 млрд человек, или треть жителей Планеты. По прогнозам, совместный ВВП стран ВРЭП к 2050 году может составить 100 трлн долларов. Для справки – сегодня весь ВВП мира оценивается в 80-85 трлн долларов.
Да, тот же «Bloomberg» полагает, что это ВРЭП «грозит» вырасти в сделку, создающую крупнейший в мире блок свободной торговли, чей совокупный ВВП уже сейчас (и без Индии) существенно больше, чем у ЕС или США. Но, согласно тем же канонам западной экономической мысли, даже с точки зрения, которая царствует в западной теории «экономикс» (она отвергает наличие кризисов, как таковых, а за окно посмотреть им себе дороже), «конкуренция» = «благо для развития». А тут, как увидали нового мощного конкурента, так и задергались. И как теперь их профессуре-то верить?
Мало того, получив задуманный результат в ЮВА, Китай планирует создать и возглавить ещё одну гигантскую зону свободной торговли. Китайская «South China Morning Post» пишет, что КНР собирается профинансировать развитие африканской зоны свободной торговли, охватывающей 55 стран континента с совокупным ВВП в 3,4 триллиона долларов США и около 1,3 миллиарда жителей, число которых быстро увеличивается. Африка вообще, по некоторым прогнозам, может стать самым быстроразвивающимся регионом Земли в XXI веке, о чем мы писали в материале «Разворачивается борьба за Африку».
Ожидается, что афро-китайская зона свободной торговли, штаб-квартира которой находится в столице Ганы Аккре, вступит в силу в 2021 году после задержки, вызванной пандемией коронавируса. Все 55 членов Африканского Союза, кроме одного – Эритреи, подписали это соглашение.
И это торгово-экономическое наступление Китая по разным азимутам не может не нервировать США. Трамп, пока при власти, принял на днях очень жесткое решение в плане американо-китайских торговых отношений. Он подписал 12 ноября 2020 года «Исполнительный указ об устранении угрозы от инвестиций в ценные бумаги, финансирующих коммунистические китайские военные компании» - «Executive Order on Addressing the Threat from Securities Investments that Finance Communist Chinese Military Companies» с запретом с 11 января 2021 года на «любые сделки с публично торгуемыми ценными бумагами или любыми ценными бумагами, которые являются производными от таких ценных бумаг, или предназначены для обеспечения инвестиционного воздействия на такие ценные бумаги любой коммунистической китайской военной компании любым лицом Соединенных Штатов».
Но! В этом же Указе Трамп… подписался под словами: «Чтобы защитить Родину и американский народ, я объявляю чрезвычайное положение в стране в связи с этой угрозой». – «To protect the United States homeland and the American people, I hereby declare a national emergency with respect to this threat».
Трамп объявил в Соединенных Штатах Америки «чрезвычайное положение», сославшись на «китайскую угрозу»! И кто об этом знает?
И как Трамп может использовать это «чрезвычайное положение»?
И как это «чрезвычайное положение» повлияет на итоги выборов президента?
И как дальше торговать США с Китаем, коли американцы, если им надо, найдут след «коммунистической китайской военной компании» в любой не понравившейся им фирме КНР?
…Вот к каким размышлениям приводит этот раунд планетарного торгово-экономического противостояния Запада и Востока.
И вновь вспоминается прогноз о подъеме Тихоокеанского региона и о будущем лидерстве Азии.
А вы представляете, что значит для англосаксонского и западного, в целом, мировоззрения наблюдать за тем, как угнетавшийся ими веками «Третий мир» вдруг на глазах обгоняет бывших колонизаторов и становится Первым на Планете? Это же не просто «ломка», это – тот самый когнитивный диссонанс, от которого в последнее время страдают многие в Большой Политике.
И видно, что в этом деле без боя Запад – в лице и активных США, и вкрадчивой на словах, но жесткой на практике Великобритании (а надменная Европа, кажется, уже проиграла эту «игру на выбывание») – своих позиций просто так не уступит.
Действительно, скучно не будет.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs