ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство: ожидания и риски

12:14 19.11.2020 • Олег Парамонов, Доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Подписание 15 ноября 2020 г. в Ханое на полях 37-го саммита АСЕАН Соглашения о всестороннем региональном экономическом партнёрстве (ВРЭП) можно считать одним из наиболее значимых событий «коронавирусной эпохи». Вместе с тем, в Восточной Азии даже позитивные с точки зрения восстановления пострадавших от пандемии региональных экономик события рассматриваются в логике поиска победителей и проигравших. При этом взгляды чаще всего обращаются в сторону двух ведущих региональных игроков - Пекина и Токио.

Япония, на первый взгляд, является скорее проигравшим в «битве» региональных проектов. Действительно, после выхода в 2017 г. США из Транстихоокеанского партнёрства (ТТП) Японии пришлось взять на себя функцию «спасателя» этого союза. Во многом благодаря её усилиям в 2018 г. в Сантьяго было сформировано реформированное образование - Всеобъемлющее и прогрессивное Транстихоокеанское партнерство (ВПТТП). Однако, мегапроектом это обновлённое партнёрство так и не стало. Его недостаточная привлекательность для отдельных азиатских государств была связана не только с выходом из него Вашингтона, но и с включением в него таких чувствительных для многих азиатских стран таких сфер как экология, интеллектуальная собственность, деятельность предприятий с госучастием.

Новообразованный ВРЭП превосходит по формальным показателям ВПТТП, в том числе, по такому важному, как количество стран участников (15 против 11). В число этих стран входит, кроме Китая, такой значимый экономический актор, как Республика Корея. Вместе с тем, по своему географическому охвату ВПТТП - значительно шире, поскольку включает в себя ряд стран американского континента, которые, впрочем, сегодня проигрывают государствам Восточной Азии во влиянии на ситуацию в мировой экономике.

На первый взгляд, Китай, оставшийся в своё время без приглашения в ТТП, в результате «прибрал к своим рукам» региональную интеграционную повестку.

Но сложившуюся ситуацию следует скорее рассматривать не столько с точки зрения конкуренции конкретных интеграционных проектов, сколько с позиции подходов Пекина и Токио к вопросам региональной архитектуры. Если Пекин выступает за то, чтобы региональные вопросы, в том числе и экономические, разрешались без внешнего вмешательства, то Токио последовательно продвигает принцип «открытого регионализма», подразумевающий активное вовлечение в региональную повестку внешних по отношению к Восточной Азии игроков, прежде всего, США, Индии и государств южной части Тихого океана. Японский подход нашёл своё выражение и в названии активно поддерживаемой бывшим премьер-министром Японии Синдзо Абэ и его единомышленниками концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», которая во многом была принята администрацией Д. Трампа за основу собственной Индо-Тихоокеанской стратегии. Однако, правительство Японии выступает за более мягкий вариант реализации идеи ИТР, предпочитая инфраструктурное обустройство региона и свободу судоходства жёстким действиям США по сдерживанию Пекина в традициях холодной войны. Подобная позиция Токио может найти значительную поддержку среди многих государств-участников новообразованного ВРЭП.

Токио прилагал значительные усилия для более тесного вовлечения АСЕАН в Индо-Тихоокеанскую повестку. Принцип центральной роли АСЕАН в решении региональных проблем безопасности ранее был объявлен Токио соответствующим концепции Индо-Тхоокеанского региона. То обстоятельство, что страны АСЕАН фактически взяли на себя инициативу по работе над соглашением ВРЭП, в целом соответствует интересам Токио. Это может способствовать, как там надеются, и заинтересованности Китая в дальнейшем развитии отношений со своими соседями.

Что касается «открытого регионализма», то отказ Индии от участия во ВРЭП способствует серьёзному усилению региональных позиций Китая, поскольку Австралия и Новая Зеландия могут оказаться «плохими помощниками» для Токио в вопросах сдерживания напористости Пекина. Впрочем, условия ВРЭП подразумевают возможность возвращения Индии. Но всё же главные надежды Токио были связаны с возвращением США в ТТП, хотя основания для подобных ожиданий выглядят несколько преувеличенными.

Несмотря на то, что в вопросе определения победителя выборов Президента США, по мнению Дональда Трампа, окончательная точка ещё не поставлена, Джозеф Байден твёрдо намерен принимать дела в Белом Доме. И здесь в Токио могут оправданно рассчитывать на то, что новая американская администрация вместо торговых войн будет применять более гибкую стратегию. В ходе выборной кампании Джозеф Байден не затрагивал чувствительную для своих политических оппонентов тему возвращения США в ТТП. Кроме того, ситуация политического раскола между американскими группами элит делает практически пока невозможным достижение консенсуса между демократами и республиканцами практически по любым значимым вопросам. Вместе с тем, дальнейшее увеличение регионального влияния КНР и опасения того, что ВРЭП может быть использовано Пекином для решения не только экономических, но и более широких задач, могут подтолкнуть Вашингтон к более активному участию в региональных делах и к диалоговому, а не директивному стилю взаимоотношений со своими союзниками, которым, впрочем, злоупотребляли и демократы. Так что в дальнейшем, возможно, у Токио получится убедить своего союзника вернуться в ТТП.

В отношении региональных усилий Токио появились позитивные новости, причём из Лондона. Великобритания намерена начать в следующем году формальные процедуры по присоединению к ВПТТП. По словам высокопоставленных британских чиновников, появление данных планов связано с намерением дать доступ местным экспортёрам к быстро растущему рынку АТР, что выглядит вполне логично на фоне ситуации вокруг Брекзита. Вместе с тем, по мнению Дэвида Уоррена, бывшего британского посла в Японии, британская сторона осознаёт, что ВПТТП - это не чисто экономический проект, одной из его задач является и обеспечение баланса интересов его участников в отношениях с Пекином. Детали своего участия британцы будут обсуждать в ходе закрытых консультаций с входящими в него государствами. Подобные планы Лондона также могут привести к актуализации в Вашингтоне идеи возвращения в Транстихоокеанское партнёрство.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати