Фото: russianmigration.ru.
В Институте мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской Академии наук прошло первое заседание Аналитического клуба на тему «Выборы в США: изменится ли повестка российско-американских отношений?», приуроченное к первым итогам состоявшейся в Соединенных Штатах президентской кампании.
Открывая мероприятие, президент ИМЭМО РАН, академик РАН, доктор экономических наук Александр Дынкин подчеркнул, что еще в июне стало понятно, что, несмотря на заверения функционеров Демократической партии, никакого триумфа Джозефа Байдена на выборах не состоится, а победитель будет определен в рамках юридических процедур. Примерно так и произошло. По словам ученого, несмотря на серьезные разногласия между Вашингтоном и Москвой, Россия связана с США одной цепью, имя которой – уравнение балансов стратегических вооружений. «Что бы ни происходило во взаимоотношениях наших стран, вопросы нераспространения и контроля над вооружениями остаются в центре внимания значительной части экспертных сообществ России и Соединенных Штатов», – пояснил А. Дынкин.
Чего России ждать от новой администрации Белого дома?
Отвечая на этот вопрос, директор ИМЭМО РАН, член-корреспондент РАН, доктор политических наук Федор Войтоловский отметил, что администрация Дональда Трампа, пришедшая во власть на волне критики предшественника – Барака Обамы, пыталась предпринимать действия на внешнеполитической арене по принципу «от противного». В то же время все ее импровизации были продиктованы внутриполитической логикой, направленной на корректировку экономического курса, предпринимавшегося ранее. С другой стороны, поскольку Трамп не был связан с истеблишментом, в своих дипломатических импровизациях он не был зависим от него, предпринимая достаточно размашистые шаги. Например, он вышел из Транстихоокеанского партнерства (ТТП), переговоры о котором велись на протяжении целого ряда лет, а переговоры по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП) закончились, по сути, ничем. Принципиально отличалась политика Д.Трампа в отношении КНР: если Б.Обама оказывал на Пекин мягкое давление преимущественно по вопросам торгового регулирования, то Трамп перешел к значительно более жесткой риторике, сопровождая ее более решительным вытеснением китайских компаний из страны. Что же касается контроля над вооружениями, то Дональд Трамп последовательно выходил из всех многосторонних соглашений, заключенных за последние тридцать лет, одновременно не давая ходу инициативам, которые можно было бы осуществить в качестве альтернативы. Показательным стал выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе и фактическое возвращение Вашингтона в одностороннем порядке к режиму санкций против Тегерана. Контрастом этой политике была предвыборная позиция Джозефа Байдена, который заявлял о необходимости активизировать связи с союзниками по Североатлантическому альянсу и со структурами Европейского союза, во многом порушенные Трампом. Кроме того, в отличие от своего оппонента, кандидат-демократ заявлял о готовности к продлению договора по ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) на пять лет без каких-либо предварительных условий.
Старший научный сотрудник корпорации RAND (США) Сэмюэл Чарап считает, что в настоящее время от системы контроля над вооружениями и архитектуры безопасности «мало что осталось». Это произошло из-за того, что при Трампе США вышли из многих соглашений и договоров, руководствуясь самыми различными поводами, общий смысл которых сводился к одному – эти документы якобы связывали руки Вашингтону во внешнеполитических делах. Но подобные шаги лишь осложняют позиции самих Соединенных Штатов. Поэтому, вне зависимости от собственного желания, Байдену, хочет того или нет, придется разговаривать с Москвой и обсуждать весь спектр существующих разногласий. Косвенно надежды на этот вариант развития событий подпитывала его предвыборная кампания, в ходе которой делался акцент на многостороннюю дипломатию и решимость восстановить членство хотя бы в некоторых соглашениях, из которых прежняя администрация уже успела выйти.
Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН, кандидат политических наук Виктория Журавлева отметила, что у внешней политики США существуют два уровня. Один из них – президентский – можно было бы условно назвать уровнем интерфейса. Но наиболее важен не он, а концептуально-стратегический уровень, имеющий прямое отношение к тому, какие шаги Вашингтон предпринимает на практике. В этом смысле особых иллюзий питать не стоит: главной целью Соединенных Штатов остается обеспечение и сохранение своего лидерства в рамках меняющегося глобального порядка. «Характер росcийско-американских отношений уже сложился, и меняться он, скорее всего, не будет. Тем более не стоит ждать отмены санкций, которые выступают рамочным каркасом для любых контактов с Москвой», - заявила В.Журавлева.
Со своей стороны А.Дынкин отметил, что откровенно одиозных фигур, вроде Джона Болтона, в окружении Байдена не будет. «Однако это не означает, что будет легко: проще договориться об ограничении их числа, чем установить контроль непосредственно над их производством», - заметил он.
Продолжая свою мысль, Ф.Войтоловский предположил, что Байден, в случае своей победы, в большей мере, чем Трамп, будет придерживаться институционалистских принципов. Это будет означать курс на возрождение прежних форматов взаимоотношений с союзниками. В то же время нужно понимать, что пространство для маневров Москвы и Вашингтона слишком узко: до 2014 года торгово-экономический оборот с США составлял 40 млрд. долларов. Затем он резко упал, для того, чтобы слегка вырасти в 2019 году (20 млрд. долларов).
Кроме того, необходимо иметь в виду, что традиционная для России и США тема международной безопасности дополняется новой повесткой, связанной с появлением у современных армий новых видов вооружений, включая БПЛА, гиперзвуковые системы. «Хотелось бы, чтобы в США осознавали возможности рисков и были готовы к диалогу по этим вопросам», - заметил директор ИМЭМО.
Правда, Ф.Войтоловский не исключил, что при Байдене интересы США и России продолжат сталкиваться на постсоветском пространстве, сопровождаясь традиционной для демократов риторикой о необходимости реформ в области государственного управления и соблюдения прав человека. Во всяком случае, Вашингтон не желает мириться с тем, что у России существует своя сфера влияния в бывшем СССР, и продолжит политику ее ослабления.
Со своей стороны, С.Чарап отметил, что в Вашингтоне нисколько не сомневаются в логичности и разумности санкций, введенных против Москвы. Их мотивы объяснялись по-разному – от «аннексии Крыма» до «вмешательства в выборы в США». «В любом случае, нормализация отношений или хотя бы шаги в этом направлении невозможны без устранения фундаментальных раздражающих вопросов с обеих сторон. Нам остается лишь наблюдать, получится такой разговор или нет», - заметил он.
Этот тезис вызвал возражение со стороны А.Дынкина. По его словам, сложные вопросы, в том числе территориального характера, существуют у Вашингтона с целым рядом его внешнеполитических партнеров, но это никак не мешает при необходимости закрывать на них глаза. «Достаточно вспомнить ситуацию вокруг Северного Кипра, которая не мешает поддерживать контакты с Анкарой, а кашмирский вопрос не закрывает перечеркивает для Вашингтона важности контактов с Дели», - отметил ученый.
США как расколотое общество
Тем не менее, положение внутри США остается довольно сложным. По словам А.Дынкина, победитель прошедших выборов в США еще не определен окончательно. Но если им станет Байден, то это произойдет исключительно благодаря пандемии коронавируса. Именно она привела к многочисленным обвинениям Трампа в неспособности обеспечить должную медицинскую помощь пострадавшим, а также подтолкнула к использованию «почтового» голосования. Положение в экономике свидетельствует скорее в пользу кандидата-республиканца. В частности, 29 октября были обнародованы данные, согласно которым рост ВВП США в третьем квартале 2020 года составил рекордные 33,1%. Финансовые рынки были также за Трампа, поскольку Байден обещал усиление госрегулирования и проведение налоговой реформы, что вряд ли могло понравиться бизнесу. Кроме того, республиканцы сохраняют контроль над Сенатом, что дополнительно усиливает их позиции.
Неоднозначность результатов голосования, отсутствие однозначного победителя неизбежно подталкивают США к новым уличным столкновениям. «Гражданское противостояние по-прежнему достаточно острое. В первую же ночь после голосования в ряде штатов, включая Аризону, активизировались сторонники Трампа, потребовавшие прекратить пересчет голосов, инициированный Демократической партией. Можно сказать, что пока активность проявляют не афроамериканцы и латиносы, а белые консервативные мужчины с оружием. Но нельзя исключать, что в поддержку Байдена выступит определенная часть сторонников этнических и гендерных меньшинств. Страна сильно расколота, и любой исход выборов не устроит проигравших», - пояснила В.Журавлева.
А. Дынкин отметил, что на волне прихода Дональда Трампа в Белый дом в 2016 году в некоторых российских политических кругах получило распространение явление, которое можно условно назвать «трампоманией». Считалось, что в отличие от своего предшественника-демократа, новый президент будет более прагматичен. Отчасти это оправдалось, но в отношениях с Москвой никаких особых изменений не произошло. Напротив, Украина стала получать летальное вооружение из США. Расширились ряды НАТО: туда вступили Черногория и Северная Македония. Единственным положительным эффектом стало отсутствие у Трампа устойчивой идиосинкразии в Москве, поскольку, не будучи сам частью политического класса США, он рассматривал отношения с Россией как поле для импровизации. Но это, пожалуй, был единственный положительный фактор, поскольку противодействие конгресса сводило на нет любые попытки смягчения отношений наших стран и даже способствовало усилению санкционного давления на Россию.
Нынешние выборы дополнительно осложнили ситуацию, теперь уже в рядах Республиканской партии. «Её ряды далеко не едины. Да, старый истеблишмент против Трампа, но этого нельзя сказать о более молодом поколении. Можно даже утверждать, что в последние годы президентства Трампа республиканцы были значительно более едины, чем демократы. Во всяком случае, противостояние в обществе США и в политических кругах этой страны может растянуться на все 20-е годы ХХI века. Сейчас США переживают своеобразную «диктатуру политкорректности», которая оказывает серьезное воздействие на восприятие внутренних и внешних проблем. Ситуация прояснится, скорее всего, на следующих выборах, которые, скорее всего, будут иметь для Соединенных Штатов определяющее значение, поскольку на авансцену выйдут политики поколения информационных технологий, а ветераны уйдут на покой», - констатировал А.Дынкин.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs