ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Образовательные и культурные стратегии ЕС

12:31 20.10.2020 • Ксения Табаринцева-Романова, Доцент, Кафедра теории и истории международных отношений УрФУ

Основной повесткой в области культуры и образования продолжает оставаться выработка мер противостояния вирусу COVID-19. Несмотря на ослабление условий самоизоляции, вопрос о цифровизации и дистанционном обучении остается весьма актуальным. В июне 2020 г. состоялась очередная неформальная видеоконференция министров образования, где обсуждались основные достижения и трудности обучения и преподавания онлайн во время пандемии, а также перспективы развития инноваций в области образования. В итоговом отчетном документе, подготовленном Хорватией, председательствовавшей на тот момент в Совете ЕС, подчеркивается, что системы образования и профессиональной подготовки прошли огромные испытания в последние месяцы. «Оглядываясь назад, важно изучить и понять уроки этого кризиса в качестве основы для движения вперед и для принятия решений в будущем», – отметил сменяющийся председатель А.Пленкович. В июле текущего года Германия стала государством-председателем ЕС. В предложенной страной программе, к сожалению, отсутствуют отдельные параграфы, посвященные образованию и культуре. Данные сферы инкорпорированы в подтемы, связанные с развитием инновационных технологий, сетей коммуникации, цифровизации. В документе отмечается, что культура и СМИ играют ведущую роль трансляции европейской идентичности, европейских ценностей, истории и культуры. Планируются дальнейшая поддержка программы «Креативная Европа» и развитие межкультурных отношений, однако конкретные меры на данный момент не были озвучены. В этом же месяце Европейская комиссия представила новый пакет мер по облегчению доступа на рынок труда. Данный документ был охарактеризован членом Комиссии по вопросам занятости и социальных прав Н.Шмитом, как «философия: навыки для работы». В разделе, содержащем описание компетенций общей коммуникации и необязательную рекомендацию по профессиональному образованию и обучению, прописаны основные задачи в области обучения на 2025 г., а именно: увеличение доли взрослых до 50% в возрасте от 25 до 64 лет, которые обучались бы в течение последние 12 месяцев (по сравнению с 38% в 2016 г.) и доли 16-74-летних до 70%, обладающих базовыми цифровыми навыками, (по сравнению с 56% в 2019 г.); увеличение до 82% доли трудоустроенных выпускников и до 8% доли учащихся, которые пользуются мобильностью для обучения за границей. Для достижения поставленных задач, Комиссия предлагает ряд инициатив, в числе которых запуск обновленного портала Europass и возобновление Альянса ученичества. Также Комиссия обязалась представить стандарты качества, обеспечить прозрачность прохождения краткосрочного обучения и рассмотреть предложение о создании индивидуальных счетов с целью стимулирования непрерывного обучения. Напомним, что Европасс – это инициатива ЕС по стандартизации информации о квалификации и профессиональном опыте работников на европейском пространстве. Предусматривает наличие 5 документов, составленных на одном из официальных языков ЕС (резюме, языковой паспорт, паспорт мобильности, приложение европаспорта к диплому о высшем образовании, приложение европаспорта к документу о начальном профессиональном образовании. Европейский альянс ученичества (EAfA) объединяет правительства и ключевые заинтересованные стороны с целью повышения качества, предложения и общего имиджа ученичества во всей Европе, а также содействия мобильности учеников. Эти цели продвигаются через национальные обязательства и добровольные обязательства заинтересованных сторон.

М.Габриэль, член Комиссии по инновациям, исследованиям, культуре, образованию и молодежи, дополнила: «пандемия COVID-19 показала, что более глубокое сотрудничество между странами, дисциплинами и культурами – единственный способ выхода из кризиса и повышения устойчивости. Такие европейские университеты являются ключевым кирпичиком для строительства европейского образовательного пространства». Опрос 17 европейских университетов, отобранных в прошлом году, показал: 96% считают, что они были бы лучше подготовлены к борьбе с пандемией коронавируса, если бы уже полностью функционировали к этому времени (а не всего 6-9 месяцев). Более 60% опрошенных считают, что пребывание в составе европейского университета уже помогло решить текущие трудности, связанные с кризисом. Была отмечена эффективность и успешность проекта по созданию виртуальных межуниверситетских кампусов, предлагающих совместные смешанные курсы и общие учебные блоки, интегрированные в учебные планы всех университетов-членов. Европейские университеты также нацелены на дальнейшую поддержку обучения на протяжении всей жизни, предоставляя учащимся всех возрастов возможность получить официальные документы об образовании, присуждаемые после завершения краткосрочных курсов или модулей. Напомним, что европейские университеты – это различные типы высших учебных заведений: от университетов прикладных наук, технических университетов и школ кино и медиаискусства до комплексных и научно-интенсивных университетов. В их работе примут участие около 280 высших учебных заведений из всех государств-членов и за их пределами, расположенных не только в столицах, но и в более отдаленных европейских регионах. Каждый альянс состоит в среднем из семи высших учебных заведений. В то время как некоторые альянсы носят всеобъемлющий характер и охватывают все дисциплины, другие, например, фокусируются на устойчивом развитии, здоровье и благополучии, цифровизации и искусственном интеллекте, искусстве, инженерии или космосе. В общей сложности бюджет 41 европейского университета составляет до 287 млн евро. Каждый альянс получает до 5 млн евро от программы «Эразмус+» и до 2 млн евро от программы «Горизонт 2020» в течение трех лет, чтобы начать реализацию своих планов и проложить путь для других высших учебных заведений по всему ЕС. Что касается внедрения цифровых технологий в культурную сферу, самым обсуждаемым вопросом стало внесение поправок в рекомендацию 2011 г. по оцифровке культурных материалов и сохранению их в цифровом виде. По сути, это вопрос, поставленный Европейской комиссией в ходе публичных консультаций о возможностях, которые предоставляют цифровые технологии для сектора культурного наследия. На очередном заседании в июле 2020 г. депутаты Европарламента выступили с критикой Комиссии «за ее «красивые слова» и отсутствие интереса к культурному сектору». Во время дискуссии М.Схинас предложил восстановить культурный и творческий секторы, которые сильно пострадали от пандемии. Вице-председатель Комиссии также подчеркнул, что различные программы финансирования, помимо «Креативной Европы», которая специально посвящена культуре, например, «Горизонт» и «Цифровая Европа» могут способствовать восстановлению сектора после 2020 г.

Однако этих заявлений было недостаточно, чтобы успокоить евродепутатов. «Комиссия, похоже, не видит серьезности ситуации», – посетовала П.Каммереверт, представитель социал-демократов Германии. «Это всего лишь несколько капель в море. Ни фонд восстановления, ни следующая многолетняя финансовая программа действительно не учитывают культурный и творческий сектор», – добавила П.Каммереверт, призывая выделить 2% от европейского плана восстановления на культуру. Л.Фарренг («Обновляя Европу», Франция) осудила «нелепую сумму», выделенную на программу «Креативная Европа», напомнила, что «сумма увеличилась всего на 8%, хотя Европарламент запросил вдвое больше», и отметила, что ЕС выделяет на культуру только 0,14% своего бюджета». «Восстановление должно стать моментом, когда культура перестанет быть следствием другой деятельности ЕС», – прокомментировала С.Йенбоу (Зелёные—Европейский свободный альянс). В качестве меры по устранению последствий коронавирусного кризиса Комиссия предложила предоставить городам Риека (Хорватия) и Голуэй (Ирландия) возможность продлить их год в качестве Европейских столиц культуры 2020 г. до 30 апреля 2021 г. М.Габриэль подчеркнула: «культура сильно пострадала от пандемии, и европейские столицы культуры не являются исключением. Несмотря на энергию, энтузиазм и профессионализм своих команд и партнеров, Риека и Голуэй не смогли развернуть свои программы культурной столицы Европы 2020 г., как планировалось. Я надеюсь, что оба города воспользуются предоставленной им возможностью продлить свой особый год». С момента вспышки коронавирусного кризиса Комиссия находилась в тесном контакте с командами всех европейских столиц культуры в период 2020-2023 гг. Риека и Голуэй пострадали наиболее серьезно, они были вынуждены отложить или отменить все мероприятия с марта 2020 г., не имея никакой ясности относительно того, когда можно будет возобновить свои программы и на каких условиях. На практике города не смогли реализовать запланированные мероприятия и извлечь выгоду из своих усердных приготовлений. В Тимишоаре, Элефсине и Нови-Саде, выбранных культурными столицами на 2021 г., пандемия привела к неопределенности высокого уровня почти во всех областях подготовки, например, в вопросах финансирования и будущих правилах безопасности. Кроме того, ограничения на поездки резко сократили туристические потоки и возможности для европейского и международного партнерства. Меры по борьбе с коронавирусом существенно замедлили подготовительную работу. Европейские культурные столицы 2022 г., Каунас (Литва) и Эш (Люксембург), а также Веспрем (Венгрия) в 2023 г., пострадают в меньшей степени, поскольку у них еще есть время скорректировать свои программы с учетом различных сценариев будущего. Как мы видим, принимаемые меры в области культуры и образования по выходу из кризисной ситуации, связанной с пандемией, не являются полными и достаточными и вызывают критику со стороны Европарламента. Наиболее успешной и реализуемой является инициатива по внедрению цифровизации в данные отрасли.

 

По материалам: «Европейский Союз: факты и комментарии».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати