8 октября главы МВД стран-членов ЕС провели видеоконференцию по вопросам миграции. Пожар в лагере для беженцев «Мориа» в Греции подтолкнул лидеров ЕС к обсуждению перераспределения мигрантов. К этому призывают страны региона Средиземноморья, которые вынуждены принимать весь удар на себя. План ЕК не подразумевает введения квот по приему беженцев, но все же заставляет всех членов ЕС участвовать в решении проблемы. Такой компромисс не устраивает ни одну из сторон. Комментирует ситуацию доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского Университета Наталья Еремина.
Анализируя ситуацию в миграционной сфере ЕС, следует обратить внимание на несколько ключевых сюжетов. Во-первых, можно констатировать, что в ЕС миграционные вопросы – одни из наиболее чувствительных для взаимодействия наднациональных и национальных институтов; национальные государства не стремятся решать их через делегирование дополнительных полномочий в руки Брюсселя, связывая эту политику непосредственно со своим суверенитетом. Во-вторых, миграционный кризис, пик которого мы относим к 2015 г. (тогда только морским путем прибыло более 1 млн. человек), оказался экзистенциальным для интеграционной группы, с учетом того, что он взаимосвязан со всеми другими ключевыми вопросами (общее пространство, финансирование, имидж ЕС, ценности ЕС и т.д.). В-третьих, миграционный кризис сделал отчетливыми различные группы стран внутри коммунитарной среды, с точки зрения отношения к иммигрантам (своим непринятием коммунитарной политики отличились страны Вышеградской группы, еще большее разделение отмечено в целом между странами Южной Европы (Италия, Испания, Греция), которые приняли весь удар потоков иммигрантов на себя, не имея достаточно средств и технических, инфраструктурных возможностей для решения проблем, и странами Северной Европы, которые на первых порах этого кризиса пытались показать высокие идеалы и стандарты, но также столкнулись с нарастающим числом проблем, заставивших вносить поправки. В-четвертых, обострились вопросы безопасности, ведь наиболее громкие теракты в странах ЕС произошли в ходе развертывания кризиса, а под видом беженцев в страны ЕС попадали и террористы. В-пятых, миграционный кризис повлиял не только на социально-экономическую сферу, но и на политическую. В частности, можно отметить рост влияния новых партий, в первую очередь, крайне правых. Таким образом, миграционный вопрос вновь обострил споры вокруг дилеммы национального суверенитета и объема коммунитарной власти.
В Брюсселе, видимо, это хорошо осознают, раз 23 сентября 2020 г. предложили принять новый Пакт по миграции и предоставлению убежища с целью создать более предсказуемую и управляемую систему, позволяющую отказаться от ad hoc решений. В центре этого плана лежит гибкий принцип, когда государства в соответствии со своими возможностями определяют свою меру участия, также само участие рассматривается как многоплановое и связано не только с приемом самих беженцев. Хотя, отмечено, что в случае ухудшения ситуации страны должны следовать более жестким и конкретным решениям, принимаемым в Брюсселе. Не менее важным станет работа миграционных ведомств ЕС, прежде всего, Агентства Фронтекс. Подобные действия основываются на взаимодействии государств ЕС друг с другом и с третьими странами, из которых и прибывают иммигранты.
Эту стратегию можно оценить положительно в контексте признания Брюсселем сложившейся диспозиции и отказа от чрезмерного давления. Таким образом устанавливается баланс между национальными и коммунитарным уровнями управления. Однако искомая солидарность сложно достигается благодаря изменениям только в отдельной взятой сфере управления. Наиболее значимым фактором здесь является, по-прежнему, финансовые инструменты, вопросы перераспределения средств. Тем более, данная задача трудно достижима, когда мы говорим о таких новичках в группировке как Польша, умеющая активно лоббировать свои интересы, традиционно получающая большие, по сравнению с другими государствами, преимущества, выраженные в финансовом измерении (так, Польша осталась крупнейшим грантополучателем программ региональной политики, невзирая на изменения в финансовой сфере). При этом сам миграционный кризис окончательно так и не урегулирован. Проблемы на Ближнем Востоке никуда не делись, а позиция Турции в этом контексте не способствует умиротворению ситуации, и здесь особенно показателен переговорный процесс с ЕС. Президент Турции постоянно с 2016 года угрожал ЕС открыть границы для беженцев, что в итоге и сделал в марте 2020 г. Таким образом, Брюссель вынужден признать эту диспозицию и, по крайней мере, обезопасить свои внешние границы и не допустить влияние миграционных проблем на услужение внутренних взаимодействий между странами-участницами.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs