Предпринимаемые Польшей шаги в отношении Белоруссии свидетельствуют о том, что после президентских выборов, официальным победителем которых стал действующий глава республики Александр Лукашенко, Варшава превратилась в главного внешнеполитического оппонента Минска.
Формирование правительства Белоруссии в изгнании с торжественным вручением премьер-министром Матешуем Моравецким «президенту» Светлане Тихановской ключей от виллы, где отныне будет размещаться Белорусский дом (Dom Białoruski) как штаб-квартира белорусской оппозиции, упрощение визовых требований и условий для трудоустройства в Польше белорусских оппозиционеров – это лишь официальный перечень мер, инициированных польскими властями (1,2). При всем понимании различного отношения к происходящим в Белоруссии политическим процессам, эти действия вызывают, по меньшей мере, удивление. За этим стоит история.
Магистральной линией польской восточной политики с конца 1980-х остаётся проект ULB (Украина – Литва – Белоруссия) авторства Ежи Гедройца и Юлиуша Мерошевского, озвученный ими в 1970-х годах в польской эмигрантской среде в Западной Европе. Идеологическим основанием проекта является окончательный отказ Варшавы от претензий на «восточные территории», в т.ч., как считали авторы концепции, на центры польской культурной и духовной жизни (Львов, Вильнюс), но при одновременном отказе России, как центра союзного государства, от интеграции этих территорий в единое пространство СССР.
Таким образом, на современном этапе Союзное государство России и Белоруссии видится современным последователям Гедройца нарушением «предписанного» им геополитического порядка. Наметившееся в данный момент более тесное взаимодействие двух стран, вообще, воспринимается как угроза национальной безопасности Польши, поставленной в прямое отношение от успеха проекта ULB.
Доктрина Гедройца – Мерошевского только на первый взгляд кажется демократичным и прагматичным способом уравновешивания польско-российских отношений. На деле она приводит к противоположным результатам, хотя Варшава утверждает обратное.
Во-первых, она подспудно «цементирует» раздельное и конкурентное существование трёх восточнославянских государств (Россия, Украина, Белоруссия) без права на свободную интеграцию в любые союзы, как будто эти государства, раз уж Гедройц и Мерошевский говорят об их независимости, обязаны спрашивать на это согласия Польши.
Во-вторых, доктрина ULB оставляет за Варшавой негласное право жёстко реагировать на любой намёк на интеграцию Москвы, Минска и Киева, что мы и видели во время госпереворота на Украине в 2014 г.
В-третьих, по их мнению, избежать интеграции постсоветского пространства можно лишь при условии правления в республиках бывшего СССР националистических режимов, а такие режимы, как показывает история с Украиной, черпают идеологическое вдохновение в радикальных формах национализма, а порой и неонацизма.
В-четвёртых, Гедройц не скрывал планов использовать Украину против России, чтобы заставить Россию отвечать Украине, заставив их заниматься взаимно ослабляющей борьбой, в которой Польша примет на себя роль рефери.
И, наконец, в-пятых, при внешнем демократизме доктрина Гедройца – Мерошевского абсолютно игнорирует мнение миллионов украинских и белорусских граждан с русским самосознанием. Для «демократов» Гедройца и Мерошевского этих людей не просто не существует, они должны быть вытеснены из демократического процесса принятия решений и приговорены к насильственной политической и этнической ассимиляции, т.е. посредством закондательных ограничений и жесткой пропаганды превращены в национал-русофобов разной степени активности, от «просвещенных», как сам Гедройц, до оголтелых, как инициатор формирования украинской дивизии СС «Галичина» Владимир Кубийович, с которым у «демократа» Гедройца в своё время сложились весьма хорошие отношения.
Доктрина Гедройца – Мерошевского – это попытка обосновать научными терминами националистические теории, зарождавшиеся еще в бывших республиках СССР . Это всё тот же узнаваемый польский ревизионизм, но в мягкой упаковке (3). Его конечным результатом должна стать выгодная для Польши идеологическая реконфигурация восточных границ без независимого участия в этом процессе большинства несогласных с этим русских, белорусов и украинцев.
Обилие хвалебных статей о Гедройце в польской прессе в двадцатилетнюю годовщину его кончины 14 сентября сего года показывает, насколько живы его идеи в политике современной Польши. Показывает, что постсоветские республики за восточной границей Польши являются для неё объектами политических опытов, результатом которых должно стать положение, при котором дальнейшее развитие этих республик замораживается на текущем этапе без перспективы сохранения экономических, исторических и культурных связей. Ведь каждый националистический режим, курируемый из Варшавы, первым делом минимизирует связи с Россией, открывая дверь для «новой» идеологии.
Помимо всего, доктрина Гедройца – Мерошевского для Украины и Белоруссии – это неизбежный приговор к бедности. Пример Украины показывает, отчуждение нынешнего националистического режима в Киеве от России и Белоруссии и его сближение с Западом не оказало на украинскую политическую и экономическую жизнь никакого иного воздействия кроме разрушающего.
Если для Варшавы белорусские и украинские земли – это «кресы», связанные с историей пребывания Польши на этих территориях, то для Минска, Москвы и Киева, как бы это кому не нравилось, это истоки общей государственности. Поэтому доктрина Гедройца, провозглашаемого чуть ли не геополитическим пророком, имеет свою «польскую» корысть. На современном этапе – это попытка «интеллектуального» обоснования непростых событий в Белоруссии и Украине с целью их отрыва от своих исторических корней и «переселения» их в лоно западной цивилизации польского образца.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
3) https://www.rp.pl/Publicystyka/200919783-Rewizjonizm-Jerzego-Giedroycia.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs