ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Идеология «чуда на Висле» в современной политике Польши

10:43 19.08.2020 • Владислав Гулевич, журналист-международник

В официальной польской историографии Варшавская битва в ходе неудачной для большевиков советско-польской войны 1920 г. плотно вплетена в идеологию оправдания польского экспансионизма в восточном направлении.

Сотый юбилей этого события, известного как «чудо на Висле», отмечается в Польше с особым размахом. Идеологическими константами данного празднества являются придание гипертрофированного значения событиям 1920 г. под Варшавой в судьбе Европы, попытки вставить её в один смысловой ряд с событиями Второй мировой и холодной войны и логически увязать с наращиванием военного присутствия Запада на восточном фланге НАТО.

Официальный дискурс намеренно избегает упоминания целого ряда невыгодных факторов, напрямую либо косвенно связанных с этим событием.

Во-первых, после Первой мировой войны независимая Польша была диктаторским государством во главе с приверженцем Речи Посполитой «от моря до моря» Юзефом Пилсудским. Вполне предсказуемо Варшава предъявляла территориальные претензии практически ко всем соседям, что вылилось в Силезское и Велькопольское восстания против Веймарской республики, в пограничный конфликт с Чехословакией, польско-литовскую, польско-украинскую и польско-советскую войну. И всё это за короткий промежуток с 1918 по 1921 годы. 

Во-вторых, Польша напала на Советскую Россию первой и без объявления войны, став участницей иностранной интервенции, осуществляемой четырнадцатью державами против бывшей Российской империи.

В-третьих, с 1918 г. и по 1939 г. в Польше проводилась кампания ревиндикации – массового уничтожения православных храмов, в т.ч. древних памятников архитектуры, грабежа церковного имущества и осквернения православных святынь руками армии и жандармерии (1). Нет исторических свидетельств того, что Польша того времени была мирным государством. 

В-четвёртых, противостояние Польши с Советской Россией было не противоборством демократии и авторитаризма, как утверждает Варшава. Некоторые западные историки называют это противостоянием польского национализма и советского социализма (2). В пользу этого мнения говорит факт массовых еврейских погромов, учинённых при польской администрации на украинских и белорусских землях. 

Был ли последующий всплеск антисемитизма в оккупированной гитлеровцами Польше 1939-1944 гг. и карательные акции польского антисоветского подполья 1944-1953 гг. против украинцев и белорусов (3) логическим продолжением национальных настроений 1920 г.?  Видимо - да, раз президент Польши Анджей Дуда в выступлении у Памятника погибшим 1920 г. на варшавском кладбище Повонзки поставил солдат войны 1920 г.в  один идеологический ряд с другими героями – солдатами 1939 г., членами антикоммунистического подполья и «теми, кто шёл с востока, чтобы Польша была свободной» (4). 

С востока шла Армия Людова (АЛ), союзница СССР в борьбе против Третьего рейха. Её польский президент упомянул чисто символически, потому что могилы солдат АЛ тоже есть на Повонзках. Но на вершине пантеона героев Варшава водрузила боевиков антисоветского подполья, виновных в убийствах мирных жителей, а командование АЛ обвиняет в сговоре с советскими «оккупантами», а рядовых военнослужащих называет жертвами сталинской пропаганды. 

В рамках акции польского правительства «Расскажем о Польше миру» (Opowiadamy Polskę światu) статью премьера Польши Матеуша Моравецкого о событиях 1920 г. опубликовали ведущие издания Франции, Италии, Греции, Турции, Болгарии, Черногории, Литвы. Сражение под Варшавой Моравецкий назвал «одним из наиболее необыкновенных событий европейской и глобальной истории…, узловым пунктом, определившим дальнейшую судьбу Польши и Европы, которое не запечатлелось в памяти человечества, как оно того заслуживает» (5). И все это – без правдивого упоминания реальных исторических фактов, они сильно портят картину «необыкновенных событий европейской и глобальной истории».

Упоминает премьер и Яна Ковалевского – математика и военного шифровальщика, сумевшего взломать шифры советской армии, обеспечив победу полякам под Варшавой. Называя Ковалевского героем, Моравецкий не раскрывает зарубежным читателям всей его биографии – участия в закулисных переговорах с гитлеровскими союзниками Венгрией, Италией и Румынией о недопущении отправки польских подразделений на Восточный фронт (операция «Тренога»), попытки привлечь в будущий антисоветский блок других участников гитлеровской коалиции – Финляндии и Болгарии. На мой взгляд, заграничная общественность по другому бы оценила идеологический облик Польши и её воинства образца 1920 г., если бы знала эти факты. 

В современных условиях Варшава «модернизирует» память о советско-польской войне для придания благородного образа процессу расширения польского политического влияния на постсоветские республики. В процессе такой «модернизации» польский национализм переименовывают в польскую демократию, польский экспансионизм – в польский патриотизм. Это - смена словесных вывесок без изменения внутренней сути польского национализма и экспансионизма. 

Без оправдания нападения Польши на Советскую Россию невозможно оправдать идеологию Речи Посполитой «от моря до моря» и претензии Варшавы на т.н. «кресы всходни» - Западную Украину, Западную Белоруссию и юго-восточную Литву. 

Советско-польская война была войной за «кресы всходни», своими причинами и последствиями она связана с последующим захватом генералом Желиговским в 1920 г. срединной Литвы и учреждением одноимённого марионеточного государства, полонизаторско-ревиндикационной акцией 1938 г. против белорусов и малорусов, раздачей польским ветеранам земельных наделов на Волыни, отобранных у коренного населения, что стало прелюдией к Волынской резне 1943 г. 

Несмотря на захват Варшавой по итогам советско-польской войны Западной Украины и Западной Белоруссии, её геополитические аппетиты не были удовлетворены. Это толкнуло Польшу на союз с  Третьим рейхом (пакт Пилсудский-Гитлер 1934 г.), который обещал ей значительные территориальные приобретения, но обернулся крахом польской государственности. К сожалению, польские историки не хотят замечать исторической взаимосвязи событий 1930-х годов в Польше с «чудом на Висле» в 1920 г. А это стоит того, чтобы не выдавать идеологические штампы за реальную историю.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


1) https://www.fondsk.ru/news/2020/08/09/kak-v-polshe-unichtozhali-pravoslavnye-hramy-51580.html

2) https://regnum.ru/news/polit/3033451.html

3) https://www.ritmeurasia.org/news--2019-03-14--polskij-institut-nacionalnoj-pamjati-okonchatelno-opravdal-ubijcu-belorusov-41573

4) https://www.pap.pl/aktualnosci/news%2C699694%2Cprezydent-o-zolnierzach-1920-polske-mamy-dzieki-nim.html

5) https://www.pap.pl/aktualnosci/news%2C699670%2Cpremier-mateusz-morawiecki-w-swiatowych-mediach-o-100-rocznicy-bitwy

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати