Понятие «восточных территорий» или «кресов всходних» (kresy wschodni) является основополагающим элементом польской геополитической мысли. Свою актуальность это понятие сохраняет на протяжении последних шести-семи столетий с момента восшествия на престол династии Ягеллонов, сторонников экспансии на восток, сменивших на троне династию Пястов, проводивших политику натиска на запад.
За этот долгий период понятие «восточных территорий» приобретало разный идеологический и геополитический масштаб, разный цивилизационный и культурологический объём, определяя парадигму восточной и во многом антироссийской политики Польши.
Ему свойственно не только военно-политическое, но и теологическое наполнение. В этом смысле «кресы всходни» ассоциируются в польском католическом сознании с праздником Воскресения Христова, подчёркивая питаемую надежду на возрождение польскости на этих землях.
Понятие «кресы» как мифологический конструкт эволюционировало от определения их как военного порубежья на стыке западно-католической и русско-православной ойкумены до «земли обетованной» (период нахождения в составе Речи Посполитой), далее через фазу «проклятого места» (в эпоху присоединения сначала к Российской империи, затем к Советскому Союзу) до «утраченного рая» (принадлежность к постсоветским республикам – Украине, Белоруссии и Литве) (1).
Таким образом, даже в современных обстоятельствах «восточные территории» остаются неотъемлемой частью как польского политического мифа, так и польского национального сознания. Польскость как таковая не существует без «кресов» и памяти о них. «Кресовость» (kresowość), как и сотни лет назад, остаётся конституирующим элементом польского культурного и политического мышления, определяет его ценности и геополитические ориентиры, остаётся его фантомной болью (2).
Важным фактором является исторически обусловленная географическая подвижность границ «кресов», что служит теоретическим обоснованием для расширения влияния Польши дальше на восток.
Первоначально восточная оконечность «кресов» пролегала по Подолью и Галиции, затем «кресами» считались уже вся Украина, Белоруссия и юго-восток Литвы. В период максимального территориального расширения Речи Посполитой крайними «кресовыми» рубежами считались российские Брянск и Смоленск, не говоря уже о Киеве и Минске (3).
Сегодня польское политическое сознание не раздвигает границы «восточных территорий» так далеко на восток. Вместо этого утвердилось другое понимание того, что такое «кресы всходни». Для современного поляка это, в первую очередь, западная часть Украины и Белоруссии, а также юго-восток Литвы – земли, которых Польша лишилась в 1939 г. Постсоветский уклад закрепил утрату этих земель в новых геополитических реалиях, что ознаменовало собой окончание процесса эволюции понятия «кресов».
До сих пор за этим понятием сохраняется его конфликтное восприятие польским сознанием, для которого «кресы» - всё то же порубежье на стыке двух цивилизационных плит. В восприятии Варшавы это порубежье несёт ту же функциональную нагрузку, что и столетия назад, являясь местом военной и политической конкуренции Польши и России. Именно так смотрят на этот регион современные польские эксперты (1).
Цель польской политики на «восточных территориях» - возродить польское культурное и политическое влияние и вплести «восточные территории» в общую канву польской исторической политики, придав им актуальности. Никакой другой соседний регион не подвержен столь пристальному вниманию польских историков, как «кресы всходни».
Варшава стремится предотвратить деполонизацию «кресов». Статистические данные свидетельствуют, что в 720-тысячном украинском Львове, некогда самом польском «кресовом» городе, польским языком как родным пользуется едва 3 тыс. человек. В сравнении с Украиной Белоруссия и Литва выглядят более «польскими». В Гродненской обл. Белоруссии в некоторых районах численность поляков достигает 80%, в Шальчининкском районе Литвы – 77,8% (4).
Поляки – самое крупное нацменьшинство в Литве и второе (после русских) – в Белоруссии. Наименее «польской» остаётся Украина. В самом «польском» Мостицком районе Львовской области численность поляков не превышает 6,3%.
В польской истории украинцы считаются самым многочисленным «кресовым» народом, поэтому (хотя и не только) усилия польской дипломатии направлены на сохранение отношений с режимом Порошенко. Послом Польши на Украине назначен Ян Пекло, сторонник негласного взаимодействия Варшавы с украинским националистическим движением. На XI Киевском форуме по безопасности он отчитался о поддержке Варшавой ряда гуманитарных проектов на Донбассе и перспективах военного сотрудничества в рамках польско-литовско-украинской бригады.
В то же время ряд польских экспертов полагают, что в условиях роста полонофобских настроений на Украине Варшаве следует сосредоточиться больше на Белоруссии, которая не менее важна, чем Украина, учитывая, что через Белоруссию пролегает самый короткий путь от Варшавы до Москвы.
В их понимании, будучи увлечена Украиной и её территориальными размерами, Варшава пренебрегает белорусским «фронтом». И, если бы в Белоруссии Польше удалось добиться дипломатических успехов (подразумевается смена внешней политики Минска на антироссийскую), значимость Украины для Польши уменьшилась бы.
С учётом текущих событий на Украине, в отношении которых точка зрения польской общественности совпадает с мнением антироссийского Запада, польское национальное сознание вновь по исторической привычке наполняет понятие «восточных территорий» конфликтными коннотациями.
В практической плоскости это проявляется в стремлении Варшавы превратить восточные границы ЕС в рубежи вражды с целью повысить собственную значимость в глазах более влиятельных оппонентов России (США, НАТО). В этих условиях «кресовость» превратилась в пребывающий на самообеспечении идеологический конструкт, лишающий польскую восточную политику шанса быть политикой мира и добрососедства.
2) http://www.teologiapolityczna.pl/polskie-bole-fantomowe-tpct-106-1
3) http://www.studiowschod.pl/artykuly/czym-sa-kresy/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs