Фото: nbcnews.com.
Исполнилось 75 лет атомным бомбардировкам японских городов Хиросимы и Нагасаки, предпринятым Соединенными Штатами Америки. В чем заключалась истинная цель ядерных ударов США по Японии? Как менялась ядерная доктрина США в течение семи десятилетий? Почему в Вашингтоне последовательно отказываются от международных договоренностей в области ядерного разоружения и контроля над вооружениями? На эти вопросы в рамках онлайн-конференции ответил научный руководитель военно-политического направления исследований Института США и Канады РАН Павел Золотарев.
По словам ученого, с военной точки зрения без бомбардировок Хиросимы и Нагасаки вполне можно было обойтись. Об этом говорит тот факт, что после бомбардировок боевые действия продолжились, несмотря на объявленное намерение Токио о капитуляции. И лишь после того, как Красная Армия нанесла решающие удары в Маньчжурии и на территории Кореи, японские вооруженные силы были окончательно разгромлены. Однако проведение таких бомбардировок было неизбежно по целому комплексу причин. Во-первых, у США появился новый вид оружия, который требовалось испытать. Во-вторых, американцы хорошо помнили бомбардировку Пёрл-Харбора 7 декабря 1941 года, и желание отомстить противнику было очень сильным. В-третьих, у них появилась возможность снизить собственные потери, нанеся серьезный урон противоположной стороне.
П. Золотарев признался, что не уверен, что практика извинений со стороны руководства США имеет какой-то смысл. «Полагаю, что все должны извлечь из этих событий урок и руководствоваться им. Необходимо учитывать, что президент США – одно из должностных лиц в руководстве страны, заявления которого далеко не всегда можно истолковывать как извинение от имени всей страны. Необходимо помнить о том, что представляет собой это ядерное оружие и не переступать определенную грань и выполнять те обязательства, которые мы приняли на себя в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия, о последовательном сокращении и в перспективе полном уничтожении ядерного оружия», – отметил эксперт.
На протяжении первых двух десятилетий после окончания Второй мировой войны господствовало представление о ядерном оружии как об оружии, принципиально не отличающемся от любого другого, только повышенной мощности. Поэтому военные планировали применение ядерного оружия точно так же, как и любого другого. И в США к прибегли к использованию его разрушительного потенциала практически сразу же после окончания Второй мировой войны, в том числе по отношению к Советскому Союзу. Элементы «ядерного шантажа» были применены Вашингтоном с целью заставить СССР вывести свои войска из Ирана в 1946 году. Когда в 1948 году разразился первый Берлинский кризис, США также использовали угрозы применения ядерного оружия по отношению к Советскому Союзу.
Причины таких действий были ясны, и лежали целиком в идеологической плоскости. После окончания Второй мировой войны авторитет СССР на международной арене серьезно укрепился, как и позиции коммунистических партий в Европе и в Азии. В тот период, когда не было современных коммуникаций, а существовали только газеты и радио, США благодаря грамотно построенной пропаганде за очень короткий период смогли сформировать совершенно другое отношение к Советскому Союзу и образ врага. В этом был интерес не только политиков, но и представителей военно-промышленного комплекса. С тех пор и вплоть до 1960-х годов угрозы ядерных бомбардировок и планирование военными применения атомного оружия, которое находилось в распоряжении Вашингтона, стали естественным явлением. По мере того, как возможности США все больше увеличивались, речь шла уже не просто об уничтожении советской страны, но и самой нации, проживавшей на ее территории. Ситуация изменилась лишь тогда, когда был достигнут ядерный паритет, а Карибский кризис поставил оба государства на грань новой войны. С тех пор на международной арене возобладала иная тенденция, подразумевавшая контроль над вооружениями и гарантии нераспространения оружия массового поражения. Однако теперь Вашингтон стремится выйти из международных договоров, на протяжении нескольких десятилетий формировавших архитектуру безопасности на мировой арене.
На это у Белого дома есть несколько причин.
Во-первых, администрация президента США Дональда Трампа руководствуется своей логикой, слабо прислушиваясь к мнению специалистов, экспертного сообщества, представители которого имеют огромный опыт в сфере контроля вооружений. Во-вторых, в Белом доме считают, что в современном мире единственным серьезным соперником США является Китай. «Конечно, Россия обладает ядерным потенциалом, который позволяет уничтожить Соединенные Штаты и не один раз. Но у самих американцев есть сопоставимые возможности. Несмотря на многочисленные пропагандистские выпады, они не считают, что Россия – это государство, которого можно реально опасаться. Если внимательно изучить Стратегию национальной безопасности и обзор ядерной политики, который они выпустили в 2018 году, то можно без труда увидеть, что КНР находится в этих документах на первом месте среди всех вызовов и угроз», - пояснил П.Золотарев.
По оценкам вашингтонских стратегов, запасы плутония и высокообогащенного урана позволяют Китаю в два раза увеличить свой ядерный потенциал. Это совершенно не устраивает США, поэтому они ставят своей целью вовлечь Китай в переговорный процесс, а ключевую роль в этом давлении, по их расчетам, должна сыграть Россия. Поэтому в Вашингтоне готовы говорить с Москвой как о продлении прежнего Договора по ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), так и о подписании нового подобного документа, что в сложившихся условиях вряд ли выглядит реалистичным.
Что же касается Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), из которого в 2019 году уже вышли США, то этот процесс был начат еще администрацией Барака Обамы. В настоящее время глобальные проблемы уступают в расчетах американских стратегов региональным, и здесь, по их мнению, необходимо использовать потенциал ядерного сдерживания, а для этого обзавестись соответствующим оружием. Для того, чтобы развязать себе руки, они и отказались от соблюдения этого документа.
По словам эксперта, подключить Китай к процессу сокращения наступательных вооружений, как на этом настаивает Вашингтон, в настоящий момент нереально. Пекин никогда не пойдет на любые соглашения, ограничивающие его суверенитет. Более приемлемой могла бы считаться другая постановка вопроса – о подключении к контролю над вооружениями всех ядерных держав. «Москва и раньше, когда подписывала СНВ-3, заявляла, что дальше нужно вести разговор в многостороннем формате, как минимум, «пятерки» официально признанных ядерных государств (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция). Первые два участника могли бы взять на себя дальнейшее сокращение как стратегических, так и тактических вооружений, а остальные три могли бы взять на себя обязательства не увеличивать свои ядерные потенциалы», — сказал П. Золотарев.
Комментируя перспективы продления Договора СНВ-3, ученый был пессимистичен. «Вряд ли Трамп после переизбрания пойдет на это, а у демократов, если их кандидат Джозеф Байден станет новым хозяином Белого дома, может элементарно не хватить времени: инаугурация президента пройдет 20 января, а СНВ-3 прекращает свое действие через две недели после этого события», - заметил эксперт.
Как считает В.Золотарев, наиболее реалистичным сценарием мог бы стать следующий: СНВ-3 прекращает свое существование, а Москва и Вашингтон приступают к определению рамок нового договора в двустороннем формате, постепенно пытаясь привлечь к обсуждению вопроса остальных участников «пятерки». Что же касается привлечения к переговорам государств, которые обладают ядерным оружием де-факто, но не де-юре, то такой шаг был бы преждевременным, поскольку он может спровоцировать обострение уже существующих региональных проблем, например, в треугольнике «Индия – Китай – Пакистан».
«Важно, чтобы страны-обладатели ядерного оружия в погоне за собственными амбициями не навредили всему человечеству», - подчеркнул П.Золотарев.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs