На днях на площадке Совета Федерации в режиме видео-конференции состоялся обмен мнениями членов российского парламентского Европейского клуба о перспективах партнерства России и Евросоюза после окончания пандемии коронавируса COVID-19. Автор этих строк имел честь модерировать данную интернет-встречу из здания верхней палаты российского парламента на Большой Дмитровке.
Несмотря на особые условия подготовки и проведения этого виртуального форума, его уровень был высок. Достаточно сказать, что основными докладчиками от РФ и ЕС были соответственно главы нашего брюссельского представительства при Евросоюзе Владимир Чижов и его европейский коллега из московской миссии ЕС Маркус Эдерер. Кроме них в обмене мнениями приняли участие также послы ряда европейских стран в Москве, представители Совета Европы и члены руководства Ассоциации европейского бизнеса в РФ.
Особенности подобных встреч не позволяют мне цитировать отдельных выступающих, но сохраняют возможность обрисовать общий ход нашего двухчасового разговора и остановиться на его наиболее важных моментах.
Первое и, возможно, главное — все без исключения выступили за активизацию российского-еэсовского диалога и подчеркивали его значимость как для преодоления последствий коронавирусного кризиса, так и для предотвращении в будущем такого рода опасного развития событий.
К сожалению, как обычно происходит в подобных случаях, отдельные высказывания, дипломатично выражаясь, не очень вписывались в общую атмосферу той заочной клубной встречи. Видимо, некоторым ее участникам просто не положено было «по долгу службы» удержаться от дежурных упреков в адрес России. Например, в который раз нам приписали ответственность в продолжении опасных перестрелок на территории соседнего с РФ Донбасса.
На этот раз упрек шел со ссылкой на призыв генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша прекратить боевые действия в условиях пандемии новой вирусной инфекции. Пришлось напомнить, что частей российской армии в Донбассе нет и не было, но есть украинские вооруженные силы, которые практически ежедневно ведут обстрелы районов Донецкой и Луганской областей, до сих пор входящих в саму Украину. А заодно уточнить, что господин Гутерриш, помимо обращения ко всем воюющим в мире странам, также присоединился к российскому призыву отказаться от порочной практики односторонних санкций, которые очевидно мешают успешной борьбе с опасным для всего человечества вирусом.
Впрочем, на этом «дежурные» и явно необоснованные обвинения в адрес Москвы завершились, и дальнейший разговор принял конструктивный характер. Более того, было очевидно, что наши иностранные партнеры явно истосковались по открытому и прямому диалогу, ставшему затруднительным в условиях так называемой самоизоляции.
Что особенно важно, мы ушли от сугубо санитарно-эпидемиологических и медико-биологических аспектов, полагая, что ими должны заниматься профессионалы этих сфер, а не дипломаты и политики. Сказанное позволило прийти к практическому консенсусу. Его суть – и Европейский союз, и Россия являются естественными партнерами в Большой Европе от Атлантики до Тихого океана. Разнообразные текущие проблемы, тем более конъюнктурные краткосрочные вопросы, не должны мешать нашему равноправному взаимовыгодному сотрудничеству. РФ, как и любые другие страны нашего общего континента, только выиграют от разумного объединения усилий по преодолению последствий пандемии и иных общих вызовов, включая борьбу с опасными заболеваниями, загрязнением среды обитания и тревожными климатическими изменениями, выиграют все и от развития транспортной, энергетической инфраструктуры и т. д.
Многие выступающие вносили конкретные предложения и пожелания по снятию избыточных административных барьеров для улучшения инвестиционного климата, смягчения социальных и экономических последствий кризисных явлений начала 2020 г. Также была отмечена важность сохранения и расширения сотрудничества в сферах здравоохранения, научных исследований, оперативного реагирования на опасные ситуации эпидемиологического и техногенного характера.
При всем при том мы были вынуждены с сожалением констатировать, что если до 2015 г. подобного рода вопросы решались с участием парламентариев РФ и ЕС, то после обновления состава Европейского парламента действие Комитета парламентского сотрудничества РФ-ЕС (КПС) было фактически остановлено решениями из Брюсселя.
Напомню, что сначала власти ЕС внесли в список «невъездных» российского сопредседателя КПС, депутата ГД РФ Сергея Железняка (2014), затем прекратили любые официальные встречи по линии КПС (мы вынуждены были встречаться с коллегами на нейтральной сербской территории), а с 2019 г. (в новом созыве ЕП) назначили главным депутатом по России фигуранта нашего ответного «стоп-листа» поляка Ришарда Чарнецкого. После чего официальные связи в формате КПС вообще прекратились. Не было евро-депутатов и среди участников нашей недавней заочной встречи.
Для сравнения, российские парламентарии продолжают активный диалог (в режиме ВКС) со своими традиционными партнерами в Азии, Африке, Латинской Америке и многих странах Европы. Так, за день до описываемых событий объединение парламентских партий Азии приняло совместное заявление, в котором, в частности, был включен тезис автора этих строк о недопустимости в условиях пандемии разжигать торговые, информационные войны и продолжать противоправную политику введения односторонних санкций в отношении суверенных государств без одобрения Совбеза ООН. К слову, положенный в основу названного решения документ (также подготовленный с российским участием) завершали такие слова: «Пусть свет сотрудничества развеет мрак эпидемии». Что называется, почувствуйте разницу, тем более, что вышеназванное предложение также одобрили аналогичные парламентские партии стран Африки и Латинской Америки, которые в совокупности вправе выражать волю по меньшей мере 2/3 землян.
Как тут не вспомнить 2006 г., когда Москва предлагала странам Большой семерки объединить усилия для борьбы с опасными инфекционными заболеваниями. Нас тогда не услышали. А жаль, возможно, удалось бы избежать сотен тысяч жертв COVID-19, большинство из которых оказалось как раз в странах, к которым четырнадцать лет назад обращалась Россия. Но история не имеет сослагательных наклонений. Поэтому будем надеяться, что на этот раз нужные всем уроки событий 2020 г. будут извлечены должным образом, в том числе и в Старом Свете. Во всяком случае, после прошедшего заочного заседания нашего парламентского клуба оптимизма на этот счет у его участников добавилось, несмотря на то, что мы лишь в самом начале пути из нынешнего глобального кризиса.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs