ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Поствирусный мир: взгляд из Турции

10:07 17.05.2020 • Андрей Исаев, журналист-международник

Дискурс на тему пандемии, прочно обосновавшийся в медиапространстве всего мира, не обошел и Турцию, а с 21 апреля приобрел новое измерение. Рассказывая о борьбе с коронавирусом, Реджеп Тайип Эрдоган тогда отметил: «Со времени Второй мировой войны Турция впервые получила возможность оказаться в центре процесса перестройки глобального порядка. Необходимо уже сейчас подготовиться интеллектуально и физически к тому, чтобы воспользоваться этой возможностью».[i]

Центральный руководящий совет правящей Партии справедливости и развития отреагировал незамедлительно и на своем заседании вынес соответствующее решение, в котором, в частности, было сказано: «Мы преодолеем (текущие проблемы – А.И.). По сравнению с другими странами гораздо меньшими усилиями. С июня месяца все заработает, и к концу года мы достигним уровня до Covid».[ii]

Эти две максимы породили шквал спекуляций на тему поствирусного мира и о месте Турции, которое она в этом мире должна занять. В проправительственных СМИ и на сайтах аналитических организаций появилось множество комментариев, во многм, исполненых оптимизма и предрекающих Турции роль чуть ли не ведущей мировой державы, в крайнем случае – в «Афро-азиатском мире».

В этом плане показательна статья аналитика Института стратегического мышления Бюлента Эрандача, который, отмечая лидерские качества турецкого президента, позволяющие последнему превратить Турцию в локомотив мирового «мусульманского движения», приходит к выводу: «будущее – за тюркско-исламской цивилизацией».[iii]

Для осуществления предполагаемого рывка эксперты рекомендуют обратить особое внимание на обеспечение продовольственной самодостаточности, благо природно-климатические условия и трудовые ресурсы позволяют достичь этой цели, и придать ускорение стратегически важным отраслям экономики - оборонной промышленности, информационным технологиям, сельскому хозяйству, производству медицинского оборудования, - создающим товары с высокой добавленной стоимостью.

В этой связи ряд аналитиков отмечает, что миллионы сирийских, афганских и пакистанских беженцев становятся непозволительным бременем для национальной экономики, не предлагая, однако, конкретных путей для решения проблемы этих «гостей».

Эксперты нередко прогнозируют ослабление роли США и России, что должно «изменить геополитический расклад в пользу Турции», т.к. Вашингтон может «доверить» ей  Ирак и Сирию. Соответственно, предполагается, что «ближневосточные государства, зависимые от США и ЕС, неминуемо придут в упадок», чем должна воспользоваться Турция (и весь Тюркский мир, - добавляют некоторые авторы).

Большое внимание уделяется взаимоотношениям страны с коллективным Западом, прежде всего – с НАТО. В основном авторы утверждают, что Анкара должна сохранить «достойное» место в альянсе. В противном случае туда может вступить Республика Кипр, и НАТО со временем превратится в угрозу для Турции.

Лишь немногие аналитики рискуют высказывать скептическое отношение к тезису Эрдогана о скором и блестящем будущем, предупреждая, что восстановить национальную экономику после эпидемии будет очень нелегко, и этот процесс негативно скажется на социально-политической обстановке в стране (Рушен Чакыр, Мустафа Оздемир и др.).

Большое внимание в публикациях уделено мировым трендам после пандемии. Уже в конце апреля Центр стратегических исследований при Министерстве иностранных дел выпустил сборник «Мировая система после Covid-19: старые проблемы и новые тренды», специально посвященный этой проблематике.[iv] В издании собраны статьи 26 турецких экспертов, работающих в различных национальных и зарубежных учебных и аналитических центрах.

И в сборнике, и в публикациях в СМИ отмечаются экономические трудности, с которыми придется столкнуться всем странам, и, прежде всего, указывают на рост безработицы, чреватый социальными волнениями.

Для обеспечения экономической самодостаточности прогнозируют переход к протекционизму, закрытость экономик, их перенацеленность на производство «жизненно необходимых товаров»: лекарств, продовольствия, наукоемкой продукции.

Отмечается, что крупные компании будут переносить производство из-за границы в страны своих юрисдикций. Прогнозируется ослабление экономических связей многих стран с Китаем – очагом пандемии.

Авторы многих публикаций предполагают, что государство повсеместно усилит контроль над финансовыми потоками и информационными сетями. В целом усилится роль государства в экономике, в общественной жизни и в политике. Соответственно, экономика будет во многом переориентирована с зарабатывания денег на производство товаров. В то же время ожидают усиление авторитаризма, «правого популизма» и государственного патернализма.

Во многих публикациях отмечается, что будет снижаться роль международных организаций (ВОЗ, ООН, ЕС, МВФ, ОИК, ОБСЕ), продемонстрировавших свою «несостоятельность перед лицом кризиса» – вплоть до роспуска некоторых из них. С другой стороны, возрастет роль двусторонних отношений и региональных экономических альянсов. Больше всего критикуют Европейский союз, причем, несмотря на то, что президент Эрдоган, в своем недавнем обращении по случаю Дня Европы (9 мая) подтвердил: стратегической задачей Турции остается вступление в ЕС.

Все это, - считает большинство авторов, - будет означать конец глобализма, хотя, по мнению некоторых экспертов, он уже наступил – за несколько недель страны «закрылись друг от друга».

В сфере международной политики прогнозы экспертов исполнены пессимизма.

Предполагается усиление конкуренции между государствами, что может привести к образованию новых блоков, торговым, прокси- и конвенциональным войнам. Например, Яшар Октай из Стамбульского университета даже допускает образование преимущественно военного, «альтернативного НАТО» союза Франции, Германии, России, Китая, Индии, Ирана и Сирии, что одновременно усилит противоречия между этими странами, с одной стороны, и «глобальными и региональными интересами США и их естественных союзников», с другой.[v]

Все эксперты в один голос предупреждают об обострении экономического и политического китайско-американского соперничества, причем за Китаем признают больше шансов на конечную победу. Часто утверждается, что США и ООН утратят роль центров международной политики, чей фокус ускорит смещение с Запада на Восток при усилении поляризация стран вокруг США и Китая. Причем, тюркские государства («во главе с Турцией», что интересно!) сблизятся с США в силу «тесных политических связей» и «сердечной привязанности». К Штатам примкнут также европейские страны и даже Россия, последняя - в силу «религиозной близости и принадлежности к белой расе».[vi]

Под вопросом окажется само существование бедных и «несостоявшихся» стран Латинской Америки, Ближнего Востока и африканского Сахеля. Да и Европе придется нелегко, и Вашингтон будет вынужден инициировать новый «План Маршалла», иначе это сделает Пекин.

Впрочем, не все эксперты рисуют столь апокалиптические картины, ожидая наступления лишь «небольших» перемен. Так, политолог Хюсейин Багджи предполагает, что незначительно изменится лишь повседневная жизнь людей. Совет безопасности ООН «продолжит править миром», разве что несколько иным содержанием может наполниться деятельность таких наднациональных организаций как ЕС, ОИК, Африканский союз. А Алтай Атлы из Босфорского университета дает оптимистический комментарий вполне в духе времени: по его мнению, «в настоящее время глобализм находится в реанимации, но он выздоровеет и избавится не только от коронавируса, но и в целом укрепит свою имунную систему, преодолев и прежние проблемы».[vii]

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати