ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Сергей Лавров рассказал об итогах видеоконференции министров иностранных дел «нормандского формата»

23:54 30.04.2020 •

Мы только что завершили встречу министров иностранных дел «нормандского формата»: России, Украины, Германии и Франции в формате видеоконференции. Номинальным «хозяином» этой встречи, который выступил с инициативой ее созыва, был глава внешнеполитического ведомства Германии Х.Маас. Признательны нашим германским коллегам за организацию такого онлайн-общения.

Повестка дня предусматривала обзор (пункт за пунктом) реализации договоренностей, достигнутых лидерами «нормандского формата» на саммите в Париже 9 декабря прошлого года, которые предполагали активизацию работы Контактной группы по целому ряду конкретных направлений, связанных с безопасностью, с решением гуманитарных вопросов и с необходимостью продвигаться в политических аспектах урегулирования в соответствии с Минскими договоренностями февраля 2015 года.  

Констатировали, что из девяти пунктов итогового документа парижского саммита «нормандского формата» выполнено, да и то частично, только одно. Имею в виду обмен удерживаемых лиц. В декабре и  апреле состоялось два обмена, в ходе которых в общей сложности между Киевом, Донецком и Луганском были обменены 230 человек. Мы высказались сегодня в пользу продолжения усилий по согласованию критериев и списков с целью освобождения и обмена удерживаемых лиц в конечном итоге на основе принципа «всех на всех», как это зафиксировано в минском «Комплексе мер». Со своей стороны вновь обозначили важность решения Киевом вопроса об амнистии в полном соответствии с тем, как это записано в  Минских договоренностях, без попыток каким-то образом изменить договоренности в этой части.

В том что касается остальных пунктов, о которых сегодня шла речь, мы напомнили, что ключевым положением Минских договоренностей, конечно же, является вопрос о предоставлении Донбассу особого статуса в составе украинского государства. Это цель и основа урегулирования конфликта. Продвижение на этом треке, мы уверены, создаст предпосылки и для прогресса на всех остальных направлениях, включая сферу безопасности, социально-экономические и гуманитарные вопросы. К сожалению, пока здесь похвастаться нечем. Киевские власти уклоняются от прямого диалога с Донецком и Луганском, а именно в рамках такого прямого диалога необходимо согласовывать все правовые аспекты особого статуса для обеспечения его действия на постоянной основе. Нет прогресса и в согласовании с Донецком и Луганском конкретных аспектов включения    «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство. Напоминаю,  «формула Штайнмайера» касается взаимосвязи между проведением выборов и предоставлением Донбассу особого статуса.

В этой связи в очередной раз призвали наших коллег оказать воздействие на усилия Контактной группы по выполнению этого призыва парижского саммита.

В Париже также была заявлена приверженность наших лидеров полной реализации режима прекращения огня. Пока, к сожалению, добиться ощутимых результатов и здесь не удается. В июле 2019 г. было объявлено бессрочное перемирие, которое не соблюдается. Есть жертвы среди мирного населения. Мы привели статистику Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ в соответствии с которой, начиная с декабря прошлого года (то есть с момента парижского саммита) по 28 апреля нынешнего года, обстрелы населенных пунктов имели место на территории, контролируемой самопровозглашенными республиками, их Вооруженные силы Украины бомбили двадцать раз. А на территории, контролируемой ВС Украины, с декабря по апрель этого года не было ни одного обстрела ни одного населенного пункта. Думаю, статистика говорит сама за себя.

Сегодня призвали Киев, Донецк и Луганск принять в Контактной группе дополнительные меры в поддержку перемирия. Мы привели факты, в соответствии с которыми определенное время назад СММ ОБСЕ предложила такие меры. Они включают в себя публикацию приказов о запрете ведения огня, запрещение наступательных и разведывательно-диверсионных операций, запрещение размещения тяжелых вооружений вблизи гражданских объектов. Республики с большей частью этих предложений были согласны. Киев пока уклоняется от того, чтобы подписаться под этим предложением ОБСЕ. Говорили мы и о необходимости активизировать усилия по согласованию новых участков разведения на линии соприкосновения. Напомню, что к Парижскому саммиту помощники глав государств и министерства иностранных дел согласовали проект итогового заявления, в котором лидеры «нормандской четверки» призывали стороны начать разведение сил и средств вдоль всей линии соприкосновения. Уж не знаю по каким причинам, очевидно находясь под определенным давлением, Президент Украины категорически отказался подписываться под призывом к тотальному, полноценному разведению вдоль всей линии соприкосновения и настоял на том, чтобы в Парижских договоренностях содержался только призыв к определению трех новых дополнительных участков разведения сил и средств. К сожалению, до сих пор ни один из таких участков в Контактной группе не согласован. Мы видим, что предложения республик наталкиваются на возражения со стороны киевских властей. Предложения, которые Киев выдвигает, не поддерживаются республиками. У каждого есть, видимо, свои аргументы на этот счет.

Печально, что в Париже не был согласован призыв к полному разведению сил и средств вдоль всей линии соприкосновения. Сейчас у нас были бы несколько иные итоги работы на этом направлении.

Надеемся, что как можно скорее будет снята введенная Киевом блокада Донбасса. Надеемся, что будут восстановлены разорванные социально-экономические, финансовые и транспортные связи. Сегодня говорили о гуманитарных проблемах, и по предложению наших немецких и французских коллег мы призвали Контактную группу к тому, чтобы она активнее и эффективнее рассматривала вопросы восстановления выплаты пенсий на территории Донбасса и рассматривала другие вопросы, касающиеся гуманитарного положения дел на этих территориях.

Мы также привлекли внимание к тому, что к гуманитарным озабоченностям (которые касаются, прежде всего, Донбасса, потому что мы о нем вели речь, но и также имеют отношение к положению людей на всей территории Украины) относятся проблемы, связанные с введением в силу законов Украины о языке, об образовании и внесением в Верховную Раду законопроекта о регулировании деятельности СМИ. Ограничения на использование языков национальных меньшинств, в данном случае конкретно русского языка, которые в этих законах содержатся, напрямую противоречат Минским договоренностям и подрывают выполнение той части Минских договоренностей, которые описывают подробно положение особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

В ходе видеоконференции мы также заслушали информацию о работе специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине и заслушали Посла Х.Грау, швейцарскую гражданку, которая координирует деятельность Контактной группы. Мы призвали и представителей ОБСЕ в Контактной группе, и специальную мониторинговую миссию ОБСЕ максимально добросовестно выполнять свой мандат, проявлять беспристрастность и объективность. Это все необходимо для продвижения в направлении урегулирования внутриукраинского конфликта. Мы, конечно же, в очередной раз подчеркнули необходимость строгого соблюдения положений Минских договоренностей во всей их совокупности, во всей их последовательности и, прежде всего, обеспечения прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском.

Рассчитываем, что сегодняшние переговоры были полезными, и те призывы, которые мы адресовали участникам Контактной группы, будут услышаны и получат конструктивную реакцию.

Вопрос: Сейчас, в период карантина, видит ли Россия перспективу каких-то политических сдвигов в «нормандских» переговорах? Можно ли ожидать, что будет встреча на высшем уровне, и может ли пандемия способствовать урегулированию конфликта в Донбассе и что-то поменять в минском формате?

С.В.Лавров: Если брать в расчет влияние коронавируса на политические процессы, тогда надо задавать вопрос о глобальном влиянии пандемии на всё, что происходит в различных уголках земного шара, в различных кризисных, конфликтных ситуациях.

Сегодня мы говорили и о том, что коронавирусная инфекция оказывает влияние на ситуацию «на земле», как с точки зрения угроз для жителей этого региона и в целом жителей украинского государства, так и для международных присутствий, которые находятся на территории Украины:  Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ, Международный Комитет Красного Креста (МККК), ЮНИСЕФ, другие международные структуры. Конечно, нас беспокоит, как пандемия будет сказываться на здоровье людей, всех тех, кого я перечислил. Одновременно мы обратили внимание и на то, что в отношении Донецка и Луганска в отчетах Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ содержится серьезная критика. Нас сегодня призывали повлиять на эту ситуацию в связи с тем, что Донецк и Луганск ввели определенный порядок пересечения линии соприкосновения для сотрудников Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Эти правила достаточно простые. Они включают в себя необходимость человеку пройти элементарный тест, показать, что он пересекает линию в добром здравии, и короткий карантин после пересечения линии соприкосновения перед тем, как этот наблюдатель будет выполнять свои непосредственные обязанности на территории ДНР и ЛНР. Эти меры практически такие же, как и меры украинских властей для тех, кто пересекает линию соприкосновения из Донбасса на остальную территорию Украины. Эти меры гораздо мягче, нежели те, которые европейские государства ввели у себя для пересечения своих границ. Более того, ОБСЕ для подавляющего большинства своих полевых присутствий - в Косово, в Скопье, в Нагорном Карабахе, в Центральной Азии - практически заморозила всю полевую деятельность. Все выходы на места, все поездки «на земле» заморожены. Но, почему-то в отношении Донбасса кто-то, видимо, настойчиво просит руководство Специальной мониторинговой миссии ставить «во главу угла» проблему доступа.

Я считаю, что это неприемлемая политизация обстановки, вызванной коронавирусной инфекцией. Более того, я сегодня поинтересовался у наших друзей, правда ли, что Германия и Дания, по некоторым сведениям, отозвали всех своих наблюдателей из Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, и что многие другие страны ЕС активно думают над тем, чтобы предпринять такой же шаг. Если это так, тогда попытки делать проблему доступа СММ ОБСЕ на территорию ДНР и ЛНР главной проблемой в нынешнем урегулировании предстают в абсолютно неприглядном свете.

Главное не ждать каких-то глобальных катаклизмов, чтобы люди, наконец, поняли необходимость договариваться, а просто добросовестно выполнять Минские договоренности. Мы видим, что есть проблема с обеих сторон, но главной проблемой – я об этом сегодня сказал – является отсутствие четкого ответа на вопрос, готов ли Киев добросовестно вступить в прямой диалог с Донецком и Луганском, как того требуют Минские договоренности. В этой же связи я поинтересовался у наших французских и немецких коллег, готовы ли Париж и Берлин использовать свою ответственность как участников и одних из авторов Минских договоренностей для того, чтобы оказать соответствующее воздействие на Киев и побудить его перестать бойкотировать требования о прямом диалоге для решения всех вопросов с Донецком и Луганском.

Вопрос: Сегодняшняя встреча на уровне глав МИД стран «нормандского формата» проводится после длительного перерыва – с момента встречи в Париже прошло уже несколько месяцев. Между этими важными мероприятиями было заявление Президента России В.В.Путина о том, что страны, симпатизирующие т.н. «оккупационным администрациям», отправляют на Донбасс танки и артиллерию. В контексте вопроса безопасности обсуждался ли этот вопрос сегодня? Минские соглашения предусматривают доступ Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ по Украине до всех регионов Донбасса, в том числе до украинско-российской границы. Почему Вы используете пандемию, чтобы блокировать этот доступ?

C.В.Лавров: Уверен, что Вы слушали мой ответ на предыдущий вопрос. Я объяснил, что никакого блокирования доступа СММ ОБСЕ на Донбасс не существует. Есть «высосанная из пальца» и грубо политизированная аргументация на эту тему.

Подчеркну еще раз, правила ОБСЕ для всех своих полевых миссий и действия государств, которые делегировали туда своих граждан, а теперь их отзывают, подтверждают, что никакого ущемления полномочий этой миссии не существует. СММ имела и продолжает иметь доступ (в данном случае с соблюдением санитарных норм и требований, как и во всем другом мире без исключения) на любую часть территории Донецкой и Луганской областей по согласованию с руководством этих республик, как и записано в Минских договоренностях.

Если Вы имеете в виду участок российско-украинской границы в этом регионе Украины, то и туда они регулярно попадают с согласия ДНР и ЛНР. Это происходит в полном соответствии с мандатом, существующим у Специальной мониторинговой миссии. Есть решение Постоянного Совета ОБСЕ, есть резолюция СБ ООН, утвердившая Минские договоренности, – все эти документы очень четко соблюдаются во всех своих положениях.

Насчет танков и артиллерии мы говорим давно и применительно к любому конфликту. Везде, где есть конфликты, появляется контрабандное оружие.

Вопрос: Кто поставляет контрабандное оружие, кроме России?

С.В.Лавров: Кто Вам сказал, что Россия поставляет?

Вопрос: Со слов В.В.Путина.

С.В.Лавров: Российское оружие доступно по всему миру. Автомат Калашникова и артиллерийские системы производятся в том числе в Восточной Европе и в целом ряде других стран. Это оружие достаточно свободно «гуляет» по всему миру.

Вопрос: Каковы перспективы нового обмена пленными между Киевом и Донецком и Луганском? Украинская сторона заявляет, что процесс осложняется из-за отсутствия у сотрудников МККК доступа к заключенным в ДНР и ЛНР. Возможен ли какой-то компромисс?

С.В.Лавров: Доступ к заключенным по линии Международного комитета красного креста – принцип, который Россия поддерживает. На днях я разговаривал по телефону с Президентом МККК П.Маурером, мы обсуждали эту тему. Он прекрасно понимает, что для получения доступа необходимо напрямую договариваться с соответствующими властями. Мы призываем к тому, чтобы доступ был предоставлен, но решать эти вопросы в практическом плане, повторю, нужно напрямую.

Сегодня мы говорили о подготовке очередного обмена удерживаемых лиц. Идет процесс выработки последовательности шагов, так как Минские договоренности предполагают обмен «всех на всех». В практическом плане выяснилось, что прежде чем обменивать, сначала нужно всех установить. После этого начинают выяснять, хочет ли каждый из «установленных» обмениваться. Есть случаи, когда люди предпочитают остаться там, где они сейчас находятся. Это техническая, но не без политического «налета» работа, но мы все-таки рассчитываем, что в этом, чисто гуманитарном, вопросе стороны в Контактной группе достигнут прогресса. На это есть надежда.

Вопрос: Задам вопрос про тему, о которой вы уже говорили позавчера, относительно скандала после публикации чешских журналистов о якобы готовящемся покушении на чешских политиков, якобы стоящих за сносом памятника маршалу И.С.Коневу. Считаете ли Вы совпадением, что этот скандал грянул незадолго до празднования 75-ой годовщины Победы? Что Вы по-прежнему ждете (если ждете), если говорить о реакции официальной Праги? Также официальный представитель МИД России М.В.Захарова говорила о том, что будут последствия для отношений Москвы и Праги, если чешские власти «пойдут по стопам» журналистов. О чем конкретно идет речь?

С.В.Лавров: Вы знаете всю хронологию событий. Я не буду утверждать, что демонтаж памятника маршалу И.С.Коневу был приурочен к юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Уже не раз высказывались про человека, руководящего этим муниципалитетом Праги (Прага-6). Не хочу тратить ваше и свое время и привлекать к нему слишком большое внимание.

«История с рицином» действительно загадочная. Меня поражает, как некоторые наши СМИ публикуют соответствующие материалы с явным расчетом на то, что оценки, которые они берут из чешской прессы и ряда других западных публикаций, будут иметь воздействие на общественное мнение. Премьер-министр А.Бабиш говорит, что недопустимо, чтобы некое другое государство проводило на территории его страны акции против граждан и добавляет «если это правда». Но ты же Премьер-министр! Если неизвестно, правда это или нет, зачем говорить такие вещи?

Возникает вопрос. Если они так уверены, что кто-то провез рицин, то, во-первых, сотрудника Посольства, как они утверждают, не было в этой истории. Никто из сотрудников Посольства не приезжал. Если вы обнаружили в портфеле у любого пассажира отравляющее вещество убойного свойства, как пропустили этого человека? И как позволяете ему продолжать находиться на вашей территории? Это просто немыслимо.

Ваши коллеги из «Радио Свобода» заверяют, что рицин был обнаружен благодаря новым жестким методам досмотра, введенным в ситуации с коронавирусной инфекцией. Хорошо, вы обнаружили. И что? Пропустили это смертоносное средство в свою страну? Кто в здравом уме будет с этим соглашаться и верить в эти все измышления?

Насчет того, чем эта кампания закончится, я не знаю. Я обратил внимание на то, что, когда наш официальный представитель М.В.Захарова комментировала эти измышления про рицин в чешской прессе и в том числе касалась высказываний политиков и местных властей, официальный представитель МИД Чехии З.Штихова заявила, что они не согласны с подобного рода вмешательством во внутренние дела суверенной Чешской Республики, что страна имеет свои законы. Они предполагают свободу слова, поэтому любой может заявлять, что ему угодно. И сослалась при этом на то, что уважение друг друга в плане суверенитета, обязательства не вмешиваться во внутренние дела содержатся в Договоре об основах дружеских отношений 1993 г.. В том самом договоре, в соответствии с которым Чехия обязана свято оберегать и обеспечивать доступ к памятникам, в том числе к памятнику маршалу И.С.Коневу. Если наши чешские коллеги подтвердили, что этот договор во всех своих пунктах продолжает быть обязательным, то мы от них ожидаем реакции на наши настоятельные предложения начать предметный разговор о том, почему данный пункт договора был грубо нарушен и о том, как это нарушение исправить. Мы сделали такое предложение. Ожидаем ответа.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати