Власти Донецка и Луганска не ограничивают передвижение наблюдателей специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ. Об этом министр иностранных дел Сергей Лавров заявил после видеоконференции глав МИД участников «нормандского формата». Переговоры Германии, Франции, Украины и России прошли по инициативе немецкого министра Хайко Мааса.
В отчетах СММ ОБСЕ Донецк и Луганск подвергаются серьезной критике за ограничение передвижения наблюдателей. Остальные участники «нормандского формата» призвали Россию повлиять на власти непризнанных республик. Донецк и Луганск ввели новый порядок пересечения линии соприкосновения для сотрудников СММ ОБСЕ. Он связан с мерами республик против распространения коронавируса, которые, по словам министра, заключаются в тестировании и карантине после пересечения линии соприкосновения. Эти меры, по мнению главы МИД РФ, не жестче, чем у украинской стороны и гораздо мягче мер по пересечению границ у европейских государств. Сергей Лавров попросил не представлять проблему доступа наблюдателей ОБСЕ как главную в украинском урегулировании. Особенно когда пандемия влияет на исполнение своих обязательств и европейскими странами. Так, он заметил, что Германия и Дания отозвали своих наблюдателей из СММ ОБСЕ.
Главной проблемой российский министр считает несоблюдение бессрочного перемирия, которое было объявлено в июле 2019 года. Согласно статистике СММ ОБСЕ с декабря 2019 по 28 апреля 2020 года, приведенной главой МИД РФ, населенные пункты на территориях ЛНР и ДНР были обстреляны 20 раз, а на территории под контролем Киева под обстрелом не было ни одного. Сергей Лавров призвал Киев, Донецк и Луганск принять в контактной группе дополнительные меры в защиту перемирия. Российский министр считает, что ситуация была бы лучше, если бы украинский президент во время парижского саммита согласился бы развести силы и средства по всей линии соприкосновения, на чем настаивали Германия, Франция и Россия. Владимир Зеленский тогда пошел только на разведение по трем новым участкам линии соприкосновение. Сергей Лавров обратил внимание, что ни один из них трехсторонней контактной группой так и не был согласован: «Есть проблемы с каждой стороны, но главный вопрос в том, готов ли Киев перейти прямому диалогу с Донецком и Луганском, как того требуют минские договоренности».
Во время видеоконференции главы МИД Украины, России, Германии и Франции по пунктам рассмотрели договоренности, заключенные на саммите в Париже 9 декабря 2019 года. Из девяти пунктов итогового документа парижского саммита в «нормандском формате» был выполнен только один. Даже он, как утверждает Сергея Лаврова, был выполнен лишь частично. Речь идет об обмене удерживаемых лиц, который состоялся в декабре и апреле. В общей сложности Киев, Донецк и Луганск обменяли, по словам российского министра, 230 человек. Согласно минским договоренностям, удерживаемые лица должны быть обменяны по принципу «всех на всех». Камнем преткновения остается решение Киевом вопроса об амнистии.
Глава МИД РФ подчеркнул, что ключевым положением минских договоренностей является предоставление особого статуса Донбассу в составе Украины. Решение этого вопроса, по его мнению, создаст предпосылки для продвижения в сфере безопасности, по социально-экономическому и гуманитарному направлениям. Министр отметил, что Киев уклоняется от прямого диалога с ЛНР и ДНР, благодаря которому можно было бы согласовать особый статус. «Нет прогресса и по включению в украинское законодательство формулы Штайнмайера, которая увязывает проведение выборов и предоставление особого статуса Донбассу», - добавил Сергей Лавров. Российский министр, как и всегда, призвал французских и немецких коллег содействовать усилиям контактной группы (Украина, Россия и ОБСЕ) для выполнения решений парижского саммита.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs