Фото: en.wikipedia.org
Встреча «нормандской четверки», запланированная на апрель, вряд ли состоится в срок. Такое мнение высказали политологи во время круглого стола в «Парламентской газете». Эксперты сомневаются в том, состоится ли она вообще, а если состоится – будет ли эффективна.
Владимир Путин на своей ежегодной пресс-конференции, которая прошла после встречи «нормандской четверки» в Париже, заявил, что новая встреча возможна только в случае дальнейших положительных изменений. В качестве уже достигнутых он назвал продление закона об особом статусе Донбасса и разведение войск в нескольких точках. Кроме того, в конце декабря произошел обмен пленными между Киевом с одной стороны и ЛНР и ДНР – с другой. До конца марта 2020 года стороны должны развести силы еще в трех пунктах.
Несмотря на явные сдвиги, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин сомневается в эффективности новой встречи в Нормандском формате, которая должна пройти через 4 месяца после парижской. Он отмечает, что коммюнике, которое было принято на встрече, было согласовано заранее. Времени и предпосылок для подготовительной работы к будущей встрече, на его взгляд, недостаточно: «Может, встреча и состоится, хотя сомневаюсь, что в срок, как прописано по договоренности. Потому что ведь с чем-то нужно будет приезжать и что-то обсуждать».
Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает, что в руках Владимира Зеленского сосредоточены все рычаги государственной власти. У него есть большинство в парламенте, удалось сформировать и лояльное правительство. Директор Института русского зарубежья Сергей Пантелеев обращает внимание на то, что президенту Украины есть, что предъявить избирателям. Встреча в Нормандском формате была преподнесена на Украине как личное достижение Владимира Зеленского. Обмен военнопленными и частичное разведение войск еще сильнее упрочили его позиции.
Проблема в политической воле. Ростислав Ищенко утверждает, что позиция современной Украины ничем не отличается от позиции Петра Порошенко: «При Порошенко были обмены пленными и сейчас есть. При Порошенко были разведения войск, а потом опять сведение, и сейчас есть разведение, и не факт, что они потом опять не сойдутся». Политолог подчеркнул, что при новом правительстве, так же как и во время предыдущего, продолжаются обстрелы, сохраняется требование передать Украине границу до проведения выборов в Донбассе, звучат заявления о том, что у Донецкой и Луганской областей не будет особого статуса, а Нормандский формат и Минские договоренности нужно пересмотреть.
Ростислав Ищенко называет позицию Киева беспроигрышной. По его словам, украинские власти будут настаивать на своих условиях реинтеграции, на проведении выборов в Донбассе одновременно с выборами в других регионах Украины. При этом украинское руководство, по его мнению, не боится и распада Нормандского формата и разрыва Минских соглашений, ведь Киев и так хочет их пересмотра. Единственная слабость современной позиции Украины – ослабление интереса США к украинской политике. Если при Петре Порошенко США представляла сначала Виктория Нуланд, а затем Курт Волкер, то теперь спецпредставителя нет. Европа же, как и Россия, по-прежнему выступает за безальтернативность Нормандского формата и Минских соглашений.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs