ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина: тяжелые гири политической заданности…

10:57 22.04.2020 • Денис Батурин, политолог

Время пандемии проявляет проблемные сферы и точки соприкосновения государства и общества

Украинская система образования, как и в других странах, перешла на дистанционные методы обучения. Этот процесс, при организационной поддержке государства преподнёс много сюрпризов, которые засвидетельствовали уровень подготовки педагогических работников, уровень искажения, в угоду политике, содержания гуманитарных наук. 

В ходе одного из видео уроков по истории украинские школьники узнали о «Ливанской войне, которую начал Иван Грозный против Ливанского ордена, за выход к Балтийскому морю». Это общеизвестный пример. Объяснить этот «ХАМАС в степях Приднепровья» можно лишь тягой к украинизации всего и вся. В данном случае к искажению произношения, что и привело к скрещиванию Ливонского ордена с Ливаном в уме украинского педагога. Самое печальное в этой истории то, что Министерство образования этот ролик в эфир выпустило, как и редакторы на телевидении, но ещё более грустно становится, если задаться вопросом, что же слышат на уроках, например, истории, украинские школьники. 

Проблемы образования стали свидетельством, индикатором системных сбоев. Как на эту ситуацию отреагировало государство, власть? Власть решила отшутиться, обратилась с месседжем в стиле “take life easy”, в смысле - «не обращайте внимание на наши косяки, это нормально». Депутаты фракции «Слуга народа» пришли в парламент в футболках с надписью «имею право на ошибку», что породило новую волну критики и насмешек в украинском сегменте Всемирной сети и вызвало резонанс в СМИ. Попытка политиков из партии президента Украины Владимира Зеленского превратить проявление очевидного и имеющего свое объяснение непрофессионализма в пиар-акцию -провалилась.[i] 

Эти сюжеты, как и другие подобные, появляющиеся на фоне борьбы с коронавирусом – явления, хочется надеяться, временные, хотя и симптоматичные, и помогают ставить диагноз, как политической системе, так и власти. 

Основные проблемы для Зеленского остались прежними - экономика и мир на Донбассе. Любая эпидемия проходит, а экономика остаётся и требует стратегии, а мира на Донбассе нет уже шесть лет. 

Основные проблемы решить трудно, возможно, Зеленский даже считает их не- решаемыми, но при этом прекрасно помнит свой слоган времён кампании - «Возможно все!». Этот слоган приобрел сейчас новый смысл, «возможно все» теперь подразумевает, что из политического пространства удастся вывести на второй план проблемы экономического развития, а вопросы мира оплести паутиной риторики и при поддержке Запада, и, если не под одобрение, то хотя бы под полудовольное ворчание националистов - дальше затягивать реализацию Минских соглашений. 

Народный депутат и глава исполкома партии "Оппозиционная платформа «За жизнь»" Сергей Левочкин подчёркивает - вопрос мира на Донбассе имеет весьма значимое для Украины экономическое измерение: «...Война на востоке — это глобальный вопрос для будущего Украины. Без его решения ничего не будет. Пока не закончим войну, мы не сможем больше средств направлять на экономическое развитие страны. Поэтому и для общества, и для власти важно понимание приоритетности вопроса мира».[ii] При этом Левочкин так охарактеризовал экономическую политику команды Зеленского: «...стратегия власти в экономике сузилась до получения внешнего финансирования и латания бюджетных дыр». 

Первым пунктом программы кандидата в президенты Зеленского было прекращение войны. Ещё тогда понятно было, что политический ландшафт в стране и антироссийский тренд международной политики не будет способствовать реализации заявленных целей. К сожалению, так и получилось, и единственным направлением для демонстрации неких достижений на Донбассе стал обмен удерживаемыми лицами. Правда, в декабре 2019 года состоялась первая за несколько лет встреча Нормандской четверки, но... по-прежнему продолжаются обстрелы, что говорит об отсутствии контроля президентом над различными формированиями на линии соприкосновения, даже над подразделениями ВСУ, вбрасываются идеи о пересмотре Минских соглашений (документ трактуется украинской стороной по-своему), делаются попытки дискредитации переговорной площадки - поддержка Киевом европейских санкций против Беларуси.[iii] Все это говорит о декларативности намерений прекратить войну, выводит Украину в перманентную ситуацию «ни войны, ни мира», при этом отражает противоречивые настроения в обществе - украинцы хотят не войны, а победы, но чтобы не воевать.[iv] Сложный социально-политический запрос для любой власти. Тем более для власти, которая теряет поддержку избирателей, о чем говорят результаты опроса, проведённого 10-12 апреля: «Лидером электоральных симпатий на выборах в Верховную Раду является партия «Слуга народа», которую готовы поддержать теперь уже 38,1% тех, кто намерен голосовать и определился с выбором. 15,4% таких опрошенных готовы поддержать партию «Европейская солидарность», 14,1% - партию «Оппозиционная платформа - За життя», 9,1% - партию «Батькивщина». Рейтинг других политических сил - ниже 4%. Тех, кто не определился с выбором - около 20%».[v]

Если сравнить эти данные с январскими, то видно падение рейтинга президентской партии, рост поддержки оппозиционных партий и процента неопределившихся. Тогда картина выглядела так: «Слуга народа» - 42,2% среди тех, кто определился и намерен голосовать. За партии «Оппозиционная платформа - За життя» - 13,5%, «Европейская солидарность» - 9,5%, «Батькивщина» - 8,1%. Поддержка других партий - ниже 4%. Тех, кто не определился - около 16%».[vi]

Становится все более ясно - политических ресурсов для движения к миру у Зеленского, нет, не предвидится появления и ресурсов экономических. Как в политике, так и в экономике делаются шаги скорее отдаляющие перспективу стабилизации ситуации на Украине. 

Владимир Зеленский оказался во власти в условиях масштабного кризиса в стране. Сохранить власть и начать движение в сторону стабилизации, надо признать, - крайне непростая задача. И вот мы становимся очевидцами создания некой стратегии управления кризисом. Сценариев в рамках этой модели множество - от вялой позиции «якось воно буде» до бурной имитации деятельности в уже привычном формате - ответим пиаром на экономические проблемы и эпидемию. При этом история предоставила Зеленскому шанс - борьба с эпидемией могла бы стать для президента Украины «чёрным лебедем», который мог бы помочь ему хоть в какой-то мере поддержать рейтинг, продемонстрировав эффективность на этом направлении. Но в условиях, когда он завяз во властных разборках, кадровых перестановках и поисках компромиссов даже это для него невозможно. Тяжелые гири «украинизации», отрицания прошлого и отказа от прагматичных решений в экономике и политике раньше или позже приведут Украину к печальному результату развала государственности. В парадигме этой идеологии, и жизнь уже это подтверждает, невозможна никакая трансформация страны. Ни при Зеленском, ни при следующем украинском президенте.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати