Сообщество «Жёны российских дипломатов»
В рамках рубрики «Отечественная дипломатия в лицах» представляем вашему вниманию интервью с российским дипломатом, капитаном команды МИД России в телеигре «Что? Где? Когда?», экспертом целого ряда проектов по обучению и воспитанию школьников – Игорем Алексеевым.
– Игорь, добрый день! Расскажите читателям нашей рубрики о себе, где родились, учились, про семью.
– Родился и вырос в Вологде, в классической «советской» семье: папа – инженер, мама – педагог. Кроме меня, у них ещё дочка - красавица. Сначала я учился в обычной школе, потом к 5 классу родители решили перевести меня в школу с углубленным изучением английского языка. Там дали достаточно знаний для беспроблемного поступления в МГИМО. А в МГИМО – для успешного прохождения конкурса для работы в МИДе. Все, что от меня требовалось – принять правильное решение и чуть-чуть смелости на это.
– Почему решили связать свою судьбу с профессией дипломата?
– Если мама – учитель географии и дома вокруг ребенка карты, глобусы, атласы, а отец читает ему на ночь книги о путешествиях, не удивительно, что сына с детства тянет к познанию дальних стран. Затем в школе – лучшие в городе учителя по истории, географии, русскому и иностранным языкам, победы и призы на местных олимпиадах и конкурсах по этим предметам, страноведческий клуб, профильная смена в детском лагере, участие в международной обменной программе... Все это подталкивало к выбору профессии международника. К сожалению, в родной Вологде этой специальности пока не обучают, поэтому я отважился поехать в Москву. Когда с первой попытки получилось поступить на факультет международных отношений МГИМО, понял, что дипломатия – мое призвание.
– Что вас сподвигло вступить в ряды игроков телепрограммы «Что? Где? Когда?», и почему именно вы стали капитаном команды?
– Меня с детства завораживало действо на телеэкране, с его драматизмом, игрой характеров, эмоциями. Вопросы-ответы – это очень познавательно и любопытно, но психологические аспекты меня интересовали еще больше. Я даже начал имитировать телепередачу «Что? Где? Когда?» на семейных праздниках и дружеских посиделках, а потом — и в «корпоративном» формате. Сперва, были «потешные» игры в Посольстве России в Бельгии на День дипломата, затем я их по праздникам проводил для коллег почти каждый год. Когда осенью 2014 г. по «Первому каналу» было объявлено о первом всероссийском конкурсе трудовых коллективов в честь юбилея игры "Что? Где? Когда?", я решил собрать команду, которой повезло не только одержать в нём победу, но и пробиться на телеэкран и провести в клубе 6 игр. Однако самое главное – не наши успехи или неудачи, а уникальный опыт и то, что, вместе съев пуд соли, мы стали настоящими друзьями. А капитаном я стал по решению членов команды. Такой амбиции у меня изначально не было, но раз уж заварил кашу, то и отвечать за все мне.
– Принимали ли вы важные решения в своей жизни за одну минуту, как в телеигре?
– Я читал статьи некоторых психологов, утверждающих, что каждую минуту человек принимает несколько решений. Еще интереснее – научные эксперименты, которые свидетельствуют о том, что наш ум принимает решение за пару десятков секунд до того, как человеком осознана задача. Кажется невероятным и необъяснимым, но еще до того, как перед вами встал вопрос, активизируются именно те участки мозга, которые позволяют вам на него ответить. Что касается самых важных решений в моей жизни, то, как правило, мне сначала приходит желаемая «картинка» будущего, и я вынашиваю мысли о ней месяцами, даже годами, не зная, с чего начать, но потом приходит та самая подходящая минута, которая срабатывает, как спусковой крючок. Во всей истории мидовцев в «Что? Где? Когда?» эта минута случилась во время объявления ведущим в прямом эфире о том, что победитель конкурса трудовых коллективов получит право сыграть в юбилейной игре. Решение мною было принято за один миг.
– Про ваш оригинальный способ набрать команду в стенах МИД мы уже слышали, а были ли в команде люди, которые вас удивили и чем? (Для тех, кто еще не знает эту историю: Игорь разместил в стенах МИД объявление, в котором была загадка: последние цифры его телефонного номера были зашифрованы годом битвы при Креси. Преодолев это интеллектуальное препятствие, в первые пару дней ему позвонили порядка 20 молодых сотрудников, пожелавших принять участие в конкурсе).
– Я бы сказал, что в команде не было ни одного человека, который бы меня не удивил. Сам себя тоже удивлял неоднократно (как в «плюс», так и в «минус»). Одна из уникальных характеристик игры – возможность нащупать пределы своих способностей, и даже выпрыгнуть за их рамки. Каждый из моих товарищей по команде меня чем-то удивлял: тихий и мягкий человек не раз проявлял отвагу, очень дотошный и аккуратный оказался способным идти на риск и мгновенно принимать решение, скромняга по жизни проявлял настоящую харизму, эмоциональный – хладнокровие, очень исполнительный, командный игрок в трудный момент брал на себя лидерство… Создатели «Что? Где? Когда?» говорили, что эта игра – о поведении человека в стрессовой ситуации. В экстремальных условиях каждый способен проявить себя с неожиданной стороны. Это я ощутил на себе и увидел на примере моих друзей.
– Как вы тренируетесь и расширяете свою эрудицию?
– Стараюсь «держать ушки на макушке» и «смотреть в оба». Уверен, многое в плане эрудиции закладывается в детстве, когда родители прививают любовь, например, к книгам, к театру, к хорошей (естественно в их понимании) музыке или к какому-нибудь еще искусству, или науке. От школьных учителей и институтской профессуры тоже многое зависит. И если я что-то знаю об этом мире, то это в основном благодаря маме, папе, хорошим педагогам и наставникам. Но что считать эрудицией? Мои товарищи по команде знают больше чем я, часто в ходе тренировок открывают мне глаза на общеизвестные факты. Зато я, например, знаю вещи, которые не знают они. В наше время вокруг нас циркулируют мощные информационные вихри. Отсортировать зерна от плевел непросто. Не надо знать все (это и невозможно), но знать все, что надо, очень даже полезно. А понять, что надо и что не надо знать, – это высший интеллектуальный пилотаж. В моих экспериментальных занятиях с молодежью я пытаюсь выработать некую методику «информационной диетологии», но пока лишь пришел к выводу, что для каждого нужна своя особая «диета». Универсальный принцип для себя определил один: просто знать – мало, нужно понимать и стараться мыслить.
– Что вам больше помогает: «дипломатический опыт» в ответах на игре или умение найти быстрый и правильный ответ в дипломатии?
– В игре требуется ответ, который предполагает автор вопроса. Хотя изредка возникают споры, является ли этот ответ единственным абсолютно верным или вопрос корректным, но таковы правила. Дипломатия помогла нам установить отношения и освоиться в клубе. За игровым столом она тоже помогает, например, организации обсуждения. Между дипломатией и игрой немало общего, но как в интеллектуальной игре одной дипломатии недостаточно, так и в дипломатии не только интеллект имеет значение. В жизни все сложнее: никогда не бывает одного верного ответа. Найти нестандартное решение, элегантный выход из трудной ситуации – это, конечно, часть дипломатического искусства. В истории примеров смекалки отечественных дипломатов – масса. Про один такой интересный эпизод я даже задавал вопрос в играх школьных команд в 2019 г. Если вы не смотрели тот эфир, попробуйте ответить за минуту. «На приеме по случаю вручения Нобелевской премии за столом рядом с Королем Швеции предусматриваются места для лауреатов, а главы дипмиссий сидят чуть поодаль. Тем не менее, советским дипломатам удалось, проявив находчивость, посадить нашего посла среди награжденных лиц – рядом с писателем Михаилом Шолоховым, в непосредственной близости от монарха. Как это удалось сделать?». Подумайте! Правильный ответ (по моим источникам) попрошу опубликовать в конце статьи или еще лучше – посмотрите запись игры от 17.02.2019 года.
– Как проходит обучение и подготовка? Вы уже готовите команду своих преемников?
– Игры команды МИД на телевидении – это лишь вершина айсберга. Для обеспечения тренировочного процесса нам с помощью опытных наставников и при поддержке Совета молодых дипломатов постепенно удалось выстроить целую систему дополнительной подготовки молодых сотрудников Министерства. Например, в нашем «Клубе эффективной коммуникации» за 5 лет обучение прошли более 150 человек. Один раз в неделю после работы молодые сотрудники имеют возможность поучиться работать в команде, выстраивать эффективные отношения с коллегами и партнерами по работе, коллективно генерировать идеи, принимать верные решения и, конечно, отвечать на каверзные вопросы. Кроме того, при содействии Ассоциации российских дипломатов мы развиваем в системе МИД традиции наставничества, а также реализуем комплекс интерактивных занятий для студентов и старшеклассников в ведомственных учебных заведениях – Дипакадемии, МГИМО и Горчаковском лицее. Не знаю, появится ли когда-нибудь новая молодежная команда дипломатов именно в игре «Что? Где? Когда?» (создатель этой телепрограммы Наталия Стеценко мне однажды сказала: «Никогда не говори никогда!»), но наша творческая группа под маркой «Команда МИД» точно себя еще проявит.
– Я знаю, что вы как эксперт привлечены к проектам по обучению и воспитанию школьников. Расскажите про эти проекты и про ваш авторский «Модуль игровой дипломатии – М.И.Д.»
– Различными общественными объединениями МИД и ведомственными учебными заведениями реализуется целый комплекс образовательно-воспитательных программ для школьников. Такую работу в МИД России под эгидой Ассоциации российских дипломатов и Центра патриотического воспитания МИД более пяти лет назад инициировал посол Валерий Егошкин. С его подачи сплоченной группой единомышленников создано движение «Дипломаты будущего», объединившее клубы юных дипломатов по всей России. В разработке и реализации различных проектов для молодежи активно участвует МГИМО при активном кураторстве проректора Игоря Логинова, а также Дипакадемия, где главным популяризатором идей детской дипломатии выступает Наталья Попова. Проводятся новаторские международные смены (они были в легендарном «Артеке», дальневосточном «Океане», калужском «Этномире» и подмосковном мидовском «Союзе»), организуются масштабные слеты школьных клубов, тематические форумы, ознакомительные поездки, профориентационные встречи, открытые лектории типа «Университетских суббот», патриотические акции и многое другое. Это как движение ДОСААФ или Юнармия, только для воспитания патриотов, которые бы владели дипломатическими навыками, продвигали дружбу народов и участвовали в молодежных международных контактах. Конечно, мои методики «дипломатических игр» в этом плане востребованы. Первым моим проектом стал «Модуль игровой дипломатии - М.И.Д.», который был ядром образовательных программ первых летних смен и который легко встраивается в систему дополнительного образования в профилированных учебных заведениях или классах. Он представляет собой серию тренинговых занятий в игровой форме, основанных на реальных событиях из мира дипломатии и имитирующих некоторые аспекты работы международника. Я даю игровые задания, сюжетные условия, а ребята, примеряя роли государственных деятелей, в них учатся мыслить стратегически, работать с информацией, вести переговоры, правильно позиционировать и вести себя в обществе. Конечно, время от времени, я провожу и любимые молодежью интеллектуальные игры, которые зарекомендовали себя эффективной моделью обучения и воспитания, возможно даже, позволяющей несколько компенсировать некую однобокость ЕГЭ-ориентированного образования.
– Как можно попасть в ваши проекты ребятам-старшеклассникам? Где можно найти информацию о таких мероприятиях?
– Вся необходимая информация публикуется в разделе Ассоциации российских дипломатов на официальном портале МИД России, на сайтах МГИМО и Дипакадемии в рубриках для школьников. Условия участия в профильных сменах можно найти и на веб-ресурсах соответствующих лагерей («Артек», «Океан» и т.д.). Недавно в Интернете появилась страничка «Дипломатов будущего» (diplomatsofthefuture.ru), которая будет полезна для тех, кто хочет открыть клуб юных дипломатов в своей школе. Если интересуют именно мои занятия, то их анонсы публикуются в инстаграм-блоге @igromantik, который мне помогает поддерживать моя жена Варвара. Она ведёт занятия по любительской журналистике в соцсетях для школьников и меня заодно этому обучает. Кстати, все больше интересной информации для родителей и их детей распространяет Сообщество жен российских дипломатов.
– Чем еще помимо основной работы и участия в игре вы увлекаетесь?
– Из спортивных занятий я предпочитаю баскетбол (играть и смотреть), катаюсь на велосипеде, люблю путешествовать любыми видами транспорта. Никогда не откажусь и от партии в шахматы или от хорошей настольной игры в компании друзей. Некоторые социальные игры сам придумываю. Например, моим друзьям очень нравится моя игра «Загранмиссия» про дипломатов и страны, куда они командируются. Изначально я её создал для артековцев, как полезную альтернативу «Мафии», но и взрослые в неё с азартом играют. Ещё одно хобби – бальные танцы, которыми я увлёкся в институтские годы, даже организовывал первые балы МГИМО. До сих пор с женой с удовольствием посещаем подобные танцевальные мероприятия.
– У вас есть мечта?
– Мне кажется, очень трудно и скучно жить без мечты. Новые мечты у меня появляются каждый год. И многие сбываются, потому что в этом мире все возможно. Я учусь верить в себя и стараюсь другим помогать осознавать и раскрывать свой потенциал, делать мечты реальностью. Удача улыбается смелым. «Fortes fortuna adiuvat»!
– Игорь, благодарим за беседу, желаем вам творческих успехов, интересных проектов и реализации всех намеченных планов!
P.S. Надеюсь вы, как и команда школьников в игре «Что? Где? Когда?», правильно ответили на вопрос – советский посол в Стокгольме был заявлен в качестве переводчика.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs