В воскресенье, 12 апреля, наконец удалось завершить переговоры в формате ОПЕК+ по согласованию размеров снижения добычи нефти.
Вместо заявленных первоначальных 10 млн. бар. в день для участников переговоров и 5 млн. бар. для других участников рынка (США, Канада, Бразилия, Норвегия и др.) стороны договорились пока о собственных обязательствах: сократить добычу на 9,7 млн. бар. в день, из которых, по информации Би-Би-Си, по 2,5 млн. бар. приходится на Саудовскую Аравию и Россию как крупнейших производителей. Соглашение действует с 1 мая с.г. в течение двух лет, причем в период с июля по декабрь этого года возможно возвращение на рынок 2 млн. бар., а в оставшийся срок действия соглашения - еще 2 млн. бар.
Нет ясности с обязательствами неучастников этой договоренности, хотя она была освящена в рамках Группы двадцати, где присутствуют США, Канада и Бразилия. Пока все эксперты исходят из того, глобальное предложение на рынке нефти снижается на 10%, но о реальной ситуации можно будет судить только по фактам, которые подчас трудно установить, как показал опыт реализации прежних решений такого рода.
В первой реакции рынков в Азии нефть марки Brent выросла на 3,9% до 32,71 долл./бар. Сейчас она стабилизировалась на уровне ок. 32 долл. Подросли и фондовые рынки, в том числе в США. Ранее нью-йоркская Фондовая биржа отреагировала 12-процентным ростом на заявление президента Д.Трампа о том, что Москва и Эр-Рияд готовы договориться о снижении добычи странами ОПЕК+ на 10 млн. бар.
Надо заметить, что Вашингтон выступил в роли драйвера последнего развития событий, руководствуясь интересами своих сланцевиков, которые начали банкротиться при цене нефти в 25 долл. и ниже. Трамп звонил президенту В.Путину, который связывался с королем КСА. Затем, уже по ходу затянувшихся переговоров, в режиме видео-конференции переговорили между собой все трое. В своем Твиттере Трамп выразил признательность президенту России и королю КСА.
Интересен эпизод с Мексикой, которую пришлось уговаривать американцам. Трамп предложил взять часть обязательств своего соседа на себя "с последующей компенсацией" (хотя механизм такой сделки остается неясен).
Как бы то ни было, соглашение состоялось и оно отвечает интересам всех участников рынка в условиях спада мирового спроса на нефть на одну треть из-за снижения экономической активности вследствие коронавируса. Оказались заполнены все нефтехранилища и нефть стали хранить в танкерах, при том что стоимость фрахта возросла в 8-10 раз из-за демпинга саудовцами своей нефти. Как известно, первая попытка договориться сорвалась, так как Эр-Рияд попытался всем продиктовать свои условия. Все вылилось в предполагаемую "ценовую войну" между Россией и КСА.
По признанию обозревателей, КСА во второй раз при Трампе попыталось "замутить воду" и обвалить своих главных конкурентов - американских производителей сланцевой нефти, взвалив ответственность за ситуацию на рынке на Москву, благо политическая конъюнктура в США благоприятна для тех, кто готов винить Кремль во всех бедах Америки. На этот раз такой вариант не прошел, хотя всем понятно, что сланцевый газ (не нефть!) составляет конкуренцию российскому газу в Европе, так как союзники США готовы или вынуждены покупать более дорогой американский газ по политическим соображениям. Поэтому и угроза американских санкций была адресована не Москве, а Эр-Рияду. Последний не только не выдержал американского давления, но и, по общему признанию экспертов, не мог себе позволить играть "вдолгую" в силу ограниченности ресурсов (сократились ЗВР, возросло демографическое давление, "не пошли" реформы, объявленные новым наследным принцем; осложнились отношения в королевской семье, что потребовало применения репрессивных мер). В то же время, как полагают, Москва была в состоянии "пересидеть" саудовцев.
В принципе развитие событий подтвердило все эти оценки. Более того, по итогам такого трехстороннего противостояния сложился новый, энергетический "треугольник" в составе США, КСА и России. Конечно, это не формализованная комбинация, но она указывает на такой перспективный тренд в глобальной политике, как деидеологизированная, прагматичная дипломатия. Да и в целом можно говорить о "дипломатии коронавируса", имея в виду в том числе соответствующую помощь Китая и России третьим странам.
Указанная "тройка" обещает просуществовать какое-то время, движимая специфическими интересами каждого из ее участников. И в не последнюю очередь - интересами Трампа, которому предстоит переизбираться 3 ноября этого года, что требует умиротворения фондовых рынков и умеренной цены на нефть (в том числе для восстановления экономического роста после нынешней рецессии, которую усугубила пандемия). Эта ситуация может служить иллюстрацией разделяемого многими тезиса о том, что мир будет выглядеть иначе после коронавируса, по крайней мере, ни о каком восстановлении прежнего положения вещей речи уже быть не может. Как у Льва Толстого, "все смешалось" - только на этот раз в глобальном "доме", да и, собственно, "смешалось" давно, но только сейчас это становится очевидным.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs