«Спрос и предложение на нефтяном рынке – просто ужас. Я такого никогда не видел».
Мохаммед Баркиндо, генеральный секретарь ОПЕК
Если сегодня перефразировать знаменитое выражение Марка Твена «Слухи о моей смерти несколько преувеличены», то можно сказать: «Слухи о смерти глобализации несколько преувеличены».
Впрочем, у Твена на ту же тему есть ещё одно менее известное выражение: «Надеюсь, страховая компания не даст мне умереть, ведь я застрахован». Вот и нынешние глобальные переговоры, затеянные ради стабилизации нефтяного рынка теми, кто явно проигрывает от низких цен – это, прежде всего, американские сланцевики – точно ложатся в формулу Марка Твена «страховая компания не даст мне умереть, ведь я застрахован».
Они, действительно, застрахованы. Просто в иной ситуации все сланцевиков издержки и финансовые провалы, как обычно, прикрыло бы американское стремление к лидерству на мировом рынке нефти. Но сегодня в условиях пандемии коронавируса и чрезвычайной ситуации с финансами правительство США пошло к России и Саудовской Аравии с просьбой помочь урегулировать – за счет снижения продаж – цены на рынке до уровня «приемлемых».
Другими словами, Трамп, обзвонив Москву и Эр-Рияд, говорил с русскими и саудитами об общих проблемах. По этому поводу Владимир Путин прямо сказал в разговоре с нашими космонавтами, работающими на МКС, когда поздравлял их с Днем космонавтики: «Мы сейчас пытаемся организовать работу и с актуальными проблемами... Имею в виду борьбу с пандемией, имею в виду ситуацию на мировых рынках… С Президентом Соединенных Штатов обсуждали эти проблемы, и еще предстоят у нас разговоры на эту тему».
Уже несколько часов спустя переговоры по телефону продолжились. Официальный сайт Главы Российского государства сообщил, что «по инициативе американской стороны состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Президентом США Дональдом Трампом… Проведен обмен мнениями о ситуации на глобальном нефтяном рынке, включая прорабатываемую в рамках «ОПЕК плюс» договоренность относительно сокращения объемов добычи в целях стабилизации мировых цен на нефть... Условлено продолжить российско-американские консультации по данной тематике. Обсуждены также вопросы, касающиеся пандемии коронавируса. Владимир Путин и Дональд Трамп дали оценку предпринимаемых в России и США мер по противодействию распространению инфекции. Затронуты некоторые актуальные аспекты двусторонних отношений, включая сотрудничество в космосе». Последняя тема очень интересна, особенно, после того, как Трамп подписал Распоряжение о разработке природных ресурсов в космосе.
Отметим, что Трамп созванивался с Путиным дважды за 24 часа. Он завершил свой день звонком в Кремль 9 апреля и начал свой день 10 апреля звонком в Кремль. И обсуждали не только нефть. Не припомнить, чтобы лидеры двух Держав созванивались в таком плотном графике.
В этой ситуации есть ещё одна важная компонента. Даже в условиях начавшейся фрагментации мировых рынков – границы закрыты, мировая торговля встала, как вкопанная – невозможно решить общемировые проблемы такие, как цены на нефть, в индивидуальном порядке. Нужен международный консенсус.
Поэтому мы в начале и перефразировали Марка Твена – Глобализация ещё не умерла. Поэтому двухдневные глобальные переговоры «по нефти» показали, что нефть объединяет интересы и возможности.
Действительно, если вопросы финансов каждый мощный игрок решает уже по своему – американцы так, Евросоюз – этак, и это свидетельствует о реальной фрагментации финансовых интересов, то рынок «черного золота» требует совместных решений.
С нашей стороны позиция была четко представлена в выступлении Владимира Путина на недавнем Совещании о ситуации на глобальных энергетических рынках. Президент, в частности, указал:
«- Мы никогда не стремились к тому, чтобы цены были слишком высокими, и хотели избежать ситуации, когда цены были бы слишком низкими. Понятно почему: наш бюджет свёрстан из расчета 42 доллара за баррель, и вокруг этой цифры мы вполне комфортно себя чувствуем.
- Мы готовы к договорённостям с партнёрами и в рамках этого механизма – «ОПЕК-плюс», и готовы к взаимодействию с Соединёнными Штатами Америки по этому вопросу… Мы, безусловно, должны учитывать интересы всех наших партнёров, именно всех. И только в этом случае мы сможем добиться справедливых договорённостей по сбалансированию рынка».
И, конечно, главными стали такие слова Главы государства: «Ещё раз повторю: наша ключевая задача – долгосрочная стабильность рынка в интересах, как производителей, так и потребителей. И, конечно, обеспечение устойчивости и дальнейшего развития нашей, российской нефтяной промышленности, нашего, российского ТЭКа как одной из важнейших отраслей национальной экономики».
Это необходимо понимать о позиции России.
Два шага навстречу друг другу
И вот, в течение двух дней апреля 2020 года состоялось два глобальных совещания, которые, во-первых, показали, что страны мира готовы к совместному решению проблем, которые важны – как для каждой из них, так и для всех вместе. Во-вторых, впервые в истории к совместным действиям ради сбалансирования мирового рынка нефти присоединились практически все нефтедобывающие страны, которые до сего дня были, и, наверняка, останутся конкурентами на этой площадке. Но, тем не менее, даже историческая конкуренция не помешала принимать выгодные для всех решения.
Как это было, посмотрим на примере представительного совещания, вновь названного ОПЕК+, как и два года назад, когда Россия и ОПЕК пришли к соглашению о совместных действиях на рынке нефти, недавно его расторгли. И вот в этом совещании 9 апреля приняли участие практически все страны мира, добывающие и продающие нефть.
Американцы лично не участвовали. Они решили сохранить свою независимость от любых «картельных договоренностей», которые, впрочем, запрещены у них по закону – а ОПЕК они расценивают именно, как «картель». Трамп даже назвал ОПЕК «незаконной организацией». И пошел по излюбленному пути – договариваться с каждым «один на один». А экономический советник Белого дома Ларри Кудлоу заявил, комментируя американскую позицию, что «США говорит с Россией и саудитами напрямую, и нет необходимости вести диалог через ОПЕК».
Правда, в данном случае, оказалось, что «формата тет-а-тет» для решения вопроса мало. Поэтому состоялся в ночь с 9 на 10 апреля по Москве, телефонный разговор Владимира Путина с Президентом США Дональдом Трампом и Королём Саудовской Аравии Сальманом Бен Абдель Азизом Аль-Саудом, в ходе которого переговоры по нефти шли уже в составе самых мощных стран-экспортеров. Как сообщила пресс-служба Кремля, «обсуждалось положение дел на рынках нефти, в том числе, с учётом переговоров в рамках внеочередного министерского заседания в формате «ОПЕК плюс» и предстоящей видеоконференции министров энергетики “Группы двадцати”. Подтвержден настрой на координацию действий по стабилизации ситуации в глобальной торговле нефтью и минимизации негативного влияния волатильности нефтяных котировок на мировую экономику». Трамп потом рассказал прессе, что разговор длился полтора часа.
Напомним, что в конце 1980-х США и саудиты тет-а-тет договаривались о снижении нефтяных цен, чтобы разорить СССР. И им это удалось. А теперь без России они – никуда. Вот так история и делается. Нет?
Теперь выберем из многочисленных информаций с этого Совещания ОПЕК+, прошедшего в связи с эпидемией коронавируса по видео-связи, некоторые, на наш взгляд, важные моменты:
- Все страны ОПЕК+ (кроме Мексики) согласились на предлагавшееся снижение добычи – по 23%.
- Следующая встреча ОПЕК+ запланирована на 10 июня 2020 г.
- ОПЕК+ согласились снизить добычу по графику:
- С мая по июнь 2020 г. общее сокращение на 10 миллионов баррелей в день (мбд),
- С июля по декабрь 2020 г. – сокращение на 8 мбд,
- С января 2021 г. до апреля 2022 г. – сокращение на 6 мбд.
Договорились, что сделка может быть пересмотрена в декабре 2021 года.
Перед вами – схема общих сокращений добычи по данным совещания ОПЕК 10 апреля 2020 года. 23% снижения на каждого участника.
Данные ОПЕК за 10 апреля 2020 года
- Россия и Саудовская Аравия согласились сократить добычу нефти на 2,5 мбд.
- Ирак сокращает добычу нефти на 1,06 мбд.
- ОАЭ сокращает добычу на 0,72 мбд,
- Кувейт сокращает добычу на 0,64 мбд,
- Казахстан и Нигерия примерно по 0,4 мбд.
- Венесуэлу, Иран и Ливию (члены ОПЕК) вывели из сделки.
- Мексика покинула заседание ОПЕК+, не согласившись на предлагаемое ей сокращение в 400 тысяч мбд.
- «Соглашения ОПЕК+ может не хватить для стабилизации рынка», - заявил управляющий директор вашингтонской «Berkeley Research Group LLC» и бывший член Федеральной комиссии США по энергорегулированию Бранко Терзик.
- Глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль отметил, что страны из состава G-20 могли бы начать покупать нефть в свои стратегические резервы.
- По словам министра энергетики России Александра Новака, объемов хранилищ нефти в мире хватит для заполнения еще на 1,5-2 месяца.
Американские маневры вне совещания
Как замечено, американцы не принимали личного участия в совещании, однако, активно участвовали в процессе переговоров по сокращению добычи. И даже поддержали Мексику, чтобы не обрушить сделку.
Важно было следующее:
- Техас начал выстраивать контакты с другими штатами США по вопросу регулирования добычи нефти. Открытые слушания о регулировании нефтедобычи в Техасе запланированы на 14 апреля.
- Комиссар техасского нефтяного регулятора Райан Ситтон рассказал, что обсудил с министром энергетики России Александром Новаком рынок нефти и сокращение избытка на нем на 10 мбд.
- Трамп предложил Мексике компенсацию за сокращение 0,35 мбд, чтобы не разрушать сделку, которая принимается только консенсусом. Он демонстрирует, что для США важна эта сделка.
- Президент Мексики объявил, что страна снизит свою добычу на 100.000 баррелей в сутки, а США сократят свою добычу дополнительно на 0,25 мбд (объем мексиканской части сделки), чтобы помочь Мексике выполнить условия ОПЕК+.
- Трамп так хотел этой сделки в интересах своего нефтяного бизнеса, что американцы начали перед совещанием специально шантажировать Саудовскую Аравию. Ей пригрозили, что в Конгресс будет передан законопроект о снятии защитных систем США и выводе военных США из Саудии, если та откажется от сокращения добычи нефти.
- Падает количество буровых на сланцевую нефть в США. За неделю 2-9 апреля: было 562 шт., стало – 504 шт.
Интересно, как комментируют эту договоренность ОПЕК+ в Штатах. Известный ресурс «Primary Vision Blog», занимающийся, прежде всего оценками энергетической политики, весьма скептичен. Он публикует материал «OPEC+ Politics and Flow – The Reality Tells a Different Story Versus Consensus» - «ОПЕК + Политика и (нефтяной) поток – реальность говорит о другом, чем консенсус». Там есть такие пассажи:
«- Значительное снижение цен в ближайшее время не переменится, поскольку «переработчики попытаются защитить маржу и сосредоточиться на хранении».
- Резкий рост тарифов на перевозку подтолкнул компании к корректировке поставок в сторону понижения, даже, несмотря на то, что саудовские скидки в цене на нефть были значительны.
- Проблема с желанием увеличить экспорт нефти (предложение) заключается в том, хочет ли кто-либо покупать нефть по любой цене (спрос)».
Итак, спрос – а это вопрос к «Большой Двадцатке». Эти ведущие страны мира – главные покупатели «черного золота», они же и платят экспортерам ОПЕК за его приобретение.
Страстная пятница для «Большой Двадцатки»
Да, приближается Пасха, и 10 апреля для католиков была та самая пятница накануне «страстной недели», в конце которой был распят, а затем воскрес Иисус Христос.
Фигурально говоря, «страстная пятница» для G-20 состоялась на неделю раньше – именно 10.04.2020, когда на совещании в формате вебинара министры энергетики «Двадцатки» собирались, как накануне было заявлено, продолжить обсуждение проблем на нефтяном рынке и, как предполагалось, поддержать решения ОПЕК+. Не зря же эти совещания совместили по времени – день за днем.
Однако после пяти часов переговоров решение по нефтяной теме не появилось. Как говорят сведущие люди, вопрос о сокращениях добычи нефти в рамках G-20 хотя и был поставлен, не решен. Впрочем, в рядах этого международного сообщества ведущих экономик мира не так много собственно производителей нефти, не входящих в ОПЕК+. Это – США, Канада, Бразилия, Норвегия. А другая часть членов «Двадцатки» – Россия, Саудовская Аравия и другие – они являются сторонами договоренности ОПЕК+. Так в рядах G-20 проявились эти две группы.
Что касается «отстраненности» и ухода американцев и канадцев от общего решения ОПЕК+, мы об этом писали выше. В США не могут нарушить свой «антикартельный» закон, поэтому Трамп принял участие в переговорах в формате США - Россия - Саудовская Аравия, ничего тем самым формально не нарушив.
И все же возникает вопрос: «А зачем собирались-то?» Для чего было созвано совещание G-20 на уровне министров энергетики (в разных странах эта должность называется по-разному, но её смысл понятен)?
Поэтому взглянем на итоги совещания. Все-таки пять часов заседали.
Вот как прокомментировал итоги министр энергетики Российской Федерации Александр Новак: «Мы будем мониторить ситуацию на рынке, и в случае необходимости принимать либо дополнительные меры, либо более быстрыми темпами восстанавливать добычу в странах для того, чтобы не допускать переизбытка нефти на рынке. Мы должны действовать в интересах, как производителей, так и потребителей нефти. Это важно и для снижения волатильности, и для восстановления спроса».
От крупных нефтеэкспортеров из «Большой Двадцатки» ОПЕК+ ожидал сокращения добычи на 5 мбд. На открытии заседания саудовский министр энергетики принц Абдель Азиз бен Сальман заявил: «G-20 имеет сегодня уникальную возможность содействовать в устранении нестабильности на энергетическом рынке. Мы настоятельно призываем всех членов G20, включая Мексику, принять срочные меры по стабилизации рынка нефти».
Но, несмотря на это, ответная реакция была, скажем так, завуалированная. США, Канада, Бразилия и Норвегия демонстрируют свою независимость, но прекрасно отдают себе отчет, что низкие цены бьют по их собственным компаниям-кормильцам. Та же «Petrobras» (Petróleo Brasileiro S.A.) в Бразилии не блещет доходами…
В финальном Коммюнике G-20 конкретных цифр по сокращению добычи не содержится, хотя сказано: «Предпринять немедленные действия для стабилизации рынка нефти». И ещё договорились создать эту координационную группу, которая займется мониторингом рынка нефти.
Стало известно, что некоторые европейские страны выступили за то, чтобы в тексте Коммюнике, «не драматизировать ситуацию». Великобритания вообще посчитала, что текст надо смягчить, поскольку «кризис не такой сильный, как кажется». А неназванные в информации со встречи «ряд стран Европы» вообще пытались блокировать подписание Коммюнике, продвигая альтернативное видение: идеи «декарбонизации» и поддержку проектов возобновляемой «чистой» энергетики. И их понять можно – сегодня дешевая нефть для Европы просто подарок.
Рынки, кстати, вяло отреагировали на совокупные решения двухдневных переговоров. Если 9 апреля – после ОПЕК+ – цена нефти Brent поднялась до 36 долларов за баррель, то вечером 10 апреля после G-20 опустилась до 31,8 долларов за баррель.
Впрочем, начали поступать сообщения о том, что указанная выше «четверка» нефтедобывающих стран-членов «Двадцатки» примет-таки участие в общем сокращении. Например, РБК, опираясь на свои источники, сообщил: без принятия формальных обязательств по сокращению добыча упадет и в странах «non-OPEC+»:
- США уберут с рынка 2-3 млн баррелей в 2020 году, заявил 10 апреля министр энергетики страны Дэн Бруйетт.
- Бразилия объявила о снижении добычи на 1 млн баррелей.
- В Канаде снижение составит около 1 млн баррелей.
- Снизить добычу согласился и крупнейший производитель нефти в Европе — Норвегия, сообщило агентство «Dow Jones», не уточнив объем сокращения.
В итоге, эти страны позволят убрать с рынка дополнительные 4-5 млн баррелей к решениям совещания ОПЕК+.
Откровенно говоря, многие задают вопрос, а не произойдет ли так, что итоге – поскольку эти обязательства от «non-OPEC» формально не закреплены – они могут быть пересмотрены и не выполнены?
Пока по поводу сокращения добычи, министр энергетики США Ден Бруйетт на совещании G-20 лишь обозначил разочарование тем, что другие страны «не материализовали это». Тем самым он намекнул, что американцы ждут сначала исполнения решений ОПЕК+, а потом уже «подтянутся». Тем не менее, прогноз предполагает, что в США добыча нефти к концу 2020 г. может естественным путем – и без администрирования – снизиться на 2 мбд, а некоторые модели показывают даже снижение до 3 мбд. И это надо учитывать в общем раскладе: американцы не желают декларировать (у нас, мол, рынок всё решает) административные сокращения – но сокращения в сфере их сланцев могут пойти автоматически, о чем мы выше уже указывали. Посмотрим…
Пока участники G20 создают «временную группу контроля», которая будет отслеживать ситуацию. В группу могут войти все желающие, и эта позиция вскоре высветит конкретные намерения отдельных стран. Председателем группы будет Саудовская Аравия, в качестве председателя G-20 в 2020 году.
«Куликовская битва 2.0»?
Подводя итог этих двух совещаний, можно отметить несколько важных моментов, производящих впечатление:
- Редчайший случай, когда ведущие страны мира в двух форматах – ОПЕК+ и G-20 сели договариваться о том, что касается всех и каждого. Хотя, конкуренция между ними никуда не делась, но ситуация сейчас прямо, как любимая американская «игра с нулевой суммой»: либо все вместе выиграют – либо все вместе проиграют.
- При этом звучит многоголосица экспертов по поводу того, «кто выиграл и кто проиграл» – оценки самые противоположные, в зависимости от политической ангажированности комментаторов. Реальное положение дел высветится некоторое время спустя, вот тогда и станет ясно, кто прошел «в дамки», а кто остался «пешкой». Торопится, выдавая желаемое за действительное, не стоит.
- Впервые США приняли участие в мировой дискуссии по нефти. Мало того, что Трамп продемонстрировал невиданную ранее инициативу решать проблему не самостоятельно, а коллективно.
- Показательно, что США не скрывают от мира, что стали той самой «страной-бензоколонкой», именем которой Обама в свое время назвал Россию. Штаты стали столь зависимы от нефти, что демонстрируют это честно и открыто. Как бы кому это нравилось или не нравилось.
- В данном случае обсуждаемая достаточно давно тенденция к «фрагментированию» столкнулась с тенденцией сохранения Глобализации через «консолидацию» ради общих целей. Чистая диалектика развития. Какой процесс возобладает не ясно, но то, что все будет происходить «нелинейно» уже проявилось.
- И, наконец, важнейшее. Много и многие пишут о борьбе двух мировых Сил – финансистов с производственниками в американской и мировой экономике. Теперь мы видим, как на наших глазах происходит консолидация сил производственников-добытчиков нефти. Грянул кризис – все и собрались, чтобы искать выход. Могу ошибаться, но в таком всемирном формате производственники, отложив естественные противоречия, ещё не выступали. А это означает, на наш взгляд, что они по-своему тестируют наличные силы и средства для выхода на открытое столкновение – стенка на стенку – с мировыми финансистами. Просто «Куликовская битва 2.0». А финансисты пока в панике печатают триллионы долларов, но эти деньги не уходят, как было раньше, в надувание нефтяных цен, а «растворяются» в самой финсистеме. Когда лопнет и этот пузырь, у финансистов вариантов для борьбы не останется. Кроме одного – перевернуть доску. И вот этого допустить производственники никак не должны.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs