В Санкт-Петербурге прошел второй этап экспертной конференции, посвященный подведению итогов обсуждения докладов студентов и аспирантов из разных государств, обучающихся на факультете международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), по теме «Демократия как инструмент мирового порядка».
Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников отметил, что в эпоху холодной войны демократическая система рассматривалась как инструмент солидарности в Североатлантическом блоке в противовес идеологии Советского Союза, в котором всегда присутствовал элемент конфронтации и противопоставления тоталитаризму. После распада СССР считалось, что принципы мира во всем мире, консолидации человечества на основе принципов демократии не подлежат сомнению. Однако очень скоро отношение к понятию «демократия» значительно изменилось.
«Демократия в понимании Западной Европы и США стала инструментом объединения стран с целью межгосударственного взаимодействия, элементом формирования евро-атлантической солидарности», – заметила профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Еремина. По словам ученой, в США существует твердая убежденность, что приверженность демократическим принципам способствовала выходу западной цивилизации на авансцену исторического процесса. Эксперт напомнила высказывание американского экс-президента Барака Обамы, который говорил, что «есть государства, которые находятся на правильной стороне истории, а есть те, кто на неправильной». Такой же позиции придерживался знаменитый американский философ Фрэнсис Фукуяма, который в 1992 году в своей книге «Конец истории» писал, что «либеральная демократия зарекомендовала себя как единственный путь развития и все страны должны брать пример с США – лидера демократического мира». Однако в 2019 году в своем эссе Фукуяма обратился к американскому народу, написав: «Так нельзя, Америка: ты разваливаешься на кусочки, на группы людей, каждая со своей идентичностью, — и это не та демократия, которую мы для страны и мира хотели».
Вслед за ним многие политологи и эксперты заговорили о кризисе идеи демократического мира. Сегодня уже никто не отрицает тот факт, что демократия во всем мире находится под угрозой. Выборы, похоже, не дают реальных результатов, кроме как усугубления существующих политических и социальных разногласий. Постоянные военные конфликты на Ближнем Востоке, нестабильная, кризисная обстановка на Украине, растущая угроза терроризма – все эти события демонстрируют, что «машина» уравнительной демократии сметает все на своем пути и использует любые инструменты для достижения целей.
По мнению Н. Ереминой, интересен тот факт, что именно США – оплот демократического мира, инициировали введение санкций против неугодных стран. В наше время эта практика стала элементом конкуренции и политической борьбы.
Студентка СПбГУ Дарина Мерзосова заявила:«Мы живем в эпоху санкций. Запреты стали инструментом политического давления и механизмом, при помощи которого выстраивается иерархия отношений между странами. Раньше для того чтобы «перекроить» мироустройство необходимо было пройти войну, сейчас же достаточно ввести санкции, следуя логике дипломатии принуждения и подрывая сами принципы демократии».
Доцент кафедры политического управления СПбГУ Константин Кондратенко подчеркнул, чтосистема демократиииспользует концепт военного, политического и идеологического принуждения, тем самым создавая вызовы, заставляющие основные принципы демократии «трещать по швам».
Студент СПБГУ Юрий Колотаев заявил, что сегодня многое, что кажется свойственным демократии, на самом деле лишь ослабляет ее. Внутренние характеристики демократии истощают ее изнутри, делают уязвимой. Кризис ключевых институтов, ограничение свободы слова и права на доступ к информации создают самые тяжелые вызовы для современной демократической системы. Ю. Колотаев утверждает, что в мире наступает «эпоха постправды», которая так же, как и дипломатия принуждения, подрывает демократические основы.
«Напомню вам лозунг американской газеты The Washington Post: «Демократия умирает во тьме». Иррациональность и засилье фейков порождают эту тьму. В условиях избытка информации и недоверия появляется угроза демократии и ее основным институтам. Демократическая система способна существовать и преодолевать кризис только при сохранении некого баланса прав и обязанностей граждан в рамках общества», – заметил студент СПбГУ.
«Общество постправды» появилось потому, что, во-первых, либеральная демократия вступила в ту фазу, когда стали раздвигаться и размываться границы дозволенного. Во-вторых, развитие информационных технологий и соцсетей достигло того уровня, когда с их помощью индивиды и малые группы смогли оказывать политическое влияние на широкие массы. В-третьих, сложилось гедонистическое массовое информационное общество, очарованное популизмом, смакующее сенсации и предпочитающее душевный комфорт и простые решения. В итоге механизмы формирования сетевого информационного поля стали задавать парадигму манипулирования всем массовым сознанием, когда свобода выбора и самовыражения оказались в узком коридоре искаженной политической реальности, за пределы которого нелегко вырваться.
Состояние современной демократии еще раз показывает, что глобальная зависимость стран друг от друга не привела ни к чему хорошему. По словам экспертов, нынешняя ситуации с пандемией коронавируса способна «обнулить» отношения между некоторыми государствами и вывести международные отношения на новый, совершенно иной уровень.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs