150 лет великому русскому композитору и его колоссальный вклад в мировую музыкальную культуру
В преддверии празднования 150-летия композитора Сергея Рахманинова, которое приходится на март 2023 года, сегодня состоялась онлайн-конференция эксперта по фондам Российского национального музея музыки Натальи Тартаковской. Отвечая на вопросы о Сергее Васильевиче, эксперт рассказала о колоссальном вкладе в мировую музыкальную культуру, о вынужденной эмиграции Рахманинова, а также об его отношении к Родине, которое красной нитью проходит через его творчество.
В 1942 году была организована первая выставка в Советском Союзе, посвященная Рахманинову. Так, ещё при жизни отмечалось 50-летие его творческой деятельности на его Родине. По словам Натальи Тартаковской, в тот момент в США, куда Рахманинов эмигрировал и где прожил 25 лет, «никто и не вспомнил об этом». Она также отмечает, что за период эмиграции композитор написал всего только 9 опусов, а его творческое наследие составляет 45 опусов. Это объясняется тем, что за годы жизни заграницей Рахманинов в основном занимался концертной деятельностью «у него не было времени даже поселиться в отеле, он жил в поезде, от концерта к концерту», но как говорил композитор, «лишившись родины, он потерял желание сочинять».
Тем не менее, Рахманинов оставил колоссальное наследие для мировой музыкальной культуры. Наталья Тартаковская отмечает, что «за полвека творчества Рахманинова его музыка оказалась не подвержена не только времени, но и моде». Эта уникальная черта музыки даёт право заявить, что она «всегда будет ценна и понятна, какое бы время ни было — это главное». Более того, несмотря на эволюцию творчества, почерк Рахманинова узнаваем. «Как невозможно не узнать знакомого человека на улице, если ты его хотя бы несколько раз видел, так невозможно не узнать музыку Рахманинова человеку, который даже не музыкант» - отмечает Наталья Тартаковская.
При этом, несмотря на тот факт, что Рахманинов был вынужден всё оставить и покинуть своё имение в Ивановке, «которое было просто частицей рая для него, где он мог свободно творить», он остаётся русским композитором. Как говорил сам Сергей Васильевич: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка». Более того, проведя заграницей четверть века, «он сохранил ощущение русского человека». Старался говорить в семье на русском языке, поддерживал связь с друзьями в России.
«Он не понаслышке знал всю трагедию эмиграции», будучи вдалеке от Родины и при этом переживал за судьбу страны и её соотечественников. Он помогал продовольственными посылками, по оценкам экспертов, выделяя около четверти, а то и трети своего заработка. А когда грянула Великая Отечественная война, то перевёл гонорар с концерта со словами: "От одного из русских посильная помощь русскому народу в борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу".
«Он был и остался русским композитором» - подчёркивает Наталья Тартаковская. И даже когда встал вопрос о получении американского гражданства, то «тянул с этим вопросом до последнего». Лишь за два месяца до смерти он стал гражданином США, пронеся ощущение себя русским композитором от молодости до самых последних дней.
Говоря о праздновании 150-летия Рахманинова эксперт заявила, что «мы к этой знаменательной дате очень готовимся». По её словам, планируется проведение выставки «Сергей Рахманинов – русский композитор и гражданин мира», конференций, иных тематических мероприятий, посвященных памяти великого композитора. При этом, мероприятия будут проводится при сотрудничестве с Библиотекой Конгресса в Вашингтоне, с которой уже начался обмен рукописями, материалами и опытом. «Так что планы очень большие, и времени осталось уже очень немного. Но дату надо отпраздновать» - в заключение добавила Наталья Тартаковская.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs