Фото: RT
В Москве состоялась презентация информационно-аналитического доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг». Эксперты изучили основы международного опыта по подготовке и проведению голосований по вопросам внесения изменений в основные законы зарубежных государств. Участники Ассоциации и приглашённые иностранные специалисты обсудили процедуры внесения поправок и проведение референдумов.
«В нашей стране существует проблема к подходу организации реформ. Стремительный ритм реализации законотворческих инициатив вызывает вопросы у общества, а порой даже острую критику», – заявил председатель Совета Российского общественного института избирательного права, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов.
По его словам, такой высокий уровень «недоверия» имеет ряд объективных причин. Во-первых, историческая подоплека: история развития России, мягко говоря, не славится всенародными голосованиями по проекту Основного закона. Первая российская Конституция была «подарена» народу императором Николаем II, законы 1905, 1918, 1924, 1936 и 1977 принимались Верховным Советом СССР. Впервые всенародное голосование прошло в 1993 году, но проходило оно в таких условиях, что даже осмысления этой темы не было. Происходящее воспринималось как факт, необходимость принять новый закон для новой страны. Во-вторых, в прошлых референдумах можно заметить ярко выраженный консерватизм в работе над законами. Этот факт отмечают ряд международных организаций, в том числе Венецианская комиссия. И наконец, третья, самая злободневная причина заключается в недостаточной информированности населения о порядках и правилах проведения голосований, которые сегодня признаны во всем мире. Большинство россиян придерживаются мнения, что Конституцию вообще нельзя изменять ни при каких обстоятельствах. Однако эта позиция расходится с мировым опытом, который говорит о периодической необходимости изменений Основного закона с учётом сегодняшних реалий.
«Сегодня в мире идет перманентный процесс изменения конституций. Современный мир не знает ни одного государства, которое в ходе своего поступательного развития не вносило изменений в Основной закон. Можно по пальцам пересчитать государства, которые остаются консервативными и не принимают новые законы», – подчеркнул И. Борисов.
Презентация Российского общественного института избирательного права
Также он обратил внимание на частоту обновления закона в разных странах. Например, Швейцария вносит поправки в законодательство каждый год, Венгрия примерно раз в два года. По словам И.Борисова, обновление Конституции необходимо для развития демократии. Эксперт подчеркнул, что все конституции, достигшие определенной «зрелости», отражают интересы не современных, а прежних поколений. При этом слишком большое сопротивление поправкам и реформам предполагает, с демократической точки зрения, сомнительный принцип «управления обществом по воле ушедших из жизни», предоставляя возможность «отцам-основателям» диктовать, в интерпретации судей и ученых, ответы на политические проблемы и вызовы современности». Получается, что консервативность конституции приводит к ограничению поступательного развития государства.
Еще одна проблема внесения поправок или изменения законодательства заключается в отсутствии всеобъемлющего документа, который бы контролировал подготовку и проведение референдумов. Сегодня существуют только рекомендательные акты, среди которых доклад Венецианской комиссии по конституционным изменениям (2009), свод рекомендуемых норм при проведении референдумов (2007), а также аналогичный модельный закон стран СНГ.
«Отсутствие универсальных стандартов в процессе изменения Конституции порождает слухи и недопонимания для чего это нужно, а иногда используется в политических играх. Все основывается на национальной культуре, обычаях и экономическом состоянии в стране», – заметил И. Борисов.
Основной вывод доклада сводится к тому, что существующие в настоящее время процедуры внесения поправок в Конституцию России согласуются с международной практикой. Положение об одобрении проекта большинством от числа принявших участие в голосовании граждан также в полном объеме соответствует рекомендациям Венецианской комиссии.
В свою очередь сопредседатель Ассоциации «Гражданский контроль», член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Александр Брод отметил, что по сравнению с 1993 годом российской стороной была проделана очень большая работа и в плане обсуждения поправок. «Подключено большое количество СМИ, представителей блогосферы, различных политических и общественных сил. Безусловно, есть разные точки зрения, но так и должно быть в демократической стране, где царит принцип гласности», – подчеркнул А. Брод.
Исполнительный директор Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Алена Булгакова отметила, что эта информационная система уже давно занимается общественным наблюдением и контролем за реализацией избирательных прав граждан России, а также тесно взаимодействует с международным сообществом. «Наша главная задача – дать объективную оценку событий в России и мире. На сегодняшний момент необходимо на региональном уровне донести все основные тезисы для граждан нашей страны», – заметила А. Булгакова.
Напомним, что с января 2020 года в России запущена процедура внесения поправок в Конституцию. Законопроект уже одобрен Государственной думой, Советом Федерации и Конституционным судом. 17 марта Владимир Путин назвал дату проведения всенародного голосования – 22 апреля. Однако эксперты отмечают, что из-за стремительного распространения коронавируса оно может быть отложено на неопределенный срок или вообще перейти в электронный формат.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs