Фото: informburo.kz.
В столице Норвегии Осло в ближайшие дни должны начаться межафганские переговоры по мирному урегулированию конфликта в этой стране. Их проведение предусмотрено подписанным 29 февраля 2020 года мирным соглашением между США и движением «Талибан» (запрещено в России). Согласно этому документу Соединенные Штаты и их союзники обязуются вывести в течение 14 месяцев все войска из Афганистана, а талибы обещают не использовать территорию страны для действий, которые могут повлечь за собой угрозу безопасности для американцев и их союзников.
Однако, еще не начавшись, межафганский диалог уже испытывает трудности, в том числе из-за политического кризиса в стране. Противостояние между действующим президентом Ашрафом Гани и главой исполнительной власти Абдуллой Абдуллой не позволяет им сформировать единую делегацию на переговорах. Затормозить их начало могут и разногласия сторон по вопросу обмена пленными. Напомним, что в качестве меры укрепления доверия между сторонами должны быть освобождены 5 тыс. сторонников исламского движения и 1 тыс. человек, удерживаемых самими талибами.
Все ли талибы согласны с идеей переговоров с «марионеточным», как они считают, правительством в Кабуле? Означает ли подписание соглашения США с талибами, что начатая Вашингтоном в Афганистане в 2001 году операция потерпела полное фиаско? На эти вопросы в ходе круглого стола ответили отечественные востоковеды.
Бывший посол Российской Федерации в Афганистане, ведущий научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД России Михаил Конаровский считает, что на пути практической реализации идеи национального примирения в Афганистане стоят серьезные разногласия между противоборствующими сторонами. В подписанном между США и талибами соглашении последние не дали своего согласия на ведение переговоров о мире с правительством в Кабуле. Текст соглашения таков, что сторонники талибов могут достаточно произвольно трактовать его пункты. Неоднороден и состав участников переговоров. Налицо отсутствие какого-либо общенационального единства в правящей элите. Значительным влиянием пользуются полевые командиры, у которых, как правило, своя актуальная повестка.
Кроме того, между правительством в Кабуле и «Талибаном» (запрещён в России) существуют фундаментальные идеологические разногласия. Вряд ли руководство движения талибов пойдет на морально-политическую капитуляцию. Их основной задачей остается преобразование жизни в стране на основе законов шариата. «Возникает впечатление, что талибы попросту выжидают удобного для себя момента. Определенные основания для этого, как и для расширения ими собственной базы после ухода американцев из страны, у них есть», - заметил дипломат. По словам эксперта, не стоит слишком сильно уповать и на общественное мнение. У региональных и мировых игроков есть своя повестка, умело используемая местными вождями в собственных своекорыстных целях.
По словам заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, гораздо естественнее ожидать возвращения страны в то состояние, в котором она находилась после вывода советских войск и до вторжения войск США и их союзников. Если в Сирии американцы находятся абсолютно незаконно, но со вполне определенной целью – вести политический торг с Россией и Турцией, то в Афганистане ситуация значительно сложнее. Скорее всего, их присутствие здесь будет действительно минимизировано. «Талибан» никогда не признает ни Абдуллу Абдуллу, ни Ашрафа Гани. По-видимому, естественнее ожидать, что нашедшие себе пристанище на территории этой страны экстремистские движения будут развивать свою экспансию в соседние страны Центральной Азии, а расхлёбывать последствия придется нам», - заметил А.Храмчихин.
В свою очередь, Российский востоковед, автор ряда книг по Афганистану, бывший советник Министерства госбезопасности Демократической Республики Афганистан в 1980-х годах Василий Кравцов отметил, что относительная стабильность в этой стране возможна исключительно при наличии прочной президентской или королевской власти. США очень хорошо понимают это, поэтому они в течение двух десятилетий последовательно проводили прямо противоположную политику, исключающую вариант формирования в стране прочных властных структур.
Василий Кравцов озвучил несколько любопытных цифр, касающихся финансирования военной кампании США в Афганистане. По приведенным данным, за двадцать лет на поддержку воинского контингента в этой стране Вашингтоном было потрачено около 800 млрд. долларов. При этом на экономическую реконструкцию Афганистана, и, прежде всего, транспортной инфраструктуры, которая активно использовались американскими войсками, было использовано 500 млрд. долларов, в основном из средств американских налогоплательщиков. «Разумеется, часть средств была использована по назначению. Но огромные суммы оказалась банально разворованы на местах и существенно обогатила некоторых влиятельных лиц», - заметил эксперт.
Доцент МГИМО (У) МИД России Юрий Лалетин напомнил, что для Афганистана, как страны, в значительной степени сохранившей племенное и родовое деление, свойственно категорическое неприятие любого присутствия иностранных войск. «До сих пор у них есть правило: ни один посторонний человек, тем более вооруженный, не имеет права находиться на территории племени без разрешения старейшины», - пояснил он. По словам эксперта, ситуация будет ухудшаться. В свою очередь, американцы поддерживают как сторонников Гани, так и Абдуллы. Одновременно они готовы содействовать исключению талибов из санкционного списка, что, скорее всего, успешно произойдет уже к маю 2020 года.
«В экспертной среде нередко можно услышать, что США проиграли в Афганистане. Это не совсем так. Они выводят свои войска, оставляя после себя управляемый хаос. В стране продолжается раскол, никто не соглашается со своими оппонентами ни по одному вопросу. Но при этом значительная часть противоборствующих группировок получает деньги – прямо или опосредованно – от американской стороны. Это означает, что конкуренты будут, так или иначе, апеллировать к Вашингтону», - пояснил Ю.Лалетин.
За ситуацией в Афганистане с беспокойством наблюдают его соседи. «Ашхабад и Ташкент прилагали немало усилий для того, чтобы добиться мира в этой стране. В районе таджикско-афганской границы продолжают действовать локальные экстремистские группировки. Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан серьезно встревожены, но не исключают и того, что ситуация может стабилизироваться. Если в Афганистане установится, пусть и с трудом, внутриполитический консенсус, то старинные маршруты, которые связывали Центральную Азию с Индией, будут вновь открыты, что крайне важно для обеспечения всестороннего развития этого региона», - заключил эксперт.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs