ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина – смена правительства, других перемен ожидать не стоит

10:48 11.03.2020 • Денис Батурин, политолог

Внешняя политика является продолжением внутренней и смена правительства страны может означать коррекцию ряда направлений политики внешней. Если первая часть - аксиома, то вторая - зависит от конкретного государства и политических процессов в нем происходящих. Смена украинского правительства, менее чем через год после выборов президента и парламента, персональный состав нового правительства и первые заявления нового премьера, а также ряд других фактов и деталей уже сейчас позволяют проанализировать эту формулу применительно к Украине. 

Итак, 4 марта в отставку ушло правительство Алексея Гончарука, получившее коллективное прозвище - правительство «соросят». Правительство, которое отчиталось перед отставкой об успешном провале всех направлений экономики. Украинский эксперт Кость Бондаренко дал характеристику «команде Гончарука» - «правительство компрадорских сил, ориентированных на внешних заказчиков — Сороса, Дом Ротшильдов, Международный валютный фонд». Как отставленное теперь правительство, так и ряд людей окружения президента Украины Владимира Зеленского, были платой по счетам. Теперь, похоже, Зеленский посчитал, что обязательства выполнены, поэтому навязанное правительство ушло в отставку, как и ранее глава офиса президента Андрей Богдан, близкий к олигарху Игорю Коломойскому.

Назначенный премьером Денис Шмыгаль был на руководящих должностях во Львовской области, губернаторствовал в Ивано-Франковской, а также был топ-менеджером энергетической компании Ахметова ДТЭК. Его принадлежность к команде Ахметова представители олигарха старательно опровергают, приводя различные аргументы. Однако другое обоснование назначения Шмыгаля премьером найти трудно, а то, что он работал в ДТЭК «всего два года» - слабый аргумент для формального опровержения связей с олигархом.[i]

Думал ли президент Украины Владимир Зеленский, отправляя Гончарука в отставку, о внешнеполитическом аспекте своего решения? Наверное. Предыдущее правительство дало достаточно экономических и других поводов президенту для своей отставки. Можно предположить, что при новом премьере втягивать Украину в вашингтонскую борьбу демократов и республиканцев на том уровне, как это могло бы быть при «соросятах», правительство не будет. У него уже есть свой негативный опыт. В недавнем прошлом он, как один из финансистов Партии регионов и наниматель американского политконсультанта Пола Манафорта, фигуры избранной в США для дискредитации Трампа через украинскую часть его трудовой биографии, если и не попал под удар, то находился на грани этого. Напомним, Пол Манафорт, руководитель избирательного штаба Дональда Трампа, был арестован в США по обвинению в сокрытии доходов, полученных за работу в Украине в период президентства Виктора Януковича. Все это время Украина была интересна США, демократы по полной отработали против Трампа историю Манафорта, не без поддержки бывшего президента Петра Порошенко и других активистов, передававших и публиковавших документы и делавших ставку на Хилари Клинтон. Республиканцы, которые в ответ накопали немало интересного по украинским гешефтам семейства Байденов, ждут, станет ли Сонный Джо кандидатом от демократов по итогам праймериз. «Не стоит забывать, что всё это время люди Трампа тоже не сидят сложа руки и ворох компромата на украинские коррупционные схемы семейки Байденов растёт с каждым днём. Но час, когда этот компромат будет выставлен на всеобщее обозрение, ещё не пришёл. А пока что Трамп выжидает и наблюдает за гонкой демократов, где на дистанции теперь два фаворита — Чокнутый Профессор и Сонный Джо, внезапно обернувшийся Техасским Рейнджером».[ii] Так описывает эту ситуацию политолог Кирилл Бенедиктов.

Отставка вслед за премьером и Генерального прокурора Украины Руслана Рябошапки, также касается отношений между администрацией Трампа и офисом Зеленского. Не за горами и отставка главы Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артема Сытника. При этом прослеживается связь между отставкой правительства и генпрокурора, как отмечает эксперт Бондаренко: «В мае 2019 года спецпредставитель США в Украине Курт Волкер вручил Зеленскому список из пяти человек, в котором значились, в частности, Руслан Рябошапка и Оксана Маркарова — как те лица, которые должны были получить назначения в новом формате власти».[iii] Но теперь Волкер в отставке, его должность фактически ликвидирована. Оксана Маркарова, бывшая министром финансов, также в отставке. История с Маркаровой показательна - все началось с настоятельной рекомендации Волкера, продолжилось покровительством руководителя миссии МВФ в Украине Йосты Люнгманна и работы лоббистов в парламентской фракции «Слуга народа» и профильном комитете. Как отмечает Бондаренко, Люнгманн «неоднократно откровенно вмешивался во внутренние дела Украины, иногда общаясь с президентами языком ультиматумов». Уволить Люнгманна Зеленский не может, а его протеже Маркарову - может. 

При этом инвестиционный банк Morgan Stanley (США) тоже не остается в стороне, пытаясь оказать влияние на украинскую власть, заявляя, что смена правительства в Украине «усугубит дефицит бюджета и негативно повлияет на сотрудничество с МВФ». В аналитическом отчёте банк посоветовал своим клиентам продавать еврооблигации Украины: «Мы рекомендуем продавать еврооблигации Украина-2030 и покупать облигации Египет-2031». Особый интерес в отчёте представляют «пять опасений, связанные с отставкой Гончарука и назначением Шмыгаля»:

«1.Кабинет министров потерял нескольких реформаторов. В частности, Morgan Stanley прямо упоминает экс-министра финансов Оксану Маркарову и экс-министра экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофея Милованова.

Morgan Stanley: «Способность нового правительства продолжать реализацию амбициозных реформ, нуждается в подтверждении».

2.Банк сомневается в том, что Украина не будет завышать социальные расходы после заявления Шмыгаля о расширении соцвыплат и повышении пенсий.

Morgan Stanley: «Перед выделением нового транша по программе EFF МВФ, кроме концепции рынка земли и банковского закона, захочет увидеть также план пересмотра бюджета. Это может замедлить прогресс в переговорах».

3. Премьер Шмыгаль несколько раз отметил, что укрепление гривны в прошлом году ударило по украинской промышленности.

Morgan Stanley: «Учитывая независимость НБУ, не очень понятно, с помощью каких инструментов правительство собирается ослаблять гривну».

4. Давление на генпрокурора Руслана Рябошапку и главу НАБУ Артема Сытника может означать откат в антикоррупционной реформе.

5. Новый министр финансов Игорь Уманский в своих предыдущих заявлениях подвергал сомнению необходимость сотрудничества Украины и МВФ».[iv] 

Таким образом, отставки в офисе президента, отставка правительства и генпрокурора, на мой взгляд, продемонстрировали попытку Зеленского как-то освободиться от обязательств перед внешними силами и олигархом Коломойским. Но это не разрыв отношений Зеленского с транснациональными корпорациями и международными финансовыми институтами, это попытка поставить себя и выйти на новые условия дальнейшего взаимодействия в условиях тесной связи политики и экономики. 

Политические и внешнеполитические последствия смены правительства пока не вызывают особого оптимизма. Так сюжет с заявлением нового премьера о поставках воды в Крым сразу очертил пространство политического манёвра нового премьера и украинской власти в целом. 5 марта вечером в эфире программы "Право на власть" на телеканале "1+1" Денис Шмыгаль сказал: "Вопрос подачи воды в оккупированный Крым - это не вопрос торговли…., это не вопрос какого-то бизнеса, это вопрос гуманитарной ответственности перед людьми, которые живут в Крыму". Позже он уточнил свою позицию в Facebook и отвечая на соответствующий вопрос депутатов в Верховной Раде: "Мы не будем поставлять воду для промышленных и военных объектов. Восклицательный знак. На этом ставим точку. Мы будем поставлять воду в случае необходимости или гуманитарной угрозы украинцам для хозяйственных нужд, для питья».[v] 

Моментально нового премьера и президента Зеленского заподозрили в «зраде» (измене), назвали ставленником Кремля. Получили повод для всплеска активности и главные охранители «украинского Крыма» - представители так называемого «меджлиса» (запрещён в РФ). «Кто-то хочет протестировать украинское общество на возможность уступок оккупантам», - грозно заявил тогда Рефат Чубаров.[vi] 

Вероятнее всего, со стороны нынешней власти это был тест для определения реакции Запада и внутри страны на возможность хоть каких то договоренностей с Россией. Известный украинский журналист подтвердил, ссылаясь на имеющуюся у него информацию, что заявление Шмыгаля действительно было тестированием общественного мнения, так как «представители власти обращались в ряд украинских инжиниринговых компаний, изучая возможности по восстановлению водоснабжения Крыма».[vii]

Кто прощупывал эту возможность? Сам Зеленский, кто-то из его ближайшего окружения или олигарх Ринат Ахметов, не теряющий надежды на возврат активов в Донбассе? Теоретически, это можно расценивать как попытку показать, что контролирующий премьера и нашедший общий язык с президентом Зеленским олигарх Ахметов готов способствовать диалогу между Москвой и Киевом. Но с практической точки зрения результат этого теста оказался ничтожен, информационная «спецоперация» удалась, но оказалась бессмысленной на данном этапе и, судя по итогу, на перспективу. 

Если не отказывать украинском политикам в понимании реальности и в продуманности своих действий, то они пытаются играть сразу по всем направлениям, стараясь увязать вопросы внутренней политики с внешней. Возможно, поэтому мы и наблюдаем правительство, которое завуалированно предлагает признание Крыма российским де факто - премьер Шмыгаль продолжает тактику, использованную в феврале лидером фракции «Слуга народа» в Верховной Раде Украины Давидом Арахамией.[viii] 

Происходит это на фоне начавшейся избирательной кампании в США, на которую Киев реагирует отставкой руководителей патронируемых Вашингтоном силовых ведомств и генпрокурора, который, с одной стороны, не сдвинулся с места в расследовании событий майдана, с другой стороны, не проявил должной активности по расследованию деятельности на украинской земле семейства Байденов. Зеленский не повторяет ошибку Петра Порошенко, который открыто поддерживал на прошлых выборах Хилари Клинтон, но в интервью The Guardian заявляет о том, что «несмотря на глубоко политизированную предвыборную кампанию в США, он готов поехать в Белый дом и встретиться с Трампом». 

Параллельно, Зеленский запускает историю о том, что «он способен договориться с Владимиром Путиным о прекращении войны в Донбассе, но при этом пригрозил выйти из переговоров через год, если в них не будет прогресса».[ix] При этом со стороны Киева продолжаются разговоры о необходимости внесения изменений в Минские соглашения. И в этом нет ничего нового.

Поэтому вопрос: «Чего ждать от нового премьера Украины?» - с точки зрения внешней политики неправильный по сути. В политике внутренней, как уже говорилось – возможен новый передел сфер влияния олигархических групп. В целом же, правильным остаётся вопрос - «чего ждать от Украины?». К сожалению, ответ очевиден - ничего нового. Новый премьер уже поспешил заявить, что «возвращение» Крыма и прекращение войны в Донбассе будут приоритетами работы его правительства, но судя по всему, никто не собирается выходить за пределы «украинской нормальности». А это значит, что каких-либо изменений ждать не приходится.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати