Владимир Зеленский победил на выборах с самым серьезным результатом за историю президентских выборов в Украине – около 73%. По состоянию на утро 22 апреля и по результатам обработки 96,16% избирательных бюллетеней Владимир Зеленский получил 73,15% голосов, Петр Порошенко 24,52%.[i]
Для сравнения:
1991 г. – Леонид Кравчук – 61,6%
1994 г. – Леонид Кучма – 52,1%
1999 г. – Леонид Кучма – 56,2%
2004 г. – Виктор Ющенко – 52%
2010 г. – Виктор Янукович – 48,9%
2014 г. – Петр Порошенко – 54,7%.
Проведенные между первым и вторым туром социологические опросы уже тогда показывали лидерство Зеленского и его увеличившийся, по сравнению с первым туром, отрыв от Порошенко:
дата опроса |
Порошенко |
Зеленский |
05-10.04.2019[ii] |
29% |
71% |
12-16.04.2019[iii] |
27% |
73% |
Явка во втором туре была такой же (разница незначительная), как и в первом, проголосовало 61,37% избирателей (первый тур – 62,8%). Это говорит об активности избирателей и высоком проценте определившихся с выбором, если в первом туре голосовали за нескольких кандидатов, то во втором – только за двух.
Кроме процента голосов, отданных за Зеленского, особенностью голосования во втором туре выборов является то, что Зеленский победил во всех областях, кроме Львовской (в первом туре Порошенко выиграл в трех западных областях – Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской). В этом смысле Зеленский объединил Украину, которая на прошлых президентских выборах всегда делилась кандидатами на юг и восток, центр и запад. Порошенко оказался в меньшинстве в подавляющем большинстве регионов. Сложная ситуация: раньше все было гораздо проще – за одного кандидата голосовал юг и восток, за другого центр и запад страны. При этом была задача максимальной мобилизации избирателей в базовых регионах для каждого кандидата.
По итогам второго тура еще более явной стала ошибка политтехнологов Порошенко, которые боялись Юлию Тимошенко и желали выхода во второй тур Зеленского, «а уж с клоуном Порошенко справится легко». Они не слишком внимательно отнеслись к данным социологов, верили не им, а самим себе и таким же, как они – национал-патриотам. Они переоценили силу своего воздействия на общество и свой авторитет.
Украинскому избирателю уже мало (а кому-то много) войны, национализма и томоса. К удивлению Порошенко и его команды, избирателю нужна справедливость и борьба с коррупцией, выполнение обещаний. В этом смысле феноменальный процент голосов, отданных за Зеленского, имеет объяснение. Для украинского избирателя Зеленский собирательный образ:
-
герой сериала «Слуга народа» - честный учитель Голобородько, волею судьбы ставший президентом;
-
известный шоумен;
-
новой человек в украинской политике, новая надежда;
-
протестная фигура против лицемерия, популизма и коррупции режима Порошенко.
То, что этот образ набрал невиданный для Украины на президентских выборах процент, говорит о степени неприятия и усталости избирателей от режима и персоны Порошенко.
При этом адепты Порошенко уже сообщают о своем переходе к «борьбе с врагами». Что это за враги не уточняется. Если это те, кто голосовал за Зеленского, то это 73% избирателей.
Точную характеристику сторонников Порошенко дал на своей странице в социальной сети украинский журналист Андрей Манчук: «…как забавно наблюдать сейчас за патриотическими буржуа, всякими офисными клерками с хорошими лицами, которые еще до голосования начали грозно бряцать оружием, угрожая сторонникам Зеленского майданом, путчем, фрайкором, "восстанием национальной элиты", (…).Все эти пять лет они старательно выдавали свое мнение за мнение всего общества, ввели цензуру, свернули права и свободы, а главное – «закошмарили» и запретили всех своих оппонентов. Так что народ побежал голосовать даже за шоумена из обоймы одиозного олигарха, за отсутствием более приличной альтернативы. И тут все увидели давно очевидный факт - господство этого либерально-националистического меньшинства всегда зиждилось на насилии и диктате, помноженном на отвратительно лживую пропаганду. Пять лет назад они нагнули страну, устроив переворот, и повязав украинцев кровью. А теперь несогласное большинство поднимает голову - и у этой публики нет для своих сограждан никакой рациональной аргументации, никаких призывов к гражданскому диалогу - а только очередные попытки подавить и запугать. Потому что сейчас страшно им самим».
Кто будет украинским президентом уже ясно. Нет ясности в том – что и как будет дальше. Некоторые контуры политического процесса между президентскими и парламентскими выборами попробуем наметить. В этом помогут Зеленский и Порошенко, своими выступлениями на пресс-конференциях после окончания голосования.
Порошенко заявил[iv], что будет отстаивать все провозглашенные ранее лозунги:
-
наша команда будет защищать членство в Евросоюзе и НАТО.
-
наша команда будет защищать безвиз.
-
наша команда будет защищать украинское войско от атак из середины страны и любых попыток уменьшить значение его подвигов.
-
наша команда будет защищать украинский язык.
-
наша команда будет защищать стабильность финансово-банковской системы (прозрачный намек на возможные действия олигарха Коломойского по возращению «Приватбанка»).
-
наша команда будет защищать мощную мировую коалицию, которую мы организовывали эти пять лет в поддержку Украины.
-
наша команда будет противостоять попыткам Кремля сформировать лояльное для себя большинство
-
новый президент будет иметь сильную оппозицию, очень сильную.
Стоит обратить внимание на заявление о формировании «очень сильной оппозиции президенту». Намерение искреннее, ресурсы есть, но чтобы сформировать сильную оппозицию, нужно войти в парламент значительными силами. Пока максимум, на который может рассчитывать Порошенко со своим именным блоком – результат близкий к его президентским процентам. Если он не соберет коалицию, то будет играть роль не сильной оппозиции, а в лучшем случае – «золотой акции», то есть вступать в политические и экономические торги при принятии парламентом тех или иных решений.
Зеленский заявил[v] о следующих намерениях:
-
поменять команду: Зеленский заявил, что назначит нового генпрокурора Украины вместо Юрия Луценко и анонсировал другие перестановки.
-
выстраивать отношения с Россией: «Мы будем действовать в любом случае в Нормандском формате. Мы будем продолжать Минский процесс».
-
возвратить военнопленных: «Для нас сейчас задача, я считаю, номер один – вернуть всех наших заключенных, всех военнопленных, наших моряков. Это приоритетная задача».
-
вести информационную войну: «Мы будем делать информационную войну, чтобы закончить войну на Донбассе. Мы пригласим журналистов и блогеров. <...> У нас есть план действий».
-
защищать украинский язык: «Я должен как гарант защищать украинский язык, и я это буду делать. Мы за закон об украинском языке».
-
сократить администрацию президента: «Мы очень хотим сократить Администрацию президента. <...> Я хотел бы найти такое место в Киеве или возле Киева, чтобы не было каких-то кортежей. Я хочу избавиться от кортежа в целом».
Зеленскому придется столкнуться с реакционной оппозицией, которая возьмет на себя роль охранителей украинской «державности и демократических ценностей». Это оппозиция в лице Порошенко и его сторонников в среде политиков, экспертной, общественной и медиа сообщества.
При этом будет вторая оппозиция - в лице сил, ориентированных на противостояние национализму «Оппозиционный блок» (А.Вилкул), «Оппозиционная платформа – За жизнь» (Ю.Бойко, В.Медведчук).
Во внутренней политике Зеленский сообщил о намерении «менять команду». Действовать он может только в рамках полномочий президента и после вступления в должность. В его полномочиях кадровые решения в силовых ведомствах и МИД, которые он должен провести через парламент – Верховную Раду Украины. Эти решения и будут первым тестом, который покажет предвыборные позиции парламентских партий, а также их фактических руководителей и спонсоров – олигархов. Проведет свои решения Зеленский через парламент, значит, договорился с олигархами – партийными кукловодами.
Нельзя исключать и вариант, когда свою активность до парламентских выборов он сведет к минимуму, применит уже испытанную в ходе избирательной кампании тактику – молчать, ничего не делать – пусть выстроенная Порошенко система без него разрушается сама. При этом сценарии он включится в борьбу и начнет активные действия после парламентских выборов при формировании нового правительства.
Внешняя политика Зеленским намечена весьма фрагментарно и пунктиром, ее основы Федор Лукьянов описывает так: «…украинское общество, в том числе его русскоговорящая часть, – за сохранение и укрепление собственного государства, но не на откровенно антироссийских основах».[vi]
Расплывчатый образ шоумена Зеленского объединил страну. И проигравшая сторона будет принимать все усилия для раскола страны, для раскола общества. Если Зеленский намерен продолжать Минский процесс и работать в Норманском формате, он окажется под шквалом критики сторонников Порошенко, который сделал все, чтобы затормозить Минский процесс и разрушить Норманский формат.
У Зеленского есть шанс наладить отношения с президентом США Дональдом Трампом, который испытывает явную неприязнь к Порошенко, который внес свою лепту в дискредитацию американского президента и его окружения, выполняя заказ его политических противников. Президент США уже позвонил Зеленскому и поздравил с победой, сомнительно, чтобы он сделал это при победе Порошенко.[vii]
У Зеленского есть шанс построить отношения с Президентом России Владимиром Путиным. Порошенко такую возможность сознательно для себя закрыл, выполняя установки Запада. Поле возможностей для Зеленского на этом направлении: Минский процесс и обмен пленными. Премьер-министр России Дмитрий Медведев на свой странице в сети Facebook отметил: «У меня нет сомнений: новый руководитель государства в отношении России будет придерживаться риторики, которую он использовал в ходе предвыборной кампании. Повторять известные идеологические формулы, ориентированные на разные группы населения. Не испытываю никаких иллюзий по этому поводу. В то же время шансы на улучшение взаимодействия с нашей страной все же есть».
Может ли Зеленский поменять основной вектор украинской внешней политики? Сомнительно. Однако, если усилия в рамках Минского процесса будут реальными, это поможет прекратить войну на юго-востоке Украины.
Пока все это возможности и предположения. Владимир Зеленский непонятная политическая фигура. В настоящий момент невозможно оценить степень его компетентности и самостоятельности в принятии решении как от внутренних сил и групп влияния, так и от воздействия извне.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs