На фоне упорного стремления администрации Трампа получить любыми средствами контроль над Гренландией западные эксперты вспомнили об интересах и усилиях США за влияние в недалеком прошлом на другом полюсе Земли. Действительно, громких заявлений в отношении Антарктиды от нынешнего главы Белого дома в средствах массовой информации еще не звучало. При этом было урезано федеральное финансирование исследований глобального изменения климата, что вызвало определенное беспокойство в американских профильных научных кругах. Там посчитали это признаками снижения внимания администрации Трампа к этому белому континенту.
«Сокращение финансирования исследований, связанных с изменением климата, — а это значительная часть работы, проводимой в быстро тающей Антарктиде, — является катастрофическим, - полагает профессор Университета Колорадо Тед Скамбос, ветеран антарктических исследований США. - В Антарктиде сокращение финансирования науки имеет более широкие последствия, поскольку именно благодаря научным исследованиям страны долгое время поддерживали свое влияние на континенте».
С 1961 года, когда был ратифицирован Договор об Антарктике 1959 года, подписанный правительственными делегациями Австралии, Аргентины, Бельгии, Новой Зеландии, Норвегии, Соединенного Королевства, СССР, США, Франции, Чили, Южно-Африканского Союза и Японии, регион используется исключительно в интересах научных исследований. А страны, проявляющие интерес к нему, обеспечивают свое присутствие через исследовательские станции и представленных на них научных сотрудников. Согласно договору, вся территория, расположенная к югу от шестидесятой параллели южной широты, является демилитаризованным регионом, предназначенным для международного сотрудничества, свободы научных исследований и охраны окружающей среды. Документ «заморозил» ранее выдвинутые односторонние территориальные претензии Соединенного Королевства, Новой Зеландии, Австралии, Норвегии, Франции, Чили и Аргентины.
Согласно публикации одного из британских изданий, Соединенные штаты, несмотря на сокращение финансирования, пока занимают доминирующее положение в Антарктиде. Вашингтон имеет крупнейшие исследовательские станции на белом континенте, включая заложенную еще в 1956 году Амундсен-Скотт в стратегической части Антарктиды — на самом полюсе. «Однако, в результате сокращений господина Трампа наблюдаются изменения в балансе сил в регионе, — тревожно комментирует ситуацию директор Британской антарктической службы Джейн Фрэнсис. — Это дает другим странам потенциальную возможность для налаживания новых исследовательских партнерств». При этом в статье упоминается, что «появились признаки того, что Китай, а также Россия, могут иметь интересы в регионе, выходящие за рамки договора». Правда, что это за «признаки» и откуда они появились, британцы предпочитают отмалчиваться.
Если говорить об экономии американских государственных расходов на научные программы в области глобального изменения климата, то вряд ли стоить ставить знак равенства между снижением уровня финансирования и отказом от притязаний США на доминирование в Антарктиде. Представляется, что интерес к этой территории у «мастера сделок» проявит себя. Геологи предполагают, что там существуют обширные залежи природных ресурсов, включая нефть, газ, а также редкоземельные металлы. При этом вступивший в силу в 1998 году Мадридский протокол, запрещающий добычу ископаемых на территории Антарктики, должен быть пересмотрен в 2048 году. Но что такое протокол, когда речь идет об американских интересах!
На сегодняшний день содержание и обслуживание американских объектов в Антарктике связано с довольно сложной логистикой. Одним из опорных пунктов для антарктического флота США остается новозеландский порт Крайстчерч. Согласно заключенному соглашению о его использовании, американцам дается фактически полная автономия, в том числе по задействованию гавани Вооруженными силами Соединенных штатов по своему усмотрению. Но, судя по действиям США на этом направлении, Вашингтон активно диверсифицирует морские пути в направлении Южного полюса.
Огненная земля
С начала 2020-х годов в рамках развития южного региона Аргентины, обладающего широкой автономией, Огненная земля, а также расширения научной активности и транспортной доступности Антарктиды рассматривались возможности реализации глобального проекта модернизации самого южного порта Ушуайя, находящегося всего в тысяче километров от белого континента. Имеющийся потенциал портовой инфраструктуры на Огненной земле является стратегическим с точки зрения современной логистики в Южном океане. В свое время велись переговоры с российской стороной о модернизации терминала и развитии логистики в Ушуайе, которые пока не были переведены в практическую плоскость.
При этом заметно продвинулся на этом направлении стратегический партнер России — Китай, который предложил аргентинской автономии комплексный план развития, включавший реализацию энергетических, производственных и научных проектов, а также переоборудование портовой инфраструктуры аргентинского форпоста на подходе к Антарктике. План развития порта Ушуайя в перспективе должен был дать возможность Аргентине развернуть здесь международный торговый, рыболовецкий и научно-исследовательский морской хаб. Вместе с тем, проамериканские политики в стране, европейские СМИ и западные эксперты в один голос начали убеждать власти Аргентины, что такое сотрудничество не только не даст каких-либо выгод Буэнос-Айресу, но в конечном итоге якобы приведет к размещению в непосредственной близости от Антарктики китайской военно-морской базы, которая будет нарушать суверенитет южноамериканского государства.
В конце 2023 года к власти в Аргентине пришел преданный фанат Дональда Трампа — либертарианец Хавьер Милей, обещавший не только «резать бензопилой» все «лишние» бюджетные расходы, но и избавить страну от «пагубного влияния коммунистов». Как результат, китайские инвесторы приостановили на время свою деятельность, хотя во всестороннее развитие Огненной земли был вложен уже солидный капитал. При этом достаточно быстро в масс-медиа аргентинский лидер сменил риторику на более конструктивную, заявив, что страна не будет отказываться от выгодных ей китайских капиталовложений. Но подковерные игры на этом не закончились, поскольку Вашингтон не устраивала перспектива укрепления взаимодействия Пекина со странами своего т.н. «заднего двора».
Без особого труда США добились от лояльных аргентинских властей лишения автономии порта Ушуайя под предлогом якобы имевших место нарушений финансового и управленческого характера. В конце января порт был передан под управление аргентинских федеральных властей, сразу после чего на Огненную землю на самолете ВВС США прибыла первая двухпартийная делегация комитета по энергетике и торговле Палаты представителей, которую возглавил Морган Гриффит, один из идеологов трамповского движения «сделаем Америку снова великой». Через два дня в Ушуайю прибыла еще одна делегация членов комитета по образованию и трудовым ресурсам нижней палаты парламента во главе с представителем Тимом Уолбергом.
Американцы объявили, что состоявшиеся визиты были нацелены на встречи с представителями парламента и другими ключевыми заинтересованными сторонами с целью ознакомления с аргентинской политикой в соответствующих областях. Однако в аргентинских СМИ появилась информация, что парламентарии Соединенных штатов прибыли в автономию без согласования с местными властями, а в рамках своего визита провели подробный осмотр всех проектов с «азиатским участием». Американские делегаты подробно изучили на местах финансируемые Китаем проекты по созданию производства мочевины и метанола из сопутствующего газа, портовой инфраструктуры для экспорта указанной продукции, а также тепловой электростанции суммарной стоимостью порядка 800 миллионов долларов. На этом интерес американцев к китайским проектам не завершился, и делегация отправилась в соседнюю провинцию Неукен, где с 2017 года расположена станция дальней космической связи КНР — другой раздражитель для Вашингтона.
Пока проект модернизации порта в Ушуайе парализован, США успели провести консультации и дать «зеленый свет» переоборудованию соседней гавани на Огненной земле, в городе Рио-Гранде. Земляные работы по указанному проекту уже стартовали, они проводятся консорциумом, принадлежащим влиятельной аргентинской семье Капуто, поддерживающей тесные связи с бывшим аргентинским президентом Маурисио Макри и командой Трампа.
По задумке инвесторов, «новый порт будет использоваться для экспорта газа и нефти в Европу». Помимо этого, «терминал предназначен для снабжения баз в Антарктиде, а также для коммерческого импорта и экспорта и имеет стратегическое значение для контроля над Южной Атлантикой, - подчеркивают авторы проекта. - Предполагаемый срок строительства составляет 36 месяцев. Общий объем инвестиций оценивается более чем в 500 миллионов долларов». В качестве одного из обещаний в рамках строительства порта в Рио-Гранде отмечается, что он «должен начать свое функционирование задолго до открытия нового порта в Ушуайе».
Подтверждением серьезности намерений проецировать американское влияние далеко за территорию Гренландии или Венесуэлы может служить недавние заявления Марко Рубио, что «у США есть интересы по всему миру». Но более точное определение дальнейших действий администрации Трампа дал американский дипломат Уильям Мунтян, один из авторов антарктической политики правительства США. «Маловероятно, что она будет уделять значительное внимание развитию научных исследований или усилению охраны окружающей среды в Антарктике. Наиболее вероятно, что администрация Трампа продолжит усилия, начатые еще в первый срок, а именно: восстановление американского ледового флота для работы в обоих полярных регионах и использование внезапных инспекций, разрешенных Договором об Антарктике, для обеспечения того, чтобы стратегические конкуренты, такие как Китай и Россия, не угрожали интересам США в Антарктиде или из Антарктиды». Это «откровение» подтверждает американскую направленность на агрессивное выдавливание конкурентов всеми правдами и неправдами из любой точки мира исключительно в соответствии с интересами США и создает очередную зону потенциальных конфликтов. Сделает ли эта политика «Америку вновь великой» покажет время.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

12:05 09.02.2026 •
























