ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Кино, которое формирует душу России

17:13 10.03.2020 • Аида Соболева,

Фото автора

Город Обнинск называют «столицей православного кинематографа». Уже 15-ый раз здесь, на Калужской земле, прошел Международный православный кинофестиваль «Встреча». Его название многозначно – это и встреча увлеченных творчеством людей, и встреча зрителей с героями их фильмов, вдохновленных Верой, Любовью, Надеждой, и дни Сретения, на которое приходится пора проведения фестиваля.

Критерием отбора фильмов для «Встречи» является не их рейтинг, бюджет и кассовые сборы, не наличие среди исполнителей звезд или число уже полученных призов на мировых кинофорумах. На этом фестивале нет «красной дорожки» и кинодив в нарядах от топовых кутюрье. Среди тех, кто приезжает на фестиваль, есть и давно заявившие о себе режиссеры, и студенты кинематографических вузов.  В пресс-релизах «Встречи» фигурируют не громкие имена, а важные для осмысления темы.  Например, в прошлом, 2019 году, тема была обозначена как «Отец. Отцовство. Отечество». В нынешнем году – «Матушка. Мать. Родина-мать». Хотя, конечно, тематика фильмов и дискуссий не ограничивается только этим.  Главное для организаторов «Встречи» –  чтобы фильм обладал глубокой нравственной составляющей, способствовал гармонизации личности, помогал зрителю разобраться в сложных проблемах сегодняшнего дня и выйти из зала с чувством духовного обновления и очищения.

В этом году в Оргкомитет «Встречи» поступило 309 фильмов из 18 стран. К конкурсу было отобрано 75 игровых, документальных и анимационных лент из России, Белоруссии, Украины, Ирана, Сербии, Швеции. Несколько конкурсных работ были плодом совместного производства: документальный фильм «Женщины ГУЛАГа» (Россия-США), «Изнутри мы все одинаковые» (Россия-Израиль), короткометражный фильм «Жду тебя» (Россия-Испания), полнометражный игровой фильм «Лорик» ( Армения, Россия, Швейцария, Сербия, Швеция, Кипр). Эти фильмы, плюс 53 внеконкурсных, с 22 по 26 февраля могли посмотреть не только жители Обнинска в Cinema de Lux и Центре Досуга, но также зрители в Калуге и окрестных городах, таких как Боровск, Малоярославец,  Козельск, Медынь, Жуков, Мосальск и др. Потенциальная аудитория «Встречи» не меньше 20000 человек. Как отметила президент фестиваля монахиня София (Ищенко), за несколько месяцев до этих кинопоказов люди, встречая ее в автобусе или просто на улице, не стесняясь, спрашивали: «А фестиваль будет?»  Судя по переполненным залам на просмотрах, эти фильмы очень востребованы, ведь, за редким исключением, их не увидишь по телевидению, ни тем более в кинотеатрах. На постере «Встречи», выделяющемся среди афиш голливудских блокбастеров, так и написано: «Эксклюзивное кино!».

Во время открытия фестиваля «Встреча» в Доме Ученых г. Обнинска прозвучали слова приветствия Владимира Путина из уст главного федерального инспектора по Калужской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Игоря Князева:

«Ваш замечательный форум, который всегда проходит в атмосфере гостеприимства и взаимного уважения, выполняет высокую просветительскую, воспитательную миссию. Сохраняя и развивая богатейшее гуманистическое наследие отечественного киноискусства, он на деле возрождает традиции детского кинематографа, семейных просмотров. Продвигает на большой экран хорошие качественные фильмы, утверждающие ценности семьи, товарищества, справедливости и сострадания».

С момента основания фестиваля самое живое участие в нем принимает Митрополит Калужский и Боровский Климент. Наряду с губернатором Калужской области, он являетсяпочетным сопредседателем фестиваля.Подпись Владыки стоит на дипломах победителей «Встречи». Его напутствие открывает  и закрывает фестиваль:

В нашем небольшом городе Обнинске, первом наукограде России, собираются создатели фильмов из разных стран, разных национальностей, разных взглядов, и даже  разных религиозных убеждений. Но они делают одно общее дело, чтобы сохранить жизнь человека, сохранить семью, чтобы молодежь выросла доброй и знала, что такое добро и зло. <…> Этот фестиваль пополняет копилку добрых, хороших, замечательных фильмов, которые помогают ребенку научиться жить в этом мире. <…> Помогай всем Господь!

Президент фестиваля монахиня София – человек, сочетающий в себе мощный интеллект, железную волю и глубинную доброту. Все участники «Встречи» между собой ласково называют ее «матушка». Монашеский постриг Надежда Константиновна Ищенко приняла в 2005 году. По образованию она педагог-психолог. Родилась еще в советской Киргизии, окончила Шадринский педагогический университет, преподавала психологию  и медицинскую этику в медучилище, работала заведующей детским садом. Уже больше 20 лет она является заместителем директора духовно-просветительского центра «Вера, Надежда, Любовь» в Обнинске, а в 2005 году взяла на себя организацию православного кинофестиваля, который из регионального быстро превратился во всероссийский, а затем и в международный.

За 15 лет на фестивале «Встреча» демонстрировались фильмы практически со всего мира, в том числе, из таких стран как Китай, Япония, Ирак, Иран, Афганистан, Сирия. Всевышний один для всех, и настоящее искусство, пробуждающее лучшее в человеке, не имеет конфессиональных рамок! Однако в состав международного жюри входят только те, кто в полной мере владеет русским языком и исповедует православие. В 2020 году среди иностранных участников жюри были сценарист Георгий Тодоров (Болгария) и киновед  Дари Окропиридзе (Грузия). Председателем жюри была известный режиссер-документалист, сценарист и продюсер Екатерина Головня (Россия).

Отличительной особенностью «Встречи» является полное отсутствие коммерческой рекламы, что в наш прагматический век, когда кино давно превратилось в «доходное дело», кажется парадоксальным.  За полтора десятилетия проведение фестиваля не раз было под вопросом из-за сложностей с финансированием, но каждый раз чудесным образом все разрешалось. «Если дело доброе, деньги придут сами, - говорит матушка София. – Если ты делаешь дело, которое Господь благословляет,  то все получится.  Бог видит наше сердце!» Поддержку фестивалю  оказывают Министерство культуры РФ,Союз кинематографистов РФ, Правительство Калужской области, Администрация города Обнинска, ОАО «Концерн «Росэнергоатом».

Уже третий год подряд в рамках фестиваля «Встреча»  на средства Фонда президентских грантов проходит мини-фестиваль детских и семейных фильмов «Кинодом». В Центре досуга, в школах и городской библиотеке Обнинска были представлены около тридцати фильмов, отдельно для аудитории 6+, 10+, 12+ и 16+. Ребята приходили и с родителями, и с классом, и с группой детского сада. Была возможность обсудить увиденное со своим педагогом и задать вопросы создателям некоторых фильмов. Важной особенностью фестиваля является воспитание в юных зрителях творческого начала и активной жизненной позиции. Шесть фильмов, показанных в рамках «Кинодома», были сняты участниками детских киностудий. Для школьников были организованы мастер-классы по созданию мультфильмов, беседа на тему «Моя семья в моем смартфоне», интерактивная программа «Дорога к маме», а родителям и педагогам президент фестиваля матушка София прочитала лекцию на тему «Учимся читать язык кино».  

На площадке православного кинофестиваля «Встреча» ежегодно обсуждаются важнейшие проблемы развития отечественного кинематографа. В нынешнем, 2020 году, здесь состоялась конференция «Актуальные вопросы возрождения детско-юношеского кино в Российской Федерации», которая длилась два дня и шла параллельно с просмотром фильмов. «Государство сегодня выделяет большие деньги на кино, но нельзя думать только о деньгах, когда речь идет о таких вещах как информационная безопасность детей, - сказал, открывая конференцию, глава Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Андрей Коченов.  В этом совете большое значение придается воспитанию детей патриотами своей страны, гармонично развитыми ее гражданами. Однако эти задачи трудновыполнимы  при отсутствии государственной стратегии развития детско-юношеского кино. Модератором  мероприятия была Людмила Рябиченко – один из руководителей Общественного координационного совета по защите базовых культурных ценностей и глава рабочей комиссии по развитию детского кино Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка. Она выразила серьезную обеспокоенность тем, что юные зрители в России воспитываются преимущественно на западных фильмах, где культивируются идеалы материального благополучия, сексуальной «успешности», личной удачливости – в противовес духовности, любви, справедливости. За последние десятилетия практически разрушена система проката детских фильмов. Чрезвычайно мало специалистов в сфере создания детских фильмов и на этапе их продвижения. А ведь детско-юношеское кино – это стратегическая сфера формирования национальной идентичности: «Сегодня – дети, завтра – народ!», - как говорил известный детский писатель Сергей Михалков.

Свои предложения по улучшению ситуации в сфере детско-юношеского кино на конференции высказали профессор кафедры возрастной психологии МГППУ Вера Абраменкова,  организаторы детских кинофестивалей  Лариса Преториус и Тамара Тарасова,киновед Александр Семенюк, режиссеры анимационного кино Сергей Струсовский и Станислав Подивилов, сценарист Анна Пендраковская, кинопедагог Елена Бреднева.  Мнения специалистов необходимы при выработке этического кодекса производителей фильмов для детей и юношества.

Людмила Рябиченко вручила президенту фестиваля «Встреча» матушке Софии благодарственное письмо за взаимодействие в сфере детского кино. А в интервью для нашего издания поделилась такими мыслями:

–  Российское общество находится сейчас на таком этапе своего развития, когда потребность в кардинальном изменении порядка нашей жизни витает в воздухе, и это ярко проявляется в самых разных областях. Мы с вами находимся сейчас на площадке кинофестиваля «Встреча», то есть сферы культуры, и о том, что это поле проблемное и даже подчас пугающее нас своими нерегулируемыми процессами, сегодня не говорит только ленивый. Все знают, что нужно что-то делать, что-то менять, но крайне необходимо правильно определить, что именно. И в обществе уже формируется общее мнение, которое также озвучено и Президентом, о том, что мы сейчас должны отбросить всё остальное и обратить внимание на ключевой вопрос – ценностные основания нашей жизни. Потому что всякое общество становится обществом, а не стаей, только тогда, когда оно чётко обозначает для себя какие-то сферы,  которые для него очень дороги, важны и не подлежат осмеянию, разрушению или отказу от них. Это не просто ценности (ведь для кого-то «ценностью» может быть и каннибализм), но модели должного, в первую очередь,  духовного и морального плана – то, что заставляет нас расти вверх, идти вперед и выстраивать себя в соответствии с неким идеалом.

Кинофестиваль «Встреча» – это как раз такая коллективная попытка выстроить нравственный идеал в сфере культуры и сохранить его, и она необычайно важна для всех нас. Ведь уже в пятнадцатый раз подряд участники с удовольствием едут сюда  со всех уголков России, а также из других стран. И не случайно именно здесь, на его площадке, мы уже второй раз проводим свою конференцию, на которой не просто вскрываем проблемы, но и активно работаем для того, чтобы этот идеал, этот образ будущего превратился в нашу реальность. По крайней мере, люди, которые здесь сегодня собрались, думают именно так, вместе решают, что нужно делать, и прикладывают для этого все свои силы, - сказала Людмила Рябиченко.

«Вы делаете кино, которое формирует душу России, душу всего православного мира!» - эти слова монахини Софии, сказанные на одном из ежевечерних брифингов с участниками фестиваля, отнюдь не являются преувеличением. На «Встрече» всегда показывают  фильмы о глубинных качествах связанной с Богом души, о духовном радении, о преодолении жизненных трудностей, о преображении оступившегося человека, о ратных и трудовых подвигах, о мученичестве во имя высоких идеалов. Притом, далеко не всегда героями являются именно православные люди.  Например,  в  программе  фестиваля  был  фильм  «Крымский партизан Витя Коробков» – о расстрелянном гестаповцами 15-летнем комсомольце, защищавшем родную Феодосию от фашистских оккупантов.  Награды в номинации «За лучший фильм об образе современного воина-героя» удостоился фильм этого же режиссера Людмилы Кубаревой «Героизм по наследству: Аркадий и Николай Каманины» – о советских летчиках, отце и сыне. В фильме «Переправа» петербургского режиссера Евгении Гореликовой бойцы 314-й дивизии ценой своей жизни удерживали рубеж на реке Свирь, спасая осажденный Ленинград от второго смертельного кольца. Дивизия была сформирована из ополченцев в Казахстане.

Некоторые фильмы православного кинофестиваля «Встреча» вообще сняты иноверцами. Во внеконкурсном показе был документальный фильм «Наш мальчик», который подготовила китайский режиссер Яо Дунмэй. С помощью Евразийской Академии Телевидения и Радио, ГТРК «Амур» и ГКТК «Иркутск» она смогла найти тех, кто в 1958 году спас 3-хлетнего Мэна Сяньго от полученных им ожогов. И вот 66-летний Мэн приехал со своей семьей в Россию поблагодарить врача и двух медсестер, которые пожертвовали ему свою кожу для пересадки. Зрителям запомнился и телевизионный фильм «Посланцы, приносящие свет»: в нем режиссер их Харбина Цюй Хунъюй  рассказал о высочайшем профессионализме российских офтальмологов, работающих в больнице глазных болезней города Дацин в КНР.

Как и в прошлые годы, в 2020 году в программе фестиваля были фильмы из Исламской Республики Иран. Вне конкурса была показана короткометражная игровая лента Мостафы Гандомкара «Алан» – о том, как только наладившийся быт и надежды курдской семьи, живущей на границе Ирана и Ирака, рушатся из-за угрозы наступления боевиков ИГИЛ. Зрители Калужской области увидели и короткометражку «Водитель» (режиссер Алиреза Барати) о том, как случайно записанный на кассету плач маленькой дочери спас задремавшего в машине дальнобойщика – Бог хранит нас через наших детей!

В конкурсе было два иранских анимационных фильма, оба сделанных режиссерами-женщинами. Назим Эйни прислала фильм «Мама», где главной героиней была снежная баба, прикрывшая собой от солнца своего малыша. Второй иранский конкурсный фильм был кинодебютом тегеранской художницы  Малихе Голамзаде, которая, уже получив визу, не смогла приехать на фестиваль из-за угрозы коронавируса. Ее 7-минутная черно-белая лента называлась «Клубок» и передавала внутреннее состояние женщины, потерявшей во время войны семью и свой дом.

Еще не зная, что этот фильм станет лауреатом в номинации «Лучший антивоенный анимационный фильм», я поинтересовалась мнением посмотревших его зрителей. Первый из них был совсем юным:

– Этот мультфильм мне очень понравился! Мне кажется, что он очень православный, несмотря на то, что режиссер, который его делал, женщина, не православная, она из Ирана. Другие мультфильмы, которые были сегодня, тоже хорошие, но там нет такой глубины.  И еще он очень добрый, поэтому веришь, что все кончится хорошо.

– А ты можешь представиться?

Поничев Даниил Дмитриевич.

А сколько тебе лет?

– Одиннадцать.

 *   *   *

–  Вы посмотрели сейчас иранский фильм «Клубок». Что вы думаете об этом фильме?

– В этой маленькой истории столько трагизма и столько горя! Неожиданно с этим сталкиваешься. Потрясает подход к материалу – он такой детский, искренний и очень оригинальный. Очень часто мы видим фильмы, которые идут по каким-то проторенным дорогам, по каким-то схемам, а здесь вот что-то пришло человеку, какое-то вдохновение я не знаю, откуда, наверно, с Неба. И вот этот взгляд сформировал такую необычную ткань этой маленькой истории. Очень неожиданно и красиво, - сказала режиссер-документалист Евгения Гореликова (г. Санкт-Петербург).

*  *  *

– Мне понравилось. Я считаю, это очень выразительный образ. Даже я бы сказала «пронзительный», потому что он может достучаться до каждого человека.  Художник выбрал такой стиль, который понятен и детям, и взрослым. Его идею я поняла так: воспоминания человека забирают его с собой. Они могут его поддержать и вести, но… у меня смешанные чувства вызывает этот фильм, потому что здесь есть и свет, и чувствуется трагедия, связанная с потерей дорогих людей, родного дома.

– А кто вы по профессии?

– Я художник анимационного кино, художник-постановщик. Меня зовут Инга Корошкевич.  Студия анимационных фильмов «Беларусь-фильм». Город Минск.

– Расскажите, пожалуйста, о своем фильме, который вы привезли на фестиваль «Встреча».

– Наш фильм – «Лучшее место на свете». Режиссер Ирина Тарасова. Это фильм о, скажем так, поиске своего места в жизни. Главные действующие лица там мыши, которые олицетворяют разных людей. И всем им предстоит сделать выбор своего жизненного пути, приоритетов и ценностей. Главный герой – мышонок, который проходит цепь испытаний, чтобы обрести какие-то смыслы, понять, как ему дальше жить.

– На какой возраст рассчитан ваш фильм?

– Указано 6+, но это практически для всех. Образы доступны для маленьких детей, и в то же время, там есть глубокая философская мысль.

­ – Чем, на ваш взгляд, фестиваль «Встреча» отличается от других кинофестивалей?

Поскольку это православный фестиваль, то он несет образовательную, воспитательную идею. Здесь собрано много фильмов, посвященных чему-то доброму и светлому, что можно найти в человеке. Конечно, эти фильмы отражают разные аспекты жизни, но квинтэссенцией является то, что в ней есть доброго и хорошего, воспитывает в человеке доброе начало.

– Над чем вы сейчас работаете?

– Сейчас мы работаем над очень интересным проектом, который называется «263 ночи». Фильм посвящен войне и основан на реальных событиях –  его часть будет даже документальной, хотя фильм анимационный. Это история еврейской семьи, которая смогла выжить в Минске во время войны, когда было уничтожено Минское гетто. Один из героев этого фильма смог сделать в доме подвал, куда спрятал свою семью, а также семью своих соседей и еще несколько человек. Они провели в этом укрытии 263 ночи, но из 26 спрятавшихся выжила только половина – 13 человек. Им пришлось пройти через ужасные испытания – голод, затопления, болезни, прежде чем их смогли найти и освободить советские солдаты. Этот дом до сих пор стоит. Некоторые из тех, кто прятался там еще детьми, до сих пор живы, и мы хотим их воспоминания включить в документальную часть. По нашим сведениям, они сейчас живут в Израиле. Режиссер Ирина Тарасова нашла их контакты.

– Вы там тоже художник-постановщик?

– Нет, я там просто художник, а постановщик – Анна Емельянова.

– Я желаю успехов вашему проекту! Ждем этот фильм.

– Большое спасибо.

 

В конкурсной программе XV Международного Сретенского кинофестиваля «Встреча»  была полнометражная игровая кинодрама «Побег из Москвабада». Этот фильм по сценарию Юсупа Разыкова был выпущен еще в 2015 году, но его актуальность лишь возросла – он рассказывает о нелегкой жизни гастарбайтеров, приехавших в российскую столицу на заработки из Центральной Азии. Криминогенная обстановка среди незаконно проживающих мигрантов и коррупция в правоохранительных органах столицы загоняют  в жизненный тупик ­инспектора ФМС Ласточкину, которую тоже отторгает не родная ей Москва, но героиня находит в себе силы совершить нравственный выбор в пользу добра и справедливости.  Исполнительница главной роли Мария Машкова в 2015 году была удостоена награды за лучшую женскую роль на XI Казанском международном фестивале мусульманского кино. Жюри фестиваля «Встреча» присудило фильму приз «За лучший игровой фильм о православном образе жизни».

После церемонии закрытия режиссер Дарья Полторацкая, с дипломом лауреата и хрустальной иконой «Сретение» в руках, поделилась своими чувствами:

–  Я очень рада, что спустя несколько лет этот фильм вдруг опять попал на фестиваль и его посмотрели зрители. Ведь обидно, когда вкладывается столько сил, а потом этого как будто и не было! Этот фильм осенью 2019 года был показан по каналу НТВ, но всего один раз и после полуночи. Поэтому, конечно, мне очень приятно, что здесь его показали, а после просмотра было камерное и при этом такое живое обсуждение в зале, очень душевное. Вообще, мне кажется, что это общая атмосфера фестиваля «Встреча» – камерность и душевность. 

– Я надеюсь, что этот фильм увидят многие тысячи, а, может быть, и миллионы людей, потому что фильм «Побег из Москвабада», действительно, воспитывает доброту и очень актуален:  он о борьбе с коррупцией, о человечности, о том, что мы живем в многонациональном городе, мы все живем на одной Земле.  А что вы сейчас снимаете?

– Сейчас я заканчиваю 8 серий для канала «Россия» по сценарию Алены Звонцовой. Сценарий очень глубокий, психологичный, точный и умный. Сериал называется «Закрытый сезон», и его тема связана с вирусом. Это получилось совершенно случайно, так как сценарий написан еще до того, как мир узнал про коронавирус. Но тема неожиданно стала очень актуальной.

– Успехов вам! Будем ждать вашу новую работу.

– Спасибо!

 

Гран-при фестиваля «Встреча» получил полнометражный игровой фильм режиссера Александра Галибина «Сестренка» (2019) по повести Мустая Карима «Радость нашего дома». Фильм возвращает зрителя  в башкирскую деревню времен Великой Отечественной войны. Маленький Ямиль ждет с войны отца, которого знает только по фотографиям и письмам. Неожиданно мать уезжает в далекий город и привозит с собой белокурую девочку Оксану, о которой, по наказу отца, просит заботиться, как о родной сестре. Сирота с Украины обретает новую семью. Исполнитель роли 6-летнего Ямиля Арслан Крымчурин (2012 г.р.) был удостоен приза «За лучшую мужскую роль».

О фильме «Сестренка» тепло отзывались многие зрители. Среди них московский режиссер  Максим Кузнецов:

– Это фильм, которого мы давно все ждали, фильм очень добрый, трогательный – о судьбе детей в тылу во время войны. Замечательная режиссерская работа и, конечно, огромная удача тех, кто делал этот фильм. Я желаю этому фильму хорошую прокатную судьбу, чтобы как можно больше людей его посмотрели. Другие фильмы здесь тоже очень достойные. Например, мне очень понравился неигровой фильм «Храм» – о реставрации православного храма в Карловых Варах. Он очень хорошо снят с точки зрения операторской работы, все очень выверено и ровно (режиссер Александр Соловьев, оператор Яся Скрынникова). Вообще на этом фестивале фильмы очень разнообразные, даже среди неигровых, которые я смотрел больше всего: были фильмы-наблюдения, фильмы-зарисовки,  хроникально-монтажные фильмы. Они были разные и по качеству. Но ни про один из них нельзя было сказать: «Зря потерял время». У этого фестиваля свой какой-то особенный дух. С одной стороны, это, конечно, фестиваль кино. С другой стороны, мы здесь не просто показываем себя, а собираемся вместе, обсуждаем фильмы друг с другом и со зрителями. Здесь присутствует некая атмосфера соборности.

Когда мы записывали это интервью, Максим Кузнецов еще не знал, что его фильм «Мы в садовника играли» будет удостоен приза администрации г. Обнинска «За сохранение исторической памяти». В этой ленте главным героем тоже был ребенок ­– живущая с родителями в Таллинне дошкольница Валя, в жизнь которой внезапно ворвалась война. Фильм обозначен в каталоге как «документальный», но он снят на стыке жанров, с использованием экспериментального приема «оживления хроники». Страшные будни войны, когда луг, на котором дети вчера играли в «садовника», превращается в изрытое окопами поле, а родители вдруг исчезают, показаны  глазами маленькой героини через документальные кадры 40-х годов. Игровые эпизоды, вкрапленные в хронику, кажутся ее продолжением.

В основе сценария – детские воспоминания профессора ВГИКа актрисы Валентины Орловой, которая специально приехала на показ фильма в Обнинск. Зрители, только что видевшие ее в образе 6-летней девочки, высказывали восхищение ее находчивостью и недетской самостоятельностью. Их удивило и то, что в те годы она посещала храм в Москве, как показано в фильме. Она пояснила, что в госпитале, где она «была на довольствии» во время войны, было много верующих, особенно из числа старшего поколения. Раненые бойцы часто давали девочке поручения поставить свечку в находившейся неподалеку Елоховской церкви и передать записку батюшке, чтобы он помолился за их здравие и за упокой души павших. Отец В.Я.Орловой служил на Балтийском флоте, получил 13 ранений, от которых скончался. Мать была военной летчицей и чудом осталась жива. «После того, что я видела в детстве, мне больно, когда у нас  «отнимают» победу, приуменьшают заслуги Красной армии в борьбе с фашизмом, пишут, что не было подвигов советских бойцов. Как не было?! Надо делать все, чтобы молодежь не забывала историю своей страны, не вычеркивать из нее целые страницы. Ведь даже Сталин говорил фронтовикам-победителям: «Хватит бренчать медалями, работать надо!» О том, какой тяжелой ценой далась победа, стали писать только в 1965 году. Это на самом деле была Великая победа», - сказала Валентина Яковлевна.

Среди иностранных гостей «Встречи» был режиссер-документалист Мирослав Бабуков из Донецка, который представил на конкурс свой фильм «Хранители времени». Эта документальная лента посвящена 80-летию Донецкого республиканского художественного музея, который отличается не только богатейшей коллекцией русской, украинской и западноевропейской живописи, но и активной работой, которая там ведется со школьниками разных возрастов. Поражает искренний и глубокий интерес к искусству у юных участников музейных кружков и изостудий в краю, который уже 6 лет считается одной из горячих точек планеты.

Все думают, что Донецк – это только город терриконов,  шахт, остановившихся металлургических заводов и бомбоубежищ, обнесенных окопами, в которых сидят люди с оружием, - говорит Мирослав Бабуков. – Увы, это тоже присутствует в нашей жизни. Но культурная жизнь у нас не замирала ни на секунду. Донецк – это большой культурный центр. В музее, о котором я рассказал в своем фильме, сосредоточены жемчужины мировой живописи: Айвазовский, Шишкин, Серебрякова, Фальк, Грабарь… Можно назвать много фамилий – все они мировые величины. Я сделал этот фильм, чтобы люди приезжал в Донецк не только посмотреть, как люди выживают. Мне хотелось показать, что красота не разрушена этой войной. А работа с детьми очень важна, ведь это наше будущее.

– Вы первый раз на фестивале «Встреча»?

– Нет, я приезжал сюда еще в 2012 году. А в 2016 году приехать не смог, но прислал свой фильм об освобождении Дебальцево.

– Расскажите немного о себе, пожалуйста.

– Я родился в Донецке, в телевизионной семье. Моя мама «Заслуженный журналист Украины», имеет звание «Золотое перо Украины», она отдала 50 лет своей жизни работе на Донецком телевидении, которое в свое время было одним из лучших в Советском Союзе. Ну и я, как у нас на Украине говорили, «змалычку» был воспитан на телевидении, и выбрал его своей профессией. Рядом с моим домом был кинотеатр «Родина». В 1991 году, когда все бывшие советские республики выбрали свой путь, его забросили, и от него остались одни стены, что символично.  Но все-таки то, что нам дала наша та Родина, не забывается, ведь я родился в СССР, а юность и молодость в жизни человека – очень важный период для формирования личности. Сейчас я переживаю за своих детей – у меня две 12-летние дочери и половина их жизни прошла в условиях войны. Правда, дети остаются детьми, они по-своему счастливы, и Донецк для них всегда останется родиной, они всегда будут его помнить, куда бы их потом рука Господня ни привела.  

–У вас телевизионное образование, насколько я поняла?

– Да, я закончил Филологический факультет ДГУ, а потом Укртелерадиоинститут в Киеве как режиссер. 

– В каких фестивалях вы участвовали?

– В фестивале «Радонеж» в Москве. А до войны мы часто ездили в Киев на православный фестиваль Покров. Но сейчас мы не имеем такой возможности, потому что Украину поразил не только раскол социальной и государственной жизни, но и церковный раскол. Этот раскол прошел по семьям. Я даже не смог поехать на похороны своей бабушки, ветерана Великой отечественной войны, которая жила в Дружковке Донецкой области – сейчас это территория, подконтрольная Украине.

– Чем, на ваш взгляд, фестиваль «Встреча» отличается о других фестивалей?

– Ну, здесь можно провести такое же сравнение, как и с музеем, о котором был мой фильм. Донецк по сравнению с Москвой – город маленький, и нет там Третьяковской галереи. Но в его музее  есть такие сокровища, которых не найдешь больше нигде. Он уникален. Так и этот фестиваль. «Встреча» дает возможность встретиться с интересными людьми, посмотреть их фильмы, посетить святые места – такие как Оптина Пустынь, например. Частичка каждого, с кем я здесь общаюсь, попадает ко мне в душу.  Я надеюсь, что и мой фильм кому-то помог по-другому взглянуть на мир и что-то изменил в душе в лучшую сторону, - сказал Мирослав Бабуков.

 

Гость из Греции доктор Панагиотис Базигос, представлявший фильм «Наша Мария Каллас» о родовом гнезде самой знаменитой греческой певицы ХХ века,  свое впечатление от пребывания на фестивале «Встреча» выразил так:

– Я дважды был на кинофестивалях в России, но на православном кинофестивале впервые. Здесь совершенно особая атмосфера. Она пропитана любовью к людям, доброжелательным отношением друг к другу. Ни у кого нет тщеславия, гордыни, суеты. И зрители очень чуткие и образованные. Мне даже показалось, что героиню нашего фильма Марию Каллас в России любят больше, чем в Греции! Мне вообще нравятся русские люди. И я здесь чувствую себя немного русским.

После церемонии награждения победителей фестиваля, матушка София обратилась к залу, где находился митрополит Климент, с такими словами:

– Низкий поклон дорогим гостям, Вашему Преосвященству, тем, кто создал эти фильмы и дал нам возможность создать этот фестиваль и, конечно, вам, дорогие зрители! Наш фестиваль называется «Встреча». И в фильмах, которые были показаны, происходила встреча человека с Богом, встреча человека с Человеком, встреча человека с Прекрасным.  И это здорово. Фестиваль – не русское слово, переводится как «праздник». И когда мы встречаемся с любовью и добром, это, действительно праздник. С праздником вас, дорогие!

 

Полный список победителей фестиваля «Встреча» можно посмотреть на его сайте:
http://2020.vstrecha-obninsk.ru/nagrajdenie.shtml

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати