Наконец состоявшийся выход Великобритании из состава Европейского союза закономерно поставил вопрос о дальнейшей стратегии ЕС в плане своего расширения. Согласно имеющейся информации, в настоящее время в Брюсселе противостоят друг другу две концепции по данному вопросу. Сторонники одной из них (это в основном члены Еврокомиссии и других руководящих органов ЕС) полагают, что после завершения Brexit Евросоюз должен вернуть себе стратегическую инициативу и более активно заняться расширением в восточном и юго-восточном направлениях, – в первую очередь, на Балканах.
Сторонники противоположного подхода вслед за президентом Франции Эммануэлем Макроном полагают, что выход Великобритании обнажил серьезные структурные и политические проблемы организации. И потому европейцам следует переосмыслить собственные приоритеты и заняться внутренними реформами в ЕС, выстроить эффективную модель будущего торгово-экономического и политического взаимодействия с Лондоном, а заодно подготовится к новым пертурбациям во взаимоотношениях Англии и Шотландии, которые могут привести к возвращению шотландцев в состав ЕС.
В сложившихся условиях в «подвешенном» состоянии оказались, прежде всего, балканские государства, заявки которых на вступление в ЕС окончательно попали в заложники общеевропейских процессов. Это, в первую очередь, касается Сербии, власти которой в последние годы проводили многовекторную внешнюю политику с опорой как на Россию, так и на идеи евроинтеграции.
За эту политику власти страны и особенно президента Александара Вучича резко критиковала местная оппозиция, – как прозападного, так и националистического толка. Однако нынешние процессы в Евросоюзе демонстрируют обоснованность подобного осторожного подхода. И хотя было бы преувеличением сказать, что время стало работать на Белград, острота навязываемого Западом Сербии выбора «Россия или ЕС (НАТО)» в настоящее время явно снижается.
Возможное вступление Сербии в Евросоюз не препятствует развитию отношений Москвы и Белграда, - так прокомментировал сложившуюся ситуацию российский посол в Сербии Александр Боцан-Харченко, выступая с лекцией на юридическом факультете Белградского университета. «Я верю, что касается Сербии, что в случае продолжения переговоров Сербии с ЕС у нас будет возможность приспособить наши отношения к ЕС», - так он ответил на вопрос о необходимости для сербской стороны согласовывать с Брюсселем свою политику на российском направлении. По его словам, Москва желает, чтобы Евросоюз был сильным и самостоятельным. [1]
Аналогичную позицию российский дипломат подтвердил в интервью белградскому изданию Blic. Он подчеркнул заинтересованность России и Сербии в развитии политического и торгово-экономического взаимодействия. Александр Боцан-Харченко напомнил, что в текущем году будут продолжены работы по балканскому продолжению газопровода «Турецкий поток»: «В Сербии в основном все уже построено, и мы надеемся, что и Болгария выполнит свою часть работ. Этот проект внесет большой вклад в объединение и налаживание связей в Европе. Что касается поставок, то сейчас расширяются мощности в Банатски-Двор, а значит, будут и поставки газа, и его запасы. Все это будет соответствовать масштабным экономическим планам Сербии». [2]
Гораздо более объективная позиция в последнее время прослеживается в заявлениях сербских политиков и экспертов и в публикациях местных средств массовой информации, - в целом отмечающих высокий уровень взаимодействия России и Сербии в том числе и на уровне первых лиц государства. Так, комментируя состоявшуюся в конце 2019 года встречу президентов Владимира Путина и Александара Вучича, бывший сербский дипломат Зоран Миливоевич подчеркнул в интервью национальному информационному агентству TANJUG, что по ее итогам все недомолвки и сомнения в продолжении стратегического партнерства между Сербией и Россией были развеяны, и сербский лидер подтвердил, что его страна не откажется от политически независимой и нейтральной, в военном плане, позиции. По его словам, визит Александара Вучича в Россию «подтвердил стратегические отношения двух стран и развеял все сомнения, вызванные шпионским скандалом и разными спекуляциями в СМИ, которые предполагали, что Сербия может изменить свою политику или отказаться от попыток решить проблему Косово и Метохии с учетом сербских национальных интересов в полном смысле». По свидетельству Зорана Миливоевича, «однозначная поддержка России в этом отношении чрезвычайно важна для Сербии, поскольку в ближайшем будущем вопрос Косово и Метохии станет одним из важнейших на международной арене». Он особо подчеркнул важность переговоров лидеров двух стран, видя в этом важный элемент укрепления международных позиций Белграда: «Нет такого президента и такой страны, которые отказались бы от предложения встретиться с российским президентом. Сегодня без Путина и без России невозможно решать глобальные вопросы, поэтому встреча с ним - привилегия». Сербский эксперт напомнил, что в Сочи стороны договорились о расширении сотрудничества в экономической сфере на всех уровнях при значительном участии России в проектах в таких сферах, как энергетика, инфраструктура и оборона.
Одним из инструментов углубления российско-сербского взаимодействия в сфере экономики в настоящее время выступает Торгово-экономическая палата Сербии. Ее представитель Михайло Весович подчеркивает важность энергетической составляющей отношений: «Для энергетической стабильности Сербии важен гарантированный доступ к газу в любой момент. Российский газ является двигателем сербской экономики». По его словам, в настоящее время на сербском рынке все еще ощущается острая нехватка «значительных российских инвестиций», и «одним из сербских преимуществ, привлекающих инвесторов, является договор о свободной торговле, который Сербия подписала с Евразийским союзом».
Закупки российской военной техники - это часть концепции военного нейтралитета Сербии, - обращает внимание на другую область двустороннего сотрудничества сербский дипломат и эксперт в области международных отношений и внешней политики Сречко Джукич. Он добавил, что военно-техническое сотрудничество между Сербией и Россией наиболее динамично развивается благодаря закупкам этой техники: «Если наша страна проводит политику военного нейтралитета, то средства обороны или сдерживания необходимы ей для реализации этой концепции». По мнению Сречко Джукича, одним из важных направлений подобного сотрудничества может стать покупка Сербией российских средств ПВО, в первую очередь, – комплексов «Панцирь-С1». [3]
В сложившейся ситуации можно прогнозировать рост интереса со стороны Сербии к участию в российских проектах в торгово-экономической, энергетической, инфраструктурной и других сферах, а также в области военно-технического сотрудничества. А это, в свою очередь, способно стать важным фактором активизации участия Белграда в интеграционных проектах на более широком евразийском пространстве.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[1] URL: https://regnum.ru/news/polit/2843924.html
[3] URL: http://www.rtv.rs/sr_lat/politika/sta-je-srbija-dobila-sastankom-putina-i-vucica_1073080.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs