Европейский союз намерен радикально пересмотреть стратегию своего дальнейшего расширения. Это способно в определенной степени смягчить критику в адрес Брюсселя со стороны евроскептиков, недовольных уже накопившимися внутренними политическими и экономическими «разрывами» в рядах организации. Но, с другой стороны, разочаровавшиеся в перспективах своего вступления в ЕС государства балканского региона могут, в свою очередь, переориентировать собственную политику в сторону укрепления взаимодействия с другими мировыми игроками, в том числе с Россией.
Согласно источникам в Брюсселе, Евросоюз намерен предложить балканским странам-кандидатам новую модель присоединения – постепенную, пошаговую экономическую интеграцию в формате «привилегированного партнерства», которое должно заменить институциональное членство. При этом в ЕС намерены официально принять новую модель взаимоотношений с Балканами в течение полугода, - до предстоящего в мае 2020 года саммита ЕС-Балканы.
Инициаторами пересмотра политики Евросоюза по вопросам расширения фактически стали - Париж, Копенгаген и Амстердам. В октябре текущего года на последнем саммите Евросоюза президент Франции Эммануэль Макрон заблокировал начало переговоров о вступлении в ЕС Северной Македонии, хотя та выполнила все предварительные условия, а Дания и Нидерланды выступили против начала переговоров с Албанией. Одновременно президент Франции жестко обусловил продолжение процесса расширения ЕС изменением модели интеграции, - что и дало сигнал соответствующим дискуссиям в Брюсселе.
Согласно информации международного исследовательского центра «Инициатива европейской стабильности» (ESI), вместо членства в ЕС балканским государствам будет предложено вхождение в Европейское экономическое пространство (EEA) по аналогии с соответствующей моделью для Норвегии, Швейцарии и Исландии.
Среди ведущих европейских стран идея Франции и ее единомышленников встретила весьма сдержанную реакцию, – прежде всего, в Германии, ревностно следящей за происходящим на Балканах и считающей этот регион сферой своих приоритетных интересов. В германском министерстве иностранных дел обтекаемо заявили, что Берлин «открыт к обсуждению конкретных предложений реформ, которые совершенствуют процесс расширения и оказывают еще большую поддержку странам-кандидатам на пути к членству в ЕС».
Лидеры самих балканских стран высказываются более определенно. Президент Черногории Мило Джуканович признал, что «в определенных европейских кругах обсуждается новая модель переговоров с кандидатами в ЕС». «Игра началась в 2003 году на саммите в Салониках, когда ЕС ясно обозначил платформу своей политики расширения на Балканах. В отношении Черногории эта платформа сформулирована в 2012 году. Менять правила игры спустя соответственно 16 и 7 лет некорректно», - заявил он.
По словам черногорского президента, «в обсуждении политики дальнейшего расширения ЕС, а также вопроса - продолжится ли эта политика вообще», должны участвовать не только члены ЕС, но и балканские страны, которые являются частью Европы.
А его македонский коллега Стево Пендаровский откровенно объявил, что на недавних переговорах в Брюсселе его стране «представлена компенсация членству в ЕС, названная Европейская экономическая зона». «Не надо нам предлагать альтернативу членству в ЕС, ибо это уже не единая Европа и не общий европейский дом. Если они предлагают EEA, то это не членство. Мы должны сказать: нет, спасибо. Никаких альтернатив членству, пусть это членство будет и через 20 лет», - подчеркнул македонский лидер.
Разочарование присутствует и в других балканских столицах. «Евросоюз взял на себя определенные обязательства в отношении Балкан, поэтому изменение этого подхода и направление балканских стран в зал ожидания усилило бы нестабильность региона. Кроме того, отдельные акторы в регионе начнут искать альтернативу в Китае, России, Турции», - свидетельствует глава белградского Центра по внешней политике Драган Джуканович, выражающий при этом надежду, что «заявляемый сейчас новый подход к расширению ЕС может и не быть реализован». [1]
«С момента падения Берлинской стены 30 лет назад западные лидеры постоянно утверждали, что на европейском континенте нет проблем, которые нельзя было бы решить путем взаимодействия с Европейским союзом или расширения европейского проекта. Но данный подход, похоже, претерпел изменения из-за сочетания внутренних проблем ЕС и американского безразличия», - напоминает в этой связи американское издание The Project Syndicate и констатирует: «Разочарование, даже гнев, по поводу решения, принятого Эммануэлем Макроном, явно чувствуется в Тиране и Скопье». По мнению издания, главная причина заключается в том, что французский президент «обеспокоен тем, что продолжающееся расширение европейского блока затруднит реформирование европейских структур управления». [2]
Государства Балкан уже договорились выработать совместную позицию в ответ на новую модель ЕС. Собравшиеся 10 ноября в македонском городе Охрид премьер-министры Албании и Северной Македонии Эди Рама и Зоран Заев и президент Сербии Александар Вучич подписали совместную декларацию о «балканском мини-шенгене», предусматривающую устранение барьеров для свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала на территории стран Западных Балкан. В документе подчеркивается приоритетность развития балканского регионального сотрудничества и особо отмечается, что целью участников декларации является именно вступление в ЕС, а не в Европейское экономическое пространство. [3]
Сигналы о несомненном ослаблении интереса Евросоюза к Балканам поступают в весьма непростой обстановке, сложившейся в регионе. В частности, победа на выборах в Косово радикального политика Альбина Курти, отстаивающего идеалы создания «Великой Албании», уже привела к росту напряженности в сербонаселенных районах края. Министр обороны Сербии Александр Вулин даже не исключает возможности того, что косовские сербы «поднимут восстание» в случае, если кандидат на пост премьер-министра Косово будет продолжать попытки посеять раздор между ними. [4]
Речь идет, в частности, о решении Приштины исключить из окончательных результатов выборов избирательные бюллетени косовских сербов, доставленные из Сербии,
Непростая ситуация складывается и в Боснии и Герцеговине. Представитель боснийских сербов в коллективном Президиуме этой бывшей югославской республики Милорад Додик в интервью журналу «Международная жизнь» напомнил, что Запад активно пытается направить ее по пути евроатлантической интеграции. «Но мы подчеркиваем, что для нас ЕС не является единственной альтернативой, так же, как пребывание в Боснии и Герцеговине не является единственной альтернативой, которую здесь имеют сербы. У нас есть и другие альтернативы, о которых мы думаем, и я хочу, чтобы все это знали», - отмечает в этой связи лидер боснийских сербов. [5]
В сложившейся ситуации можно ожидать углубления раскола в самом Европейском союзе по балканским проблемам, – в частности, по линии Париж - Берлин, - а также роста внимания в балканских столицах к альтернативным интеграционным проектам, - в том числе с участием России, Китая и других мировых держав.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[1] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4148450
[2] URL: https://regnum.ru/news/polit/2770484.html
[3] URL: https://regnum.ru/news/polit/2774550.html
[4] URL: https://regnum.ru/news/polit/2774517.html
[5] URL: https://interaffairs.ru/news/show/24482
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs