ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Трагический январь: «вильнюсский синдром» как камень преткновения

10:47 28.01.2020 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: newsader.com.

В Посольстве Литовской Республики в Москве состоялся памятный вечер, посвященный 29-й годовщине трагических событий, произошедших в Вильнюсе 13 января 1991 года. На мероприятие были приглашены политики - участники демократического движения России начала 1990-х годов, а также представители общественных организаций и СМИ.

В рамках мероприятия гости смогли ознакомиться с выставкой, на которой были представлены фотографии, сделанные в Вильнюсе в дни происходивших событий, а также в Москве на Манежной площади, где 14 января 1991 года состоялся многотысячный митинг с поддержкой сторонников независимости Литвы. На выставке также были представлены обращения в адрес руководства Литвы и политического руководства СССР с протестами против действий центральных властей в Вильнюсе, с солидарностью и сочувствием к сторонникам литовской независимости.

Вильнюсский узел

Напомним, что 11 марта 1990 года Верховный Совет Литовской ССР провозгласил государственную независимость и объявил о выходе республики из состава Советского Союза. Фактически новым руководством был взят курс на восстановление государственности, существовавшей до 1940 года. Союзное руководство этот шаг не признало и против Литвы были введены экономические санкции (в частности, прекратились централизованные поставки нефтепродуктов в республику). В этих условиях литовское руководство уступило давлению, и 29 июня 1990 года объявило мораторий на введение в силу Декларации о независимости.

В январе 1991 года союзное руководство приняло решение о восстановлении контроля над Литвой при помощи силовых структур. Начиная с первых чисел месяца подразделениями, находившимися в распоряжении Министерства внутренних дел СССР, Министерства обороны и КГБ СССР были заняты Дом печати в Вильнюсе, общественные здания в столице республики, а также в городах Алитус и Шяуляй. Руководство компартии Литвы, выступавшее против выхода республики из СССР, создали Комитет национального спасения во главе с первым секретарем КПЛ Миколасом Бурокявичюсом – как они сами утверждали, «единственное легитимное правительство в Литве». С этой позицией не соглашались их противники. Председатель Верховного Совета Литвы, лидер выступавшего за выход из Советского Союза движения «Саюдис», Витаутас Ландсбергис, охарактеризовал новую структуру как «марионеточную» и заявил, что ее решения «абсолютно необязательны для граждан».

В ночь с 12 на 13 января 1991 года конфликт союзных и республиканских сторон достиг своего пика. В это время военными подразделениями и силами ОМОН были предприняты попытки занять ключевые объекты литовской столицы, что привело к столкновениям с представителями оппозиции, в результате которых погибли 14 человек (13 защитников башни и офицер специальной группы 7-го управления КГБ СССР «Альфа» лейтенант Виктор Шатских). Более 600 человек получили ранения.

«Это был шаг к свободе»: позиция демократической общественности 1990-х годов

На состоявшемся в Посольстве Литвы вечере памяти выступил известный российский режиссер-кинодокументалист, продюсер независимых фестивалей, бывший режиссер Театра на Таганке и Театра сатиры Григорий Амнуэль. По его инициативе гостям и участникам вечера был показан небольшой эпизод фильма американского политолога Дэвида Саттера «Век безумия», созданного по его одноименной книге, посвященной причинам распада Советского Союза. Участники вечера увидели фрагмент, посвященный событиям в Вильнюсе, в который вошли архивные кадры тех драматических событий.

Согласно логике Г.Амнуэля, причины, по которым Москва отреагировала на события активнее, чем другие города, вполне объяснима: «Россия – страна, испытавшая сильное влияние византийской политической традиции, и поэтому многое в ее истории объясняется жесткой иерархией, в которой многое зависит от исхода событий в столице, где сосредоточены наиболее масштабные финансовые средства, промышленность, научные и образовательные учреждения. К тому же Москва активно участвовала в общественных движениях еще с 1987-1988 годов», - заметил он.

Тему продолжил экс-префект Центрального административного округа Москвы, бывший уполномоченный по правам человека в российской столице Александр Музыкантский. По его словам, еще 4 февраля 1990 года на Манежной площади состоялся 200-тысячный митинг, на котором выступавшие потребовали отмены 6-й статьи Конституции СССР, в которой была зафиксирована руководящая роль правящей партии КПСС. Уже на следующий день состоялся расширенный пленум компартии, на котором Михаил Горбачев заявил о необходимости ввести пост президента СССР, отменить политическую монополию и ввести в стране многопартийную систему. «Улица» к тому времени уже почувствовала свою силу, и власть вынуждена была с ней считаться. То же самое произошло и 14 января 1991 года.

Экс-помощник первого Президента России Бориса Ельцина, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Президент фонда «ИНДЕМ» («Информатика для демократии») Георгий Сатаров напомнил, что первый ночной эфир радиостанции «Эхо Москвы» состоялся именно в дни вильнюсских событий. Эта трансляция сыграла значительную роль в усилении ее популярности, укреплении позиций сторонников Межрегиональной депутатской группы, движения «Демократическая Россия» и других радикальных критиков политики Горбачева «слева», выступавших за более решительные политические преобразования в стране.

По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла Литвы Ремигиюса Мотузаса, не остались в стороне от произошедших в столице Литвы событий и представители российской творческой интеллигенции, выступившие со словами поддержки Ландсбергиса и его сторонников. В архиве Посольства Литвы сохранились, например, обращения сотрудников авторитетных журналов «Новый мир» и «Новое время». В них осуждались действия советского руководства и выражались чувства солидарности со сторонниками независимости республики.

Позицию участников оппозиционных демократических движений в России начала 1990-х годов наиболее последовательно выразил Григорий Амнуэль, который считает, что многотысячный митинг против попыток удержать Литву в составе СССР наглядно показал, что в России происходило становление гражданских сил, готовых к радикальным переменам в стране. Однако события последних десятилетий продемонстрировали, что этот процесс оказался обратимым. «Тогда у нас была надежда. С горечью вынужден сказать: мы были слишком оптимистичны. Российское общество слишком инертно, поэтому качественные изменения потребуют длительных усилий, в том числе в менталитете наших сограждан», - заметил Г.Амнуэль.

Бывший министр печати в правительстве России, экс-редактор газеты «Новое русское слово» (Нью-Йорк), профессор МГИМО (У) МИД России Сергей Грызунов отметил, что выступавшие на митинге 14 января 1991 года представители оппозиционных движений проводили прямую аналогию между событиями насильственной инкорпорации стран Балтии в СССР в 1939-1940 годах и событиями у вильнюсской телебашни 13 января 1991 года. Он упрекнул современных российских политиков в забвении уроков прошлого и попытке ревизии общеизвестных событий прошлого, включая причины и последствия советизации стран Балтии, а также в крайне снисходительном отношении к попыткам реабилитации Сталина, предпринимаемым некоторыми политическими движениями и партиями.

Январские события в Вильнюсе: позиция МИД России

События у телебашни в Вильнюсе стали своеобразным камнем преткновения между Вильнюсом и Москвой. Если в Литве им очень скоро стали придавать решающее значение, то в Москве, особенно в последние годы, позиция литовских официальных кругов, утверждающих, что в 13 января 1991 года произошел акт агрессии советской стороны против независимого государства, оспаривается.

После получения республикой независимости литовские власти возбудили уголовное дело по статье о попытке переворота (позднее дело было переквалифицировано по статье о военных преступлениях, на которые не действует срок давности). Литовские власти неоднократно пытались добиться выдачи подозреваемых, однако попытки оказались безуспешными.

Ситуация начала обостряться еще в июле 2011 года, когда российский гражданин, бывший заместитель командира группы специального назначения при КГБ СССР «Альфа» Михаил Головатов был задержан в Австрии по запросу литовской стороны. Вскоре он был освобожден и беспрепятственно покинул страну. Австрийские власти заявили, что материалов, полученных ими из Литвы, недостаточно для его экстрадиции. Этот шаг вызвал крайне негативную реакцию в Вильнюсе.

В ответ на обвинения литовской стороны, ветераны группы «Альфа» 18 июля 2011 года выступили с официальным заявлением, в котором, в частности, говорилось: «Решительно заявляем, что сотрудники «Альфы» не использовали при штурме здания Вильнюсского телерадиокомитета и телебашни ни одного боевого патрона. Их действия ночью 13 января 1991 года не стали причиной гибели ни одного литовского гражданина». Вину за гибель людей «альфовцы» возлагают на боевиков, которые «вели огонь на поражение с крыш соседних с телебашней домов».

Новое обострение отношений между Литвой и Россией произошло 19 марта 2019 года, когда Вильнюсский окружной суд объявил приговор 67 обвиняемым, среди которых граждане России, Белоруссии и Украины. Большинство из них судили заочно, а перед судом предстали только два человека – россиянин, полковник запаса Российской армии Юрий Мель и бывший военный Геннадий Иванов, которых приговорили к семи и четырем годам соответственно. Остальные были приговорены к различным срокам.

Директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел России, официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала действия Вильнюса противоречащими правовым основам. Она напомнила, что независимость Литвы как государства была официально признана только в сентябре 1991 года, а в январе республика де-юре входила в состав СССР, поэтому обвинения в «агрессии» Москва признать не может.

Более того, Следственный комитет Российской Федерации возбудил уголовное дело в отношении судей Вильнюсского окружного суда, которые вели процесс по «делу 13 января». Их подозревают в вынесении заведомо неправосудного приговора.

Подведем итоги. По нашему мнению, для сближения позиций Москвы и Вильнюса в вопросе «дела 13 января» пока нет оснований. Для Литвы события 29-летней давности стали символом их борьбы за независимость и основой легитимности существующего политического строя. От оценки этих событий зависит политическая карьера целого ряда политиков, которые до сих пор хорошо известны в стране. Поэтому в официальной трактовке тех событий, несмотря на целый ряд фактологических нестыковок, сомневаться не принято. Это обстоятельство, а также оценка российской внешней политики как фактора угрозы независимости стран Балтии, перекрывает возможности для диалога. Дружественные отношения с Российской Федерацией нужно в первую очередь самой Литве, которая вместо этого использует самые разнообразные способы, чтобы обвинить Москву в «ревизии» событий прошлого, постоянно напоминая своим основным партнерам – Европейскому союзу, НАТО и США - об «угрозе с Востока». Соседей не выбирают, с ними рано или поздно приходится налаживать ровные и доброжелательные отношения, без фигур умолчания и попыток политиканства. Будем надеяться, что однажды к этому выводу придут и в Литовской Республике. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати