Президент России Владимир Путин назвал «сволочью и антисемитской свиньей» польского дипломата Юзефа Липского за данное в 30-х годах обещание возвести памятник лидеру нацистской Германии Адольфу Гитлеру, предложившему высылать евреев в Африку.
"Сволочь, свинья антисемитская, по другому сказать нельзя, - сказал Путин, чьи слова приводит ТАСС. «Он полностью солидаризировался с Гитлером в его антисемитских настроениях и, более того, за издевательство над еврейским народом пообещал поставить памятник в Варшаве", - добавил президент России, прокомментировав дневниковую запись польского посла в Германии 30-х годов.
Предложение выслать всех евреев из стран Европы в Африку было выдвинуто Германией за несколько месяцев до начала Второй мировой войны. Бывший в то время послом Польши в Германии Юзеф Липский в донесении главе МИД страны Юзефу Беку о результатах встречи с лидером нацистов писал, что «если Германия сделает это, нужно будет поставить Гитлеру великолепный памятник в Варшаве».
21 декабря, выступая на неформальном саммите лидеров стран СНГ в Санкт-Петербурге, Путин напомнил, что еще в 1934 году между Польшей и нацистской Германией был заключен к называемый пакт Пилсудского–Гитлера, который , по сути, являлся пактом о ненападении. «Что же предприняли польские власти, когда Германия начала претендовать на часть чехословацкой территории? Они предъявили требования одновременно, так же как Германия, на свою долю «добычи» при разделе чехословацкой территории и потребовали, чтобы им тоже была передана определённая часть Чехословакии. Более того, были готовы применить и силу. Сформировали целую специализированную военную группу под названием «Силезия», в состав которой вошли три пехотные дивизии, кавалерийская бригада и другие части. Есть и конкретный документ из архива: из отчёта командующего отдельной оперативной группой «Силезия» господина Бортновского о подготовке наступательной операции, захвате Тешинской области и обучении войск. Польские власти готовили и засылали боевиков на чехословацкую территорию для совершения диверсий и терактов, вели активную подготовку к разделу и оккупации Чехословакии. Следующий документ – запись беседы посла Германии в Польше господина Мольтке с министром иностранных дел Польши господином Беком. В этом документе министр иностранных дел Польши господин Бек выразил надежду, дальше цитата: «В областях, на которые претендует Польша, – он прямо об этом говорит, – не возникнет противоречий с германскими интересами». То есть происходит дележ чехословацкой территории», - рассказал президент России.
Ранее журнал "Международная жизнь" опубликовал ряд материалов, посвященных роли Польши в начале Второй мировой войны. "21 сентября 1939 года, в самый разгар Второго судетского кризиса, Польша предъявила Чехословакии ультиматум о возвращении ей Тешинской области (в то время на ее территории проживало 80 тыс. поляков и 120 тыс. чехов). 23 сентября Советский Союз направил польскому руководству дипломатическую ноту, в которой говорилось, что любая попытка оккупировать часть Чехословакии аннулирует договор о ненападении 1932 года между Москвой и Варшавой.
В этих условиях 29 сентября 1938 года в Мюнхене состоялась встреча Гитлера с главами правительств Великобритании, Франции и Италии. Однако чехословацкие представители не были допущены к обсуждению будущего своей страны. Москва также получила отказ. В час ночи 30 сентября 1938 года премьер-министры Великобритании Невилл Чемберлен, Франции Эдуард Даладье, Италии Бенито Муссолини и рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер подписали соглашение о разделе Чехословакии.
Однако отторжение Судетской области стало лишь первым шагом к разделу Чехословакии. 30 сентября 1938 года Польша направила в Прагу очередной ультиматум и одновременно ввела войска в Тешинскую область, которая в 1918-1920 годах выступала предметом территориальных споров между двумя странами. Президент Чехословакии Э.Бенеш принял условия, выдвинутые Варшавой", - говорится в одной из статей.
Главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков в разговоре с «Известиями» отметил, что начало Второй мировой — болезненная тема практически для всех европейских стран, которые были в нее втянуты. "Польша — не исключение. Но эта болезненность базируется еще и на том, что в предвоенный период, вплоть до злополучного сентября 1939 года, Польша пыталась действовать с гитлеровской Германией сообща", — заметил эксперт. Этот период, напомнил он, длился с 1934 года (когда Варшава уже в первый год пребывания Гитлера у власти поспешила заключить с ним договор о ненападении) вплоть до захвата Тешинской области Чехословакии после мюнхенского сговора 1938 года. "Сейчас слышать об этих страницах своей истории от российского президента Польше, конечно, неприятно. Польским политикам не хочется отдавать себе отчет в том, что до войны их страна была авторитарным государством во главе с диктатором, политика которого была направлена на активную внешнюю экспансию. «Польша от моря до моря» — таким был один из лозунгов находившихся у власти польских националистов. И в этом смысле предвоенная Польша была сродни нацистской Германии, как это не больно звучит для ее современных политиков", — отметил Владимир Рудаков.
В Варшаве уже привыкли ставить на одну доску гитлеровскую Германию и СССР, но теперь Польше напомнили про ее «вклад» в предвоенную эскалацию в Европе. "Но нервничать не надо. Польским политикам давно пора признать не самые светлые пятна своей истории вместо того, чтобы валить всю ответственность на нашу страну", — посоветовал Рудаков.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs