ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Цифровизация русскоговорящего населения за рубежом

16:23 17.12.2019 • Анна Ершова, редактор журнала «Международная жизнь»

16 декабря в Москве участники круглого стола «Россия для мира: цифровизация русскоговорящего населения» обсудили итоги грантовой и проектной программы Россотрудничества «Цифровая экономика» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики-2019». Конференция прошла в формате телемоста между Москвой, Минском, Казанью и Бишкеком.

Напомним, что тема продвижения русского языка за рубежом и цифровизации русскоговорящего населения была озвучена Владимиром Путиным еще 31 октября 2018 года на VI Всемирном конгрессе соотечественников. «Мы заинтересованы в том, чтобы молодые соотечественники, проживающие за рубежом, не теряли своих корней, своей «русскости»», – заявил Президент Российской федерации.

Открывая конференцию, руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Элеонора Митрофанова рассказала, что в середине 2019 года Россотрудничество запустило более 40-ка международных ресурсов для учителей и школьников по всему миру. Такие проекты направлены на поддержку языковой среды в информационной, образовательной и гуманитарной сферах, а их главная задача – повысить уровень цифровой грамотности наших соотечественников, сформировать осознанное цифровое поведение, а также спровоцировать профессиональный интерес к изучению культуры русского языка, основанный на профессиональных увлечениях в области цифровой экономики.  «Важно отметить, что в рамках проекта реализации цифровой экономики мы усиливали деятельность российских центров науки и культуры в странах в соответствие с запросами местных систем образования и экономики, то есть наша деятельность воспринимается крайне благожелательно», – отметила Э. Митрофанова, уточнив, что в первую очередь внимание Россотрудничества было обращено на страны Евразийского пространства, страны СНГ, а также на страны Центральной и Восточной Европы и Латинскую Америку.    

По словам Элеоноры Митрофановой, со следующего года начнется разработка программы «Русское образование и русский язык за рубежом» в рамках Государственной целевой программы «Внешнеполитическая деятельность», которая получит поддержку со стороны Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов рассказал о мероприятиях и проектах грантовой программы, которые были реализованы в 2019 году среди них: Российская цифровая неделя в Италии, Польше и Бельгии, международный конкурс педагогического мастерства «Закачай знания!», международные выставки «Российское цифровое сотрудничество в вузах» в Сербии и Турции, Всемирная олимпиада по перспективным направлениям в цифровой экономики, международная олимпиада Internet IT  в университете Инополис, Vr-музей и проведение тура «Дни виртуальной реальности», также он обозначил форматы, в которых прошли данные мероприятия – сетевые образовательные курсы, международные конкурсы и олимпиады по цифровой экономики, хакатоны и пр.  Подробнее об одном из таких проектов рассказал студент экономического факультета Белорусского государственного университета Артем Латышев, который вместе со своей командой стали победителями бизнес-хакатона, предложив с помощью формул, расчетов и датчиков веса решить проблему загруженности транспорта в густонаселенных городах. В завершении своего доклада Павел Шевцов подчеркнул высокие показатели результативности, проводимых мероприятий (см. рис.1) и отметил, что в проектах приняли участие более 30 тысяч человек (из них 26 тысяч учеников и 4 тысячи преподавателей). «Благодаря деятельности Россотрудничества, Россия позиционируется на мировой арене как высокоцифровая держава» – заявил П.Шевцов.

(Рис.1)

Во время круглого стола заместить председателя государственной думы по образованию и науки, председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина рассказалао создании и организации дистанционного центра цифровой грамотности для профессиональной подготовки и переподготовки учителей в сфере цифровой экономики. Главная цель данного проекта – обучение цифровым компетенциям педагогов русскоязычных школ Республики Беларусь, для использования в профессиональной деятельности. «Учителя научились распознавать форматы медиатекстов, создавать и продвигать собственные медиапроекты, безопасно работать в Интернете и в социальных сетях» – подчеркнула Л. Духанина, также она отметила, что проект особенно полезен для преподавателей категории 50+ и учителей из регионов.

Директор Центра доступа дистанционного образования для взрослых "Хартмикс" Елена Хартман высказала свое мнение, подтвердив, что большое количество педагогов из регионов присылают заявки и находят ресурс действительно полезным и удобным из-за возможности прохождения дистанционного обучения. По словам эксперта, проект способствует ликвидации информационного разрыва между учащимися и учителями.

 Председатель правления АНО «Киберстрана» Роман Поволоцкий рассказал о своем проекте «КИБЕР КНИГА», в котором ему удалось совместить компьютерные игры и образование, а также развить у детей интерес в IT-сфере. По словам Р. Поволоцкого главная особенность его программы заключается в том, что дети могут изучать, сложны вещи, такие как язык программирования C Sharp, просто проходя компьютерную игру. Эксперт отметил, что приложение уже работает в 23 странах и планирует запуск еще в 60 (проектом заинтересовались Турция и Южная Корея). Участники круглого стола признали «КИБЕР КНИГУ» одним из лучших проектов 2019 года, назвав его «своеобразным чудом».

Преподаватель школы информатики «Газпром Кыргызстан» Юрий Молчанов рассказал участникам круглого стола о проекте, объединившим постсоветское пространство, который прошел в Казахстане, Армении, Кыргызстане, Молдове, Узбекистане и Приднестровье. Учитель отметил, что мероприятие было посвящено VR-реальности и AR-технологиям, а участникам проекта была предоставлена возможность посетить интересные мастер-классы, прослушать лекции об истории программирования и даже создать свою собственную игру. Заместитель директора Межотраслевого инжинирингового центра МГТУ им. Н.Э. Баумана Маргарита Стоянова подчеркнула, что благодаря Россотрудничеству школьники, которые  изучают русский язык через программирование, VR-реальность, 3D-моделирование хотят поступать в российские ВУЗы и работать в России. Её слова подтвердил ученик школы «Газпром Кыргызстан» Артём Погорелов признавшись, что благодаря конференции задумался о поступлении по специальности программирование и IT-технологии, отметив, что это направления дают большие перспективы карьерного и социального роста. 

В завершении круглого стола Элеонора Митрофанова заявила, что к 2021 году Россотрудничество планирует расширить географию цифровизации русскоговорящего населения за рубежом, запустив проекты в Северной Африки и в Сирии.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати