Фото: kremlin.ru
В Москве состоялся VI Всемирный конгресс соотечественников. Основным приоритетом России в работе со своей диаспорой за рубежом остается сохранение и распространение русского языка и российской культуры. Однако, по мнению Владимира Путина, в условиях русофобии, переписывания истории, борьбы с памятниками, традициями и русским языком все острее встает вопрос защиты прав соотечественников. Президент РФ (как об одной из защитных мер) объявил о подписании новой редакции Концепции государственной миграционной политики, направленной на формирование более комфортных условий для переселения в Россию.
Основными организациями, защищающими интересы соотечественников и поддерживающими распространение русского языка и культуры, являются: Россотрудничество, фонд «Русский мир», «Институт Пушкина» и Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Согласно данным, приведенным Сергеем Лавровым, объединения российских соотечественников действуют более чем в 100 странах мира. Он обратил внимание, что попыткам посеять раздор в структурах соотечественников не удается достичь успеха. Реакцией на русофобскую политику, по словам министра, стало дальнейшее сплочение движения соотечественников, укрепление солидарности между его отдельными организациями. Кроме того, Сергей Лавров отметил еще одну роль российской диаспоры: «Когда международная экономическая архитектура, опирающаяся на принципы ВТО и ценности справедливой конкуренции, проходит серьезную проверку на прочность, развитие прямых связей между экономическими операторами весьма востребовано».
На полях конгресса корреспондент журнала «Международная жизнь» поговорил с Заместителем Председателя Совета Министров – Постоянным Представителем Республики Крым при Президенте РФ Георгием Мурадовым, руководителем Россотрудничества Элеонорой Митрофановой и председателем Общегерманского координационного совета российских соотечественников Ларисой Юрченко.
«Международная жизнь»: Какие вопросы сегодня волнуют российскую диаспору за рубежом?
Георгий Мурадов: Первое, что я бы выделил – это связь соотечественников с Россией. Это уверенность десятков миллионов человек, в том, что Россия рядом и всегда придет на помощь. Эти люди хотят быть уверенными, что они нужны своей родине. Зарубежные соотечественники – это почти 20% российской нации. Неправильно говорить о диаспоре. Диаспора – это те соотечественники, которые уехали и живут в дальних странах. Но огромный пласт наших людей живет на территории исторической России, на землях, которые всегда были заселены русскими. Это большие районы Украины, Белоруссии, Прибалтики, Казахстана. Здесь русские живут на своих исторических землях и являются коренным народом этих государств.
Съезд очень важен для этой части наших соотечественников с той точки зрения, что их права - языковые, культурные, образовательные, социальные и экономические будут надежно защищены. К сожалению, и об этом говорил президент Владимир Путин, выступая на конгрессе, их права на Украине и в Прибалтике вопиющим образом нарушаются. Это направление работы - по защите прав наших собратьев в этих странах - приобретает особую остроту. Поэтому соотечественникам было важно услышать слова президента о том, что мы будем твердо стоять на страже их интересов. Это, безусловно, следует рассматривать как призыв к консолидации всего российского общества и самих зарубежных соотечественников. Президент в завершение своей речи сказал об очень важной их роли во взаимоотношениях с другими странами. Это роль мостов сотрудничества. Наши соотечественники выполняют главную миссию – налаживать конструктивное, доброе сотрудничество стран их нынешнего проживания с Россией. Но для этого нужны нормальные условия: прекращение русофобской политики, информационной и экономической агрессии против России. В этом смысле соотечественники могут сыграть важную роль в возвращении мира к конструктивному сотрудничеству.
«Международная жизнь»: Что объединяет российскую общину?
Георгий Мурадов: Не случайно мы употребляем термин «российские соотечественники за рубежом». Вы видите в зале представителей многих конфессий и национальностей. Большое количество татар живет за рубежом. Крым тоже имеет свою функцию, потому что вместе с Крымом к нашей многонациональной семье прибавились новые народы, которые вошли в состав российских этносов. Это крымчаки, крымские татары, караимы, то есть те, кто с давних времен живет на территории Крыма вместе с русскими, греками, армянами и многими другими национальностями. Республики, входящие в состав РФ, например, Татарстан, тоже ведут большую работу со своими зарубежными диаспорами. Такую работу ведут представители угро-финских и кавказских республик и многие другие. У этой работы есть один стержень. Все соотечественники, представители разных национальностей, объединены одним смыслом – «российские соотечественники». Они привержены своей Родине, как правило, связаны русским языком, стремятся играть конструктивную роль в сегодняшнем мире. Татары, например, живут в мусульманских странах, значит для России это мост дружбы с ними (мусульманскими странами). Российские буддисты взаимодействуют с азиатскими странами и так далее. Россия через свою многочисленную диаспору и коренные народы выстраивает свою цивилизационную функцию в современном мире, поскольку Русский мир – это понятие не этническое, а цивилизационное.
«Международная жизнь»: С какими нарушениями своих прав чаще всего сталкиваются российские соотечественники?
Элеонора Митрофанова: Самая большая проблема – это вытеснение русского языка в ряде стран. В первую очередь это Прибалтика и Украина. И это является ущемлением не просто прав соотечественников, но прав человека. Это пренебрежение основными положениями Конвенции о правах национальных меньшинств. Все эти вопросы сейчас крайне политизированы. К сожалению, любые призывы и ОБСЕ, и Совета Европы не очень могут на это влиять, потому что политической воли в этих странах нет. Есть только стремление сражаться и вытеснять все русское из их жизни.
«Международная жизнь»: Меняется ли работа с соотечественниками в связи с изменением геополитической обстановки?
Элеонора Митрофанова: Вы знаете, нет. Я бы даже больше сказала: у меня такое ощущение, что наша диаспора стала более сплоченной. В том числе на фоне геополитической ситуации, когда говорят, что русские – это зло. И если не говорят прямо, то всячески пытаются продемонстрировать, что это так. Понимаете, у любого нормального человека это вызовет противоположную реакцию. Совершенно не увидели мы какого-то влияния геополитической обстановки на объем и интенсивность работы наших центров. В той же Великобритании центр (Россотрудничества) пользуется большой популярностью. У нас там подписчиков 2,5 миллиона. Он самый востребованный среди наших центров. Там работает математический кружок для детей, есть клуб робототехники. Совершенно необычная форма работы – это первое. И мало того, сейчас подходили наши соотечественники из Шотландии, которым хотелось, чтобы и у них там все тоже заиграло. Мы не видим, каких-то притеснений и сужения нашей деятельности в США. И наши соотечественники ничего не испугались. Работа идет очень интенсивная. В США у нас очень активная и самодостаточная диаспора. Безусловно, наш представитель попал в группу тех, кого выслали. Трактор едет и все сметает на своем пути. Никакого отношения к существу вопроса это не имеет.
«Международная жизнь»: Какие проблемы возникают у русскоязычной общины в Германии?
Лариса Юрченко: Вообще у нас богатая и цветистая диаспора, и очень плодовитая в хорошем смысле. Создано и организовано очень много русскоязычных центров и обществ, школ выходного дня – более 400. Очень много двуязычных садов и школ. Надо сказать, что у нас нет препятствий со стороны властей в распространении и преподавании русского языка. Правда, их (германской) активной инициативы нет, должна быть наша. Тех событий, которые происходят в Прибалтике, к счастью, у нас нет. Какая у нас сегодня проблема, тревога и боль? Это преемственность поколений, потому что мы живем в том же информационном пространстве, что и вся Европа. Мы, как и Маргарита Симоньян, задаем себе вопрос сегодня: «СМИ в Европе – это четвертая власть или иногда уже первая?» Кто кем руководит уже сложно понять. Но, к сожалению, в СМИ идет мало позитива про Россию, в том числе про русскоязычных в Германии. Никакой беды этой стране не принесли ни российские немцы, ни евреи, которые там живут по определенным программам. Есть тревога за интеграционную политику. К сожалению, есть проблема антисемитских настроений, которые беспокоят еврейские сообщества. Есть тревога за национальный мир в целом в Германии. Мы как часть этого общества тоже обеспокоены. Есть проблема во взаимоотношениях России и Германии. На мой и взгляд моих коллег, это будет самая большая беда, если наши отношения будут разорваны в клочья. Этого допустить нельзя. У нас шансов на новые риски нет, мы их исчерпали в том столетии. Беспокойство за мир есть и у нас, и у немцев. Поверьте, никто из них не хочет войны с Россией. На наше счастье вражды между нашими народами нет. Я это ощущаю на бытовом, на человеческом уровне. Мы хорошо общаемся, нормально сосуществуем. Диаспора рождает хороших детей и не является проблемой. Есть, конечно, не претензия, но предложение. Мы должны быть более системными партнерами в отстаивании общих интересов: русскоязычного образовательного пространства, культуры и самое главное – в сохранении исторической памяти и наших ценностей.
Меня пугает то, что сегодня происходит в Польше: снос памятников советским воинам-освободителям. Меня пугает то, что происходит на Украине. Меня пугает то, что происходит в Прибалтике, особенно в Латвии с русским языком, а именно: не замечание просвещенной Европой этих тревожных сигналов. Иногда это вообще проявление геноцида по отношению к русскоговорящим. Это ведь по умолчанию все происходит. Вы не встретите в немецких СМИ материалов по этому поводу. А как только что-то не так сделала Россия, это сразу быстро публикуется. Такое впечатление, что этот ритм русофобии кто-то задал, и все под него танцуют. Другого танца нет. Это наша проблема сегодня. Мы переживаем за своих детей, потому что то, что происходит в СМИ, влияет на русскоязычную диаспору. Влияет на наших детей. Есть ростки дискриминации по этническому признаку. "Россия – враг и агрессор" – это клише переходит на русскоязычных в разных странах мира. Это опасная вещь. В том веке были евреи и цыгане, которые мешали. Сейчас это русские. Эта новая страшная фобия волнует сегодня русскоязычных. Когда я слышу призыв раввина не надевать кипу на улицах, я понимаю, что не все сейчас мирно в многонациональном сообществе Германии. Нас волнуют явные пробелы интеграционной политики. Меньше стало безопасности. Мы как члены этого общества не можем не переживать.
«Международная жизнь»: Можно ли назвать российскую общину за рубежом единой и сплоченной?
Лариса Юрченко: У нас зарегистрировано очень много организаций культурно-образовательного и правозащитного толка. Сказать, что русскоязычная община просто вся как на одном дыхании, нет. Мы многонациональная и многоконфессиональная диаспора. У нас евреи немцы, татары, чеченцы. Мы еще и выходцы из разных стран СССР. У каждой страны сейчас своя политика. Есть украинцы, живущие в Германии, вчера они были русскоязычными, а сегодня стали врагами русского мира и России. Но по большому счету могу сказать, что уровень консолидации и общего понимания необходимости сохранения своего этнокультурного пространства есть. Мы 2 года назад провели конференцию, взяли тему «Многонациональная русскоязычная диаспора». Мы собрали представителей еврейской диаспоры, немцев, чеченцев, татар, но все они говорили об одном: «Нам надо сохранять свое этнокультурное пространство». Нам надо сохранять то, что нас объединяет: свой язык, свою многонациональную российскую культуру. Нам есть, на что опираться. Есть, что предъявить и немецкому обществу, и российскому. Если перечислять количество проектов культурных, образовательных, гуманитарных в Германии, им числа не будет. Координационный совет хорош тем, что это не орган, и мы не чиновники, а движение, которое объединяет организации российских соотечественников. Это площадка, где проходят конференции, встречаются разные люди и налаживают контакты. Мы приглашаем партнеров из России и немецкую власть на эти встречи. Происходит профессиональный рост организации, контакты по горизонтали и вертикали, и соответственно больше чувствуется ниша русского мира в Германии.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs