Фото автора
«Сколько фильтров проходят западные медиа перед тем, как новости появляются в информационном пространстве – мне сказать сложно, но мне кажется, что точно не один. Это можно было бы назвать редакционной политикой или как они сами это называют – «фактчекингом». Там не появится ни одна новость, ни один сюжет, которые не имели бы смыслового значения, не были бы встроены в общую картину и не дополняли бы ее. Однако на самом деле, это не редакционная политика, а фильтры, и что касается освещения российской позиции или появления информации из нашего государства, то на Западе подобных фильтров установлено очень много. Например, когда я даю комментарии западным средствам массовой информации, мне говорят о том, что нужно верифицировать меня как спикера, что странно слышать, поскольку как спикера меня верифицировало государство. Мне так же говорят, что даже та информация, которую я сообщаю, требует верификации, и если она не найдет подтверждения, тогда вряд ли цитата появится. Это выходит за всякие рамки». Об этом заявила директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел России Мария Захарова во время конференции «Роль медиаиндустрии в современном мире. Вызовы свободе слова и доступу к информации в условиях глобального политического противостояния».
Открывая конференцию директор департамента по коммуникациям и связям с общественностью МИА «Россия сегодня» Петр Лидов-Петровский отметил, что за последнее время роль российских СМИ в мировом масштабе усилилась. «Мы стали заметнее на международной арене, при этом, западные СМИ продолжают в значительной степени определять повестку дня»,- подчеркнул он.
Петр Лидов-Петровский во время своего выступления рассказал о результатах исследования, проведенного месяц назад журналистами МИА «Россия сегодня». Они изучили как СМИ государств-членов «G7», «крупнейших демократий мира», пишут о России. Было выявлено, что тональность в основном негативная, а в государствах-крупнейших производителях новостей - США и Великобритании - она абсолютно негативная в отношении нашей страны. Был сделан вывод, что крупнейшие западные СМИ строго следуют в фарваторе внешней политики. «Если во Франции политика в отношении России более мягкая и гибкая, чем в других западных странах, то и СМИ пишут соответствующим образом. Так, за 2019 год в французских средствах массовой информации было статей о России нейтральных – 70%, негативных – 26%, положительных - 4%. При этом, в американских СМИ: нейтральных – 91%, негативных – 8,8%, положительных - 0,2%»,- сообщил директор департамента по коммуникациям и связям с общественностью МИА «Россия сегодня». В свою очередь, крупнейшие российские СМИ о Франции в исследуемый период писали нейтрально – 73%, негативно – 17%, положительно - 10%, а о США нейтрально – 67%, негативно – 31%, положительно - 2%.
По словам Марии Захаровой, когда речь идет о нейтральном сегменте, который в приведенном случае с французскими СМИ значительно больше, чем отрицательный, важно понимать, что он записывается в подсознании аудитории как положительная информация, поскольку в таких новостях нет ни положительной, ни отрицательной заряженности. «Такая информация воспринимается нейтрально, и страна, в свою очередь, воспринимается как совершенно нормально развивающееся государство. При этом, абсолютно иная ситуация восприятия России сложилась в тех случаях (например, в США), когда нам отказывают в этой нормальности при освещении событий в нашей стране. Важно также осознавать и тот факт, что когда нейтральный фон идет в одинаковой пропорции с отрицательным, то негативные новости «побеждают», поскольку нейтральная информация воспринимается с негативным подтекстом»,- заключила директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел России.
«Белые списки», борьба с фейками и цензура в сети
Во время конференции главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», научный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов подчеркнул, что сегодня под вопросом находится сам факт наличия у журналистов возможности информирования, поскольку постоянно идет информационная борьба, которая означает бесконечное воспроизводство стереотипов, мнений, которые нам кажутся правильными, справедливыми или в конкретный момент времени целесообразными, это дает дополнительный эффект искажения информации. «При этом, самое ужасное что сейчас происходит, что я наблюдаю среди журналистов и экспертов, так это глубокая убеждённость в том, что ничто не может быть написано просто так – это либо слив, вброс или заказ. В результате мы потеряли понимание того, что журналисты излагают свои взгляды, и это непонимание загоняет ситуацию в тупик»,- заключил главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».
Медийное сообщество несет на себе «родимые пятна» современного мира (Владимир Кузнецов)
Выступая на конференции директор Информационного центра ООН в Москве Владимир Кузнецов отметил, что в ООН придерживаются мнения, что вызовы свободе слова и правде лежат в той же плоскости, что и глобальные вызовы, стоящие перед человечеством, такие как высокий градус противостояния, колоссальное социальное расслоение, нерешенность социально-экономических, экологических проблем, нищета, воинствующий экстремизм, религиозная, национальная и иная нетерпимость.
«В ООН считают, что журналисты – это, прежде всего, люди, которые не могут быть свободны от общества, в котором они живут, и следовательно, от всех тех проблем, которые стоят перед обществом. Этот колоссальный градус противостояния сказывается на них тоже. Медийное сообщество несет на себе «родимые пятна» современного мира»,- заявил Владимир Кузнецов. Он добавил, что ООН должна призывать к тому, чтобы журналисты могли свободно выполнять свои обязанности, чтобы не повторялись ужасные истории подобные той, которую пережил Кирилл Вышинский, находившийся в заточении в течение долгого времени. Владимир Кузнецов в качестве примера призыва к беспрепятственному выполнению обязанностей журналистами привел всемирную премию ЮНЕСКО имени Гильермо Кано, которая вручается за вклад в дело свободы печати в память колумбийского журналиста, погибшего при исполнении своих профессиональных обязанностей[i].
«В настоящий момент нам необходимо сосредотачиваться на позитиве, на том, что нас объединяет, например, на 17 целях устойчивого развития, которые понятны абсолютны всем и которые не могут быть достигнуты без уважения прав человека, в частности, журналистов, без их объединения на основе общих ценностей»,- отметил директор Информационного центра ООН в Москве. Он также добавил, что принципиальной позицией ООН является отказ от инициатив, направленных на деление журналистов на «белых и черных», подобных тем, которые продвигает НПО «Репортеры без границ», которая инициировала программу подготовки так называемых индикаторов доверия в журналистике - «Белые списки СМИ». Предполагается разработка и внедрение в работу основных поисковиков и новостных агрегаторов в Европе и в последствие во всем мире алгоритмов индексации поисковых запросов пользователей, которые предлагали бы их вниманию, прежде всего, ссылки на новости из «Белых списков средств массовой информации», то есть тех СМИ, которые будут признаны, под эгидой европейского агентства стандартизации, правильными, генерирующими достоверный новостной контент.
Говоря о «Белых списках СМИ», руководитель дирекции международных отношений ВГТРК Петр Федоров подчеркнул, что главная цель инициативы заключается в том, чтобы предоставить список главным поисковым системам и социальным сетям для того, чтобы искусственно отодвинуть на 100-е позиции все остальные СМИ, не попавшие в него. По его словам, это является виртуальной берлинской стеной, которую строит Запад из-за своего страха наличия в информационном пространстве мнений, отличных от западных. «Основной упрек в отношении деятельности RT: «В вашем материале мнение противоположной стороны было представлено недостаточно ярко». А теперь вспомните хотя бы одну публикацию в американских СМИ, чтобы российское мнение вообще было бы там представлено. Это попытка по европейским стандартам создать комфортное информационное замкнутое пространство. Это стремление Запада оградить свое население от иного мнения, что является проигрышной позицией»,- заключил Петр Федоров.
В свою очередь, шеф-редактор Sputnik Литва Марат Касем отметил, что чем лучше работают российские СМИ, чем выше российские стандарты и лучше медиа продукт, который оценивает аудитория, тем сильнее будет давление на средства массовой информации России посредством различных инструментов, в том числе «Белых списков».
В продолжение этой темы, говоря о борьбе с фейками, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров отметил, что согласно проведенному исследованию ВЦИОМ, незащищенность населения от «фейк ньюз» никуда не делась. «Те случаи, когда люди «набивали себе шишки» на фальшивых новостях, не научили их необходимости проверять факты, не повысили их иммунитет»,- подчеркнул он. В свою очередь, президент компании АО «Крибрум» Игорь Ашманов отметил, что с фальшивыми новостями бороться в принципе не имеет смысла, поскольку они сами по себе ни на что не влияют. «Влияние оказывает пропаганда, которая ведется постоянно и которая осуществляет «перепрошивку» мозгов, в первую очередь, молодежи»,- заключил эксперт.
[i] Премия присуждается ежегодно «отдельному лицу, организации или учреждению, внесшим значительный вклад в дело защиты свободы печати или ее содействию во всем мире, особенно если такая деятельность связана с риском или репрессиями».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs