ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

«Шагал: между небом и землей» - открылась экспозиция в музее «Новый Иерусалим»

11:58 26.11.2019 • Елена Рубинова,

«Белла в Мурийоне», холст, масло,1926. Частное собрание

В музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим», расположенном в подмосковной Истре рядом с Новоиерусалимским монастырем, открылась уникальная по своему охвату экспозиция «Шагал: между небом и землей». На международном художественном поле выставки одного из самых знаменитых художников ХХ века проходят почти постоянно; их с готовностью принимают и крупные музеи, и частные галереи. В Россию искусство Шагала тоже возвращалось не раз, и самое масштабное событие такого рода, случившееся за последние годы, состоялось в 2005 году в Третьяковке, не говоря уже о более камерных выставках книжной иллюстрации и графики. Однако организаторы из музея «Новый Иерусалим» — и приглашенные кураторы, и партнеры проекта — поставили себе сложную задачу: представить российской публике широкий спектр разнообразных художественных техник и жанров, в том числе и показать произведения, никогда прежде не экспонировавшиеся в России.

Уникальный проект представляет 239 работ Марка Шагала — зрители могут увидеть живопись, графику и гобелены художника. Работы, хранящихся в музеях и частных коллекциях трех стран — России, Франции и Беларуси — предоставили Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Музей Марка Шагала в Витебске, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музей истории евреев в России, Национальный музей Марка Шагала в Ницце, Музей «Новый Иерусалим» и частные собрания.

Внучки Шагала, Белла и Мерет, на открытии выставки

Внучки Шагала, сестры-близнецы Белла и Мерет Мейер, уже много лет не покладая рук участвуют в многообразной деятельности по сохранению и популяризации наследия своего великого предка и не раз отмечали, что быть внучками гениального живописца XX века — это и большой дар, и большая ответственность. Они регулярно приезжают на Шагаловские чтения в музей в Витебске (Белоруссия), активно участвуют в подготовке выставок, в том числе и нынешней. Выступая на открытии, Мерет Мейер, которая также основала и возглавляет комитет Марка Шагала (Marc Chagall committee), подчеркнула: «Россия всегда была в сердце Шагала, как и в его работах… Экспозиция выглядит как довольно краткое путешествие, но на самом деле надо было пройти долгий путь, чтобы мы с вами поняли, как много очарования было в сердце у художника, чтобы мы и сегодня могли почувствовать и испытать эту очарованность, глядя на его картины».

«Кольцо», масло, холст, 1908–1909. Частное собрание

Куратор выставки Екатерина Селезнева — эксперт в комитете Марка Шагала в Париже и заслуженный работник культуры России — давно и плотно занимается творчеством художника, и именно она курировала выставку в Третьяковской галерее в 2005 году. И хотя, по ее собственному признанию, «творчество мэтра столь многообразно и масштабно, что никогда не получается проследить все изгибы творчества», на этот раз ей удалось построить мост между Иерусалимом в работах Шагала и Новым Иерусалимом, где проходит ретроспектива. Концепцию выставки выражают слова самого Марка Шагала: «Живопись мне казалась каким-то окном, через которое я улетал в другой мир». Он утверждал, что «родился между небом и землей», и постоянно пребывал в этом «промежуточном» пространстве, понимая свое существование в искусстве и жизни как бытие в особом измерении. «Шагаловские персонажи просто наделены даром летать — подобно птицам или ангелам... Небо для них — такая же среда обитания, как земля. Шагала, а вместе с ним и нас, любовь переносит в другие миры, в далекие и близкие города», — говорит куратор Екатерина Селезнева.

Куратор Екатерина Селезнева на экспозиции

Экспозиция выставки построена по двум параллельным линиям: тематической и хронологической. Вместе с Шагалом зритель перемещается по трем многомерным пространствам: «Жизнь земная» (живопись и графика первой четверти XX века); «Путешествия и мосты» (работы второй четверти XX века, связанные c поездкой в Святую землю) и «Бытие небесное» (произведения второй половины XX века). Дизайн экспозиции столь же насыщен цветами, как и картины художника: зритель движется из зеленого пространства (земного) в коралловое и желтое, финишируя в синем (небесном). «Хотелось бы отметить, что эта выставка щедро и в то же время бережно открывает нам, людям, его мир. И это просто волшебно, что и мы сами, и каждый зритель, находясь здесь, в Новом Иерусалиме, имеет возможность стать ближе к своему собственному Иерусалиму», — сказала на открытии Белла Мейер.

«Иерусалим», 1932–1937, масло, уголь, холст.
Частное собрание

История открытия Святой земли для себя и своего искусства началась для Шагала в 1930 году, когда известный в то время в Париже арт-дилер и издатель Амбруаз Воллар заказал художнику серию иллюстраций к Библии, и в 1931 году Шагал с семьей на два месяца приехал в Палестину. Он много путешествовал по стране, и впечатления тех лет отразились в иллюстрациях и литографиях, созданных им по возвращении в Париж. Впервые в России выставляются 105 библейских гравюр, раскрашенных художником вручную и подаренных им второй жене. Также в экспозиции представлены 22 эскиза, сделанные под впечатлением от поездки в Иерусалим.

«Ной получает повеление построить Ковчег».
Бумага, карандаш, гуашь, 1931. Частное собрание

Шагал, родившийся в религиозной еврейской семье в Витебске, несомненно, почитал свои истоки, однако в дальнейшем не был религиозен в классическом смысле и выразил свое понимание Божественного в искусстве. В кратком интервью журналу «Международная жизнь» Белла Мейер отметила: «Он, конечно, всегда уважал еврейские традиции и постоянно возвращался к Писанию, которое хорошо знал еще с тех пор, как посещал хедер — еврейскую школу. Но ведь библейские сюжеты присутствуют у него повсюду, что бы он не изображал, в том числе и Распятие. И по его собственным словам, тогда он молился». К библейским сюжетам художник обращался всю жизнь, до самых преклонных лет, работая в том числе и над многочисленными витражами в католических и протестантских соборах Европы, в Иерусалимской синагоге (госпиталь Хадасса), чикагском соборе Святого Стефана или здании ООН.

Обходя выставку, обе внучки художника нашли особенные слова, рассказывая о семейной реликвии — портрете своей бабушки Беллы, который традиционно висел у них в доме. Они не застали ее в живых: первая жена и Муза художника ушла из жизни в 1944 году, однако навсегда осталась на его полотнах и в истории искусства XX века. Этот драматичный, почти гамлетовский портрет тоже впервые привезли в Россию.

«Белла с гвоздикой», холст, масло, 1925. Частное собрание

В экспозицию включены предметы быта и религиозного обихода из собрания МИЕВРа, лубки и изразцы из коллекции музея «Новый Иерусалим». Подобные артефакты могли окружать Шагала в его детстве и юности, встречаться ему во время учебы в Петербурге и жизни в Москве. Выбор этих экспонатов не случаен, он существенно дополняет и объясняет истоки творчества художника — на выставке можно увидеть, как эти реальные предметы превращаются в его произведениях в образы.

Выставка, которая уже сейчас бьет рекорды посещаемости для подмосковного музея, будет открыта до 8 марта 2020 года.

 

Фотo предоставлены: Еленой Рубиновой, Ниной Усовой и пресс-службой музея «Новый Иерусалим»

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати