ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Ущербные игры патриотов. Или - Украине нужен российский газ…

14:04 08.11.2019 • Денис Батурин, политолог

Украина продолжается держаться за свою газовую трубу (газотранспортную систему - ГТС), которая:

  • ещё недавно являлась «олигархообразующим» элементом; 

  • была основанием для сырьевого кредитования экономики, а по сути - кредитования металлургических и химических предприятий, что позволяло снижать себестоимость продукции, а их владельцам получать сверхприбыли;

  • была инструментом шантажа России и Европы. 

Но в последнее время серьезно ухудшились отношения между Москвой и Киевом, возникло множество проблем по транзиту российского газа, учитывая это, Россия строит новые газопроводы, украинская труба может остаться пустой, и это реальная проблема для Украины.

По этому поводу украинские официальные лица рождают весьма диалектические мысли на фоне антироссийской истерии, которая началась в 2014 году и продолжается до сих пор. Например, в отношении угрозы прекращения транзита. Они считают это «недопустимым», так как «сохранение транзита является необходимым условием для евроинтеграции Украины». Одним словом - Украина не будучи транзитером, как считает Киев, Европе мало интересна. К сожалению, в этом есть доля правды.

31 декабря текущего года заканчивается 10-летний контракт на поставку и транзит российского газа в Европу через Украину, о новом контракте с начала 2020 года стороны ещё не договорились. Очередные и безрезультатные переговоры «Газпрома» и «Нафтагаза» при участии Еврокомиссии, прошли 28 октября в Брюсселе.

К заключению новых газовых контрактов с Россией Киев походит с двумя агрессивными позициями - это иск к «Газпрому» и усилия на европейском фронте по блокированию «Северного потока - 2». При этом глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявляет: "Для "Нафтогаза" продолжение транзита российского газа является стратегической задачей".[i] Он также заявил, что "Нафтогаз" готов договариваться с "Газпромом" о продлении транзита, и в этом вопросе позиция Киева совпадает с позицией Еврокомиссии. По его словам: «Мы готовы к конструктивному сотрудничеству ради продолжения транзита, но будем и в дальнейшем настойчиво и эффективно защищать как национальные интересы, так и интересы "Нафтогаза". В этой позиции трудно найти элементы «конструктивного сотрудничества», а вот попыток силового давления - хоть отбавляй.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер в середине октября изложил российскую точку зрения: до заключения нового контракта необходимо полностью урегулировать все судебные споры, предложив "нулевой вариант" - полное прекращение и отзыв всех исков. Чуть позже об этом сказал и президент РФ Владимир Путин, который назвал абсурдными предъявляемые "Газпрому" в арбитраже Стокгольма претензии, и заявил, что от этого абсурда надо избавиться и обнулить все требования с обеих сторон.

При этом, как бы делая шаг навстречу «Газпрому», исполнительный директор "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко сообщил, что компания готова снизить сумму исковых требований к российскому "Газпрому" с 12 до 2 миллиардов долларов в случае продолжения транзита газа с 2020 года и сохранения доходов от него на текущем уровне. То есть, «Нафтогаз» пытается заставить «Газпром» не только заключить договор, но и определить нужные украинской стороне объемы поставок и транзита, и цену. 

Усилия в направлении блокирования «Северного потока -2» обосновал торговый представитель Украины Тарас Качка: "По сути, весь конфликт вокруг "Северного потока-2" - это попытки сохранить устаревшую модель газовых отношений. Но время не стоит на месте, Украина модернизируется в соответствии с новыми энергетическими требованиями и имеет преимущества перед РФ. Россия же стремится сохранить устаревшую модель отношений …".[ii] Из этого следует, что все, что представляет российские национальные интересы не устраивает Украину, не имеет право на существование. И главный тезис, вытекающий из всех украинских заявлений, можно сформулировать так: не смейте защищать свои экономические интересы, нам это не нравится, и мы с этим будем бороться.

При этом украинские представители предостерегают и Германию от попыток сделать исключение для газопровода «Северный поток - 2», в строительство которого немецкие инвесторы уже вложили около 2 млрд. долларов. 

Дело в том, что Германия хотела защитить инвестиции своих компаний в «Северный поток-2». Пока Бундестаг не смог принять поправки к Газовой директиве ЕС, но вопрос еще не закрыт, возможно его дополнительное рассмотрение. Уже сейчас ясно, что борьба за этот законопроект предстоит крайне непростая, но сама инициатива отражает различные взгляды сторон на проблему.

Настаивая на своих претензиях, Украина идет против европейских интересов, в частности - немецких. Во-первых, усилия «Газпрома» связаны с политикой России по диверсификации путей поставок энергоносителей заинтересованным потребителям, расположенным в различных регионах Европы. Это представители Украины называют «устаревшей моделью» энергетических отношений, переворачивая все с ног на голову. Видимо, новаторством для Украины было бы сохранение и наращивание объемов транзита российского газа через «узкое горло» украинской ГТС по выгодной для Украины цене. Во-вторых, Киев игнорирует опасения некоторых европейских стран, в частности, Германии, оказаться без необходимых объемов газа и торпедирует ее попытки обеспечить гарантированные поставки через новые газопроводы. Несмотря на общую высочайшую политизированность этой проблемы в ЕС, Германия здесь не одинока. На недавних переговорах Президента России Владимира Путина и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, последний заявил: «Мы не хотим зависеть от транзитных стран! И если в Венгрию газ из России поступает только через Украину, то это с точки зрения нашего суверенитета не очень приемлемая ситуация… И чем раньше мы сможем присоединиться к «Турецкому потоку», тем лучше!»[iii]

Главный козырь, который беззастенчиво использует Украина в своих газовых войнах, это то, что Россия и Европа пока нуждаются в её ГТС. И вот это «пока» ее сильно тревожит. Как отмечают эксперты: «В случае ввода в строй дополнительных трубопроводных мощностей (например, дополнительных ниток «Северного потока» и «Турецкого потока») или сокращения спроса на газ в Европе, профицит газотранспортных мощностей может превысить 50%, что сделает отказ от использования украинского коридора возможным в долгосрочной перспективе».[iv] Это возможный сценарий, но ведь Киев сам к нему подталкивает «Газпром» всеми своими действиями и надуманными претензиями.

В качестве, выводов можно отметить, что каждая из трёх сторон газового взаимодействия Россия, Европа и Украина - понимают не только свои интересы, но и их взаимозависимость. В наиболее уязвимой позиции находится Украина, и эту ситуацию создал сам Киев, подыгрывая Брюсселю и примешивая слишком много политики к газовым вопросам, играя на этой теме внутри страны и эксплуатируя антироссийскую риторику на международной арене. 

Но, согласимся с украинской стороной, «время не стоит на месте», «Северный поток-2» будет завершен, дальнейшая диверсификация поставок продолжится по объективным причинам, газовые потребности Европы и Украины, скорее всего, будут расти. Из этой простой логической цепочки ясно, что договариваться, а не пытаться диктовать условия, все равно придется. Так что нет никакого смысла «плевать в колодец»….

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати