ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Не в силе Бог, а в правде

11:13 30.10.2019 • Михаил Леонов, журналист

Со ссылкой на сайт Orthodoxtimes.com агентство «Благовест-инфо» сообщило о первом сослужении Литургии епископов Элладской Православной Церкви (ЭПЦ) с «иерархами» новообразованной Православной церкви Украины (ПЦУ), которое состоялось 20 октября в греческом городе Волос.

Факт данного сослужения стал следствием недавнего предательского (по отношению к собратьям из канонической Украинской православной церкви (УПЦ) решения Архиерейского Собора Элладской Церкви, признавшего за Константинопольским патриархом Варфоломеем право предоставлять автокефалию раскольникам. А, следовательно, признавшим и правомочность этой т.н. «автокефалии» на Украине.

Но здесь хочется отметить, что эта «победа» над частью[1] Элладской Церкви принадлежит не Вселенской Патриархии и не усилиям самого патриарха Варфоломея, это – лишь внешний инструментарий, а прежде всего сотрудникам Государственного Департамента США. Даже перед посещением патриархом Варфоломеем Афона 19-го октября, именно представитель Госдепа, а не Фанара совершал проверку готовности к этому визиту: Грегори Пфлегер, генеральный Консул США в Салониках уделил тогда Афону два дня своего дорогостоящего времени[2]. Да и перед этим немало времени было потрачено на встречи с греческими чиновниками и архиереями для положительного решения ЭПЦ по признанию ПЦУ.

Однако, в свете последних событий, меня уже не столько тревожит крепкий тандем Фанара и Вашингтона в вопросе украинской «автокефалии», но какова истинная конечная цель этой коалиции?

Возможно, что вслед за Элладской Церковью нас ожидает появление новых «слабых звеньев» под «молчание ягнят» из остающихся Поместных Церквей. Но Элладская Церковь – не первое «слабое звено». И здесь придется вспомнить историю. Первым звеном стала сама Вселенская Патриархия в лице патриарха Афиногора, которая перешла под покровительство Вашингтона в далекие послевоенные годы. И если тогда Вселенская Патриархия имела целью своего вассального подчинения задачу просто выжить, то США имели совершенно иную цель «дружбы» с православием – ослабление и уничтожение СССР. Коммунистические власти, уничтожая религию, не понимали, каким важным цементирующим базисом общества является православное христианство в стране, но это прекрасно понимали в Вашингтоне, ослабляя и одновременно используя его на мировом уровне.

В 1952 г. созданный администрацией Трумэна Совет по психологической стратегии (Psychological Strategy Board) отмечал, что «потенциал религии как средства борьбы с коммунизмом просто колоссален... Нашей глобальной целью в попытке использования религии как орудия „холодной войны” должно быть способствование духовному оздоровлению мира, поскольку духовно здоровому миру коммунизм не страшен»[3]. Спустя год, в июле 1953 г. Советом по психологической стратегии была разработана "Программа поддержки Православной Церкви" (U.S. Program for Support of the Orthodox Church), которая была одобрена Управлением по обеспечению взаимной безопасности (Mutual Security Agency). Хотя, содержание этой программы до сих пор засекречено, но некоторые исследователи предполагают[4], что она представляла собой «операцию, охватывавшую несколько стран (multi-country operation) и координировавшуюся совместно ЦРУ, Министерством обороны и Государственным департаментом,и направленную на усиление позиций враждебных коммунизму лидеров в Церкви, подразумевая, скорее всего, и существенную финансовую помощь». При этом, говоря о «поддержке православия», необходимо понимать, что поддерживалась не Русская Православная Церковь, чей авторитет и влияние на мировой арене всячески подрывался, а в основном именно Вселенская Патриархия, которая, как мы теперь знаем, «отрабатывала» перед США их покровительство. В то время, правда, в основном, в виде доносов на РПЦ и предоставление информации о происходящем в мировом православии.

Оглядываясь на нынешнее религиозное противостояние на Украине и на расстановку сил на мировой арене, с прискорбием приходится констатировать, что желание США остаться мировым гегемоном вновь возродило старое противостояние. Только вина теперь не в коммунистической идеологии СССР, а в том, что Россия посмела заявить о себе как о независимом и сильном игроке на политической арене. А посему и РПЦ, как одна из главных религиозных основ российского общества вновь была выбрана в качестве цели.

В этой непростой работе весьма кстати пришлись и старые «друзья» на Фанаре, тем более что и цель схожа. И причина происходящего, на мой взгляд, в пагубной страсти, однажды уже поразившей христианскую церковь – папизме. С тем же рвением, с каким США стремятся властвовать над мировым сообществом, Вселенская Патриархия хочет видеть себя и только себя единственным и непогрешимым главой всех Православных Церквей. В какой степени сильная и независимая Россия неприемлема для США, в той же степени влиятельная РПЦ непереносима для Фанара. Сколько лет существует человечество, а история Каина и Авеля, похоже, актуальна и поныне.

И в этой ситуации совпадение геополитических целей и амбиций США с амбициями и притязаниями Фанара, породило ту смуту, которая сотрясает сейчас мировое Православие. В который раз хочется возвысить свой голос к надеющимся отсидеться Поместным Церквям, к самой Московской Патриархии, делающей попытки призвать к благочестию и благоразумию гордых, попирающих каноны и основы веры «фанариотов». Созыв Всеправославного Собора, осуждение погибельного константинопольского папизма и возвращение к статус-кво в среде Поместных Церквей – вот единственный путь и решение существующих нестроений. Все может выглядеть так, что на их стороне сила и финансовое могущество, но не в силе Бог, а в правде.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] Хочется подчеркнуть – над частью, т.к. множество архиереев, священников и мирян, считают действия Фанара в Украине антиканоническими и не поддерживают данное решение Архиепископа Иеронима. В частности, остаются верны истине митрополиты Серафим Пирейский, Серафим Кифирский, Нектарий Корфский, Симеон Новосмирнский и прочие.

[2] https://www.romfea.gr/agioritika-nea/32337-sto-agion-oros-o-genikos-projenos-ton-ipa-gregory-w-pfleger

[3] Inboden W. Religion and American foreign policy. P. 118

[4] Там же P. 300-301

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати