Беседовал Игорь Алексеев
Интервью по итогам поездки Митрополита Волоколамского Илариона в Болгарию
- Визит был коротким, что было самым важным за эти три дня?
- Я приехал в Болгарию по приглашению Великотырновского университета, который пять лет назад присудил мне почетную докторскую степень. В университете в Велико Тырново мы провели научную богословскую конференцию, которая была посвящена изучению истории Болгарской церкви, изучению истории взаимоотношений между Болгарской и Русской православными церквями (РПЦ) в духовных учебных заведениях РПЦ. Помимо того, что я являюсь председателем отдела внешних церковных связей московского патриархата, я по совместительству также возглавляю одно из ведущих учебных заведений нашей церкви - общецерковную аспирантуру и докторантуру, и председательствую в трех диссертационных советах, один из которых имеет государственную аккредитацию. Уже несколько раз на защитах я обращал внимание на то, что студенты часто берут в качестве темы для изучения историю Болгарской церкви и ее взаимоотношение с РПЦ, на очередной из таких защит мне пришла идея представить болгарской церковной общественности те исследования, которые у нас проводились. Именно так и родилась идея симпозиума в Велико Тырново. Поездка в Болгарию дала мне возможность встретиться со святейшим патриархом Неофитом, встретиться с рядом архиереев Болгарской православной церкви. Помимо Велико Тырново я посетил Плевен и имел возможность посетить подворье Русской православной церкви в Софии и помолиться у мощей нашего общего святого, Святителя Серафима, архиепископа Богучарского, Софийского чудотворца.
- По итогам встречи с патриархом Неофитом какой можно сделать вывод, на каком уровне находятся отношения наших церквей?
- Наши церкви скреплены многовековой общей историей. И в своем докладе в Великотырновском университете я подробно остановился на отдельных пунктах этой истории, которые свидетельствуют о том, что русский народ всегда поддерживал болгарский народ, в том числе проливал кровь за освобождение Болгарии от турецкого ига, а Русская православная церковь всегда поддерживала болгарскую церковь. Когда после освобождения страны от турецкого ига болгарская церковь провозгласила автокефалию, то Константинопольский патриархат ее не признал и объявил православных болгар схизматиками. В течение 70 лет над БПЦ тяготело это прещение со стороны Константинополя. Но благодаря усилиям, прежде всего, Русской православной церкви и лично святейшего патриарха Алексия Первого удалось добиться того, чтобы Константинополь согласился с автокефалией болгарской церкви. Когда потом в Болгарии был создан патриархат и был избран патриарх, то опять же Константинополь не признал деяние, восемь лет потребовалось русской церкви, чтобы убедить Константинополь признать болгарский патриархат. Было много событий, которые связаны с поддержкой РПЦ болгарской церкви, но и с поддержкой русской церкви со стороны БПЦ. В частности, когда при президенте Порошенко были принята два дискриминационных закона против Украинской православной церкви, Болгарская православная церковь возвысила свой голос в защиту канонической Украинской православной церкви за что мы благодарны нашим болгарским братьям.
- Но окончательно своей позиции по церковным проблемам на Украине БПЦ не высказала, заявив о том, что необходимо дополнительное время для изучения истории этого вопроса?
- Изучение исторических данных всегда хорошее дело, мы издали целую книгу документов, посвященных воссоединению Киевской митрополии с Московским патриархатом в конце XVII века, это огромный том, в нем около тысячи страниц архивных документов, которые мы, совместно с православной энциклопедией, разыскали в архивах. Многие из этих документов никогда ранее не публиковались. Думаю, что изучение исторических обстоятельств вхождения Киевской митрополии в Московский патриархат это дело важное, дело серьезное и нужное. Наверное оно требует времени, к нам уже обращались из болгарской церкви с просьбой перевести основные документы из этой книги на болгарский язык. Я думаю, что мы в ближайшее время эти займемся. Мои встречи с иерархами БПЦ убедили меня в том, что в своем большинстве иерархи БПЦ сознают неправду украинского раскола, сознают ошибочность того деяния, которое совершил Константинопольский патриархат, и, вероятно именно поэтому, не спешат выносить по этому вопросу какое-либо суждение. Я думаю, что любые поспешные решения или заявления могут навредить делу. Совершенно очевидно, что произошел конфликт, произошло разделение. Константинополь спровоцировал конфликтную ситуацию. Думаю, что время все расставит по своим местам. Глубоко убежден в том, что настанет благословенные день, раньше или позже, когда все православные церкви смогут вместе собраться и вместе решить вопрос о том, что делать с расколом на Украине. В Софии уже был подобного рода прецедент. Как вы знаете, в 90-е годы в БПЦ произошел раскол и здесь собрался всеправославный собор, итогом которого стало покаяние раскольник и их воссоединение с канонической Болгарской православной церковью. А начиналось все с того, что Константинопольский патриархат предлагал патриарху Максиму сложить свои полномочия, об этом мне рассказывал один из иерархов БПЦ, предлагал каноническому, законному патриарху Максиму сложить с себя полномочия, для того чтобы раскольники могли занять лидирующую роль в церкви. Но так как здесь собрались представители поместных православных церквей, этот сценарий не был одобрен, а итогом стало то, что патриарх Максим сохранил свое законное положение и до конца своей жизни оставался патриархом, а раскольники вернулись в лоно церкви. Так можно было поступить и на Украине, но Константинопольский патриарх решил поступить иначе и результатом того, что он совершил, стала ситуация в которой он оказался, по сути дела он оказался в изоляции, поскольку ни одна поместная православная церковь не признала то деяние, которое он совершил.
- Можно ли предположить, как долго сохраниться эта подобная проблемная ситуация?
- Она будет продолжаться столько, сколько будет необходимо для того, чтобы Константинопольский патриархат осознал допущенную ошибку и нашел способ ее исправить. Я приведу простой пример - Киевская митрополия в XVII веке воссоединилась с Московским патриархатом, это было признано грамотой патриарха константинопольского Дионисия. В прошлом году константинопольский патриарх Варфоломей решил эту грамоту отменить, но Киевская митрополия, которая воссоединялась с Московским патриархатом, она территориально совершенно не совпадала с нынешней Украиной. Константинопольского патриархата никогда не было ни в Одессе, ни во многих других городах и областях Украины. Если посмотреть на карту Украинской православной церкви, то те территории, которые когда то входили в Киевскую митрополию, они занимают меньше половины нынешней Украинской православной церкви. Какое право имеет Константинопольский патриархат просто захватывать то, что было создано чужим трудом, то к чему никогда ранее он не имел никого отношения? Украинская православная церковь, сегодняшняя, с ее 12 тысячами приходами, с ее 250 монастырями, с миллионами верующими - это плод миссионерской работы Украинской православной церкви, находившей в лоне Русской православной церкви, Константинополь ничего туда не внес. По какому право Константинополь сегодня заявляет о том, что эта церковь упразднена, а вместо нее создается какая-то другая церковь? Эта ситуация канонически абсурдна и с нашей точки зрения канонически ничтожна. Все то что патриарх константинопольский совершил на Украине мы не признаем и не признаем.
- А если говорить в целом об отношениях Константинопольской и Московской патриархии?
- У нас сейчас отношений никаких нет. Диалог возможен, мы всегда открыты к диалогу, призываем к нему Константинопольский патриархат. Патриарх Кирилл специально ездил в Стамбул, чтобы побеседовать с патриархом Варфоломеем, но не был услышан. Патриарх Варфоломей предпочел путь монолога, а не диалога, результат этого на лицо.
- А если говорить об отношениях с Римской католической церковью, каковы перспективы сотрудничества?
- У нас хорошие перспективы сотрудничества по целому ряду направлений в том числе в сфере богословия и богословского образования, в сфере благотворительности и социального служения. Мы развиваем совместные проекты, связанные с помощью христианам Ближнего Востока. Новый импульс нашим отношениям придала историческая встреча Папы Франциска и Патриарху Кирилла, которая состоялась 12 февраля 2016 года. Мы сейчас работаем над тем, чтобы воплотить в жизнь все то, о чем договорились Папа и Патриарх.
- Вопрос частного плана, в начале разговора вы кратко перечислили то, чем приходится заниматься ежедневно. Как складывается ваш рабочий день, как удается служить, заниматься богословием, творчеством?
- Давайте я вам расскажу про вчерашний день. Вчера я участвовал в конференции в Велико Тырново, потом посещал митрополита в Плевене, соответственно два с половиной часа я ехал на машине в Велико Тырново, потом полтора часа из Велико Тырново в Плевен и еще два часа из Плевена в Софию. Итого в дороге провел шесть с половиной часов. Это время я работал за компьютером и довольно много сделал того, что накопилось. Я ежедневно обрабатываю чемодан документов и часть этих документов, многостраничных документов, требует работы на компьютере. Я использую такие возможности для работы с документами в самолете, в автомобиле. Меня часто спрашивают о том, как я успеваю делать то, что успеваю, совмещать служебную деятельность с богословской работой, с написанием книг, но так я работаю уже многие годы, для меня это привычно. Я монах, я не обременен семьей, мне не надо утром собирать детей в школу, а вечером их встречать, заниматься уроками. Вся моя деятельность сосредоточена на том, что мне поручено священоначалие в церкви. С божьей помощью я много успеваю.
- Заключительный вопрос об отношениях церкви со светской властью, которые стали достаточно близкими и дружелюбными, несмотря на то, что церковь отделена от государства, а государство от церкви.
- Отделение церкви от государства этот тот основополагающий принцип на котором в России строятся взаимоотношения между церковью и государством. Мы не можем себе представить такую ситуацию, когда бы президент России диктовал церкви какое у нее должно быть устройство или ездил в Константинополь за какой-нибудь бумагой, или потом разъезжал с ней по России и показывал ее в качестве достижения, в целях предвыборной борьбы. Все это для России совершенно немыслимо. У нас действительно и реально работает принцип разделения государства и церкви, который совершенно не работал на Украине при президенте Порошенко. Но отделение не означает конфронтации, отделение означает то, что мы - церковные люди, не вмешиваемся в политику, а политики занимаются своим делом и не вмешиваются во внутреннюю жизнь церкви. Но соработничество существует во многих областях, в том числе в сфере благотворительности, в сфере охраны памятников архитектуры и культуры. Если строится новый храм, то он строится на деньги церкви, государство не помогает. Но если в центре Москвы стоит храм, который является памятником архитектуры, или не в центре Москвы, а в Ярославской, Псковской или Новгородской областях, где множество храмов XII - XV - XVI веков, то естественно, что государство в той или иной мере обязано заботиться об этих храмах и здесь существуют различные программы, построенные на соработничестве государства и церкви. Например в Москве существует программа реставрации памятников архитектуры, храмов, которые имеют этот статус, эти работы наполовину субсидируются государством, а вторую половину должна изыскать церковь. Именно так мы восстановили комплекс Черниговского патриаршего подворья, где располагается наша общецерковная аспирантура. Мы нашли большие средства благодаря многим благотворителям, которые вошли в наблюдательный совет нашего учебного заведения под руководством нашего Святейшего Патриарха Кирилла, но мы также для этого получили и субсидии города Москвы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs