Визиты президента России Владимира Путина в Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты многие журналисты и эксперты уже назвали историческими. Глава российского государства только во второй раз посетил эти две страны, играющие огромную роль на Ближнем Востоке.
Последние десятилетия отношения стран долго оставались в замороженном состоянии, и, фактически, сейчас они стартуют практически с нуля. Это во многом стало возможно после успехов России в сирийской операции. Именно в 2015 году действия России приобрели совершенно другое звучание в регионе, и сейчас, когда Россия продемонстрировала, что способна решать сложные проблемы, а регион стоит на пороге прямого военного столкновения между арабскими странами и Ираном, Ближний Восток как никогда нуждается в новой системе безопасности и таком посреднике как Россия.
Может ли Россия содействовать в перестройке архитектуры безопасности региона и способствовать созданию на Ближнем Востоке региональных институтов безопасности, которые поддерживали бы мир в регионе? Насколько возможно сотрудничество России, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов в разрешении военных конфликтов в Йемене и Ливии? Как можно оценить итоги визита Владимира Путина В Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию? На эти вопросы ответили участники круглого стола в пресс-центре МИА “Россия сегодня”, прошедшего по итогом визита Владимира Путина в Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты.
Сирийская операция имела для России колоссальный репутационный эффект. Именно результаты сирийской кампании привели Москву в Эр-Рияд и Абу-Даби, где нога Москвы последний раз ступала двенадцать лет назад. По мнению старшего преподавателя Департамента политической науки НИУ ВШЭ и эксперта РСМД Григория Лукьянова, сейчас настало время, когда российскую репутацию нужно превратить в реальные деньги, а именно в доходы для государственного бюджета и российских компаний. “Первое направление - это Сирия, которую восстанавливать достаточно дорого, но все, что дорого может быть и основой для получения прибыли. Поэтому российские компании, безусловно, рассматривают каждый проект, который находится под их контролем, как площадку для привлечения иностранных инвестиций, иностранных соучредителей и создания больших капиталов”, - отмечает Лукьянов. - “В этом процессе Россия видит неотъемлимую роль и участие Саудовской Аравии, ОАЭ и других стран в качестве не только финансовых спонсоров, но и участников этого процесса”.
Уже сейчас представители Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов обращают внимание на сирийский рынок. Месяц назад они впервые с начала сирийского конфликта приняли участие в Дамасской международной ярмарке, несмотря на то что дипмиссия США назвала участие в ней “неприемлемым”.
Помощник заместителя председателя Совета Федерации РФ и заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов отметил, что если еще четыре года назад главной задачей, стоящей перед Россией и Саудовской Аравией было сделать так, чтобы их отношения не зависели от региональных проблем, то сейчас эта задача в значительной степени выполнена. “Несмотря на определенные разночтения по вопросу Сирии и Йемена, эти нюансы не мешают нам решать главные задачи. Я думаю, что мы продвинулись к выравниванию наших отношений как никогда раньше”, - полагает Андрей Бакланов.
По итогам визита страны подписали несколько десятков документов, касающихся развития двусторонних отношений. Прежде всего, эти договоры связаны с выстраиванием торгово-экономических связей между странами. Россия открыла в Эр-Рияде представительство ведущего инвестиционного агентства. Кроме того, российские и саудовские компании подписали ряд соглашений о взаимных инвестициях в сельское хозяйство, сектора нефтехимии, развитие железных дорог, на общую сумму в два миллиарда долларов.
Кроме того, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты важны для России как рынки для экспорта российской продукции. Как отметил член Комитета Госдумы РФ по международным делам Расул Боташев, встреча лидеров - это определенный сигнал не только для бизнеса Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, но и для всего региона. Боташев отметил, что торговые связи с Ближним Востоком могут стать заменой товарообороту с Европой, который сократился в два раза из-за наложенных на Россию санкций. “С учетом того, что на импорт приходится 98 процентов потребления в Саудовской Аравии и ОАЭ, у России есть огромный потенциал для экспорта технологий и сельхозпродукции, особенно учитывая такое количество населения”, - отметил он.
Так же Андрей Бакланов заметил , что России нужно учитывать, что население Ближнего Востока через какое-то время далеко перейдет планку миллиарда и превысит население Европы. “Для торгово-экономических связей это важная вещь, поэтому, на мой взгляд, наши отношения должны быть в приоритете”, - резюмировал Бакланов.
Однако несмотря на существенное развитие торговых связей, в экономических отношениях между странами еще остаются важные вопросы, которые пока не удается решить. “Самая большая проблема в том, что существует немалое количество государственных, окологосударственных и негосударственных агентств - Российско-иранский деловой совет, Фонд поддержки экспорта и так далее, в то время как нужно объединить усилия и создать более крупный орган, куда можно было бы обратиться любому предпринимателю, а если речь идет об арабских и африканских странах, то это прежде всего поле деятельности среднего бизнеса”, - считает он.
Энергетическая безопасность
Тем не менее, по мнению Григория Лукьянова, торговля между странами будет в обозримой перспективе играть второстепенную роль, уступая место более важным задачам, таким как энергетическая безопасность. Во время визита Владимира Путина в Саудовскую Аравию была подписана Хартия долгосрочного сотрудничества между странами ОПЕК и странами, не входящими в картель, или ОПЕК+, которая позволит странам ОПЕК и России регулировать цены на нефть. “События 2014-2015 года, когда падение цен на нефть сильно ударило по странам-экспортерам нефти, показали, что нет ничего более разрушительного, чем непредсказуемый рынок”, - отмечает Лукьянов.
В конце 2016 года Россия начала координацию со странами ОПЕК. ОПЕК+ накладывает обязательства по ограничению добычи нефти и России в рамках данного соглашения придется сократить добычу нефти. Однако это позволит выработать единый механизм между странами, входящими в ОПЕК+, для того чтобы рынок был более предсказуем и можно было контролировать цены на нефть. “Поскольку США сейчас работает и против нас и против Саудовской Аравии повышая свою добычу и снижая цены на нефть, единственное что мы можем делать - это кооперироваться и организовывать картельный сговор в рамках ОПЕК чтобы не допустить снижения цен”, - отмечает Лукьянов.
Сейчас Россия увеличивает свою прибыль включаясь в проекты в Ираке, в Саудовской Аравии и в Египте. Таким образом, Россия увеличивает долю своих партнеров и в то же самое время сама получает прибыль, так как является участником проектов “В общем, это игра в долгую, игра чтобы наработать связи, войти на другие рынки и обрести партнеров, которые заинтересованы в нас и в том чтобы нас поддерживать. То есть задача России сейчас не противопоставлять себя ОПЕК, не конкурировать с ней, а сотрудничать с ней во многом против американской политики по сбиванию цен”, - резюмирует Лукьянов.
Новая система безопасности
Однако энергетическая безопасность полностью завязана на региональной безопасности, что и показали атаки на объекты энергетического комплекса Саудовской Аравии, которые произошли 14 сентября. В результате, нефтяной экспорт в Саудовской Аравии упал в два раза. В нескольких странах региона постоянно происходят военные столкновения, в которых активное участие принимают как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, так и другие ближневосточные страны. “Сегодня страны региона как никогда ранее вовлечены в конфликты за пределами региона. Речь идет прежде всего об ОАЭ, которые впервые в своей истории вовлечены столь активно в конфликт в Йемене и в Ливии. Кроме того, ОАЭ расширяет свое экономическое и военное присутствие в зоне Баб-эль-Мандебского пролива, это Сомали, Эритрея и Эфиопия”, - подчеркивает Григорий Лукьянов.
Кроме того, кризис в Персидском заливе может в любой момент привести к прямому военному столкновению между арабскими странами и Ираном. По мнению Григория Лукьянова, именно сейчас назрела большая необходимость в перестройке архитектуры безопасности в регионе, которая была построена на Ближнем Востоке после вторжения США в Ирак, когда влиятельная региональная держава превратилась в постоянную угрозу безопасности региона. Совет Сотрудничества Арабских Государств, некогда считавшийся единственной региональной организацией, способной на обеспечение безопасности в регионе, перестал быть таковым. “Мы видим, что катарский кризис ее сначала блокировал, а на фоне прошедших в этом году провокаций в Ормузском проливе, мы видим, что никакие механизмы которые вырабатывались в рамках Совета Сотрудничества в сфере обеспечения безопасности, предотвращения угроз, не работают”, - подчеркивает Лукьянов.
Таким образом, отреагировав за внутренний запрос в регионе, Россия предложила свою концепцию коллективной безопасности в зоне залива, которая в условиях коллапса прежней архитектуры безопасности региона, может прозвучать достаточно актуально.
Система безопасности, которая существовала в заливе в последнее десятилетие, основывалась на постоянном военном присутствии внерегиональных сил в регионе, прежде всего Великобритании и США. “Военная мощь США которая стала краеугольным камнем системы безопасности в Заливе, венчаемая авианосными группировками, сейчас оказалась неспособна хоть как-то повлиять на ситуацию”, - отмечает Григорий Лукьянов.
Концепция коллективной безопасности в зоне залива, предложенная Москвой, как раз ставит перед собой цель создание региональных институтов безопасности, которые были бы способны сами договариваться, сами справляться с региональными проблемами, без участия внешних сил. Следовательно, выстраивание такой системы могло бы создать лучшие условия для бизнеса и благоприятный климат для иностранных инвестиций. Как подчеркивает заместитель директора Института прогнозирования и урегулирования политических конфликтов Александр Кузнецов, именно для предотвращения больших конфликтов Россия предложила свой проект региональной системы безопасности на Ближнем Востоке. “Это некий аналог Организации по Безопасности и Сотрудничества в Европе. Новая система безопасности нужна прежде всего для того чтобы внерегиональные силы, прежде всего США, не могли использовать конфликтный потенциал для достижения своих целей”, - подчеркивает Александр Кузнецов.
Шанс на новый мир
Пока что однозначной реакции на предложенные Россией принципы со стороны стран залива не последовало. Комментируя предложенную Москвой концепцию коллективной безопасности в зоне залива, министр иностранных дел Саудовской Аравии уклончиво ответил, что Саудовская Аравия открыта для разговора со всеми друзьями. Но пока существует такой большой конфликтный потенциал между странами региона, сложно говорить о таком уровне сотрудничества.
С другой стороны, Москва может двигаться в направлении предложенной концепции безопасности предлагая свое посредничество в урегулировании конфликтов внутри региона. И действительно, видны определенные шаги в данном направлении. Александр Кузнецов отмечает, что новое руководство Саудовской Аравии, пришедшее к власти в 2015 году, во многом переосмыслило позицию по Сирии - была в разы сокращена помощь сирийской оппозиции. “Но пока не удаётся установить полноценные отношения между Саудовской Аравией и Сирией в полном объеме. Может, это дело недалекого будущего. Например, ОАЭ и Бахрейн уже открыли свое посольство в Дамаске”, - подчеркивает Кузнецов.
Кроме того, по словам Кузнецова, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман в одном из последних интервью отверг военный путь решения проблем с Ираном и фактически дал понять, что готов к переговорам. Что касается йеменского конфликта, Кузнецов отмечает, что постоянно ведутся переговоры и консультации. “Им нужно решать проблемы, потому что если большая война начнётся, то не одно из этих государств не сможет экспортировать нефть. Поэтому здесь роль России очень велика и она будет активизироваться”, - отмечает Кузнецов.
Россия действительно сегодня находится в уникальном положении, имея возможность контактировать с враждующими сторонами в регионе. Лукьянов подчеркивает, что это уникальное положение России как раз та основа, которая дает возможность России подумать, что действительно может сделать Россия для урегулирования не просто отдельных конфликтов, а модернизации всей системы отношений в регионе. И учитывая подход Москвы к системе безопасности на Ближнем Востоке, хорошо было бы если Владимир Путин провел турне по региону и посетил не только Эр-Рияд и Абу-Даби, но также Доху, Багдад, Тегеран и Дамаск.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs