В 70 лет я стал следовать стремлениям
сердца, не преступая установлений.
Конфуций
В текущем году Россия и КНР отмечают знаменательный юбилей - 70-летие установления дипломатических отношений. Китайская Народная Республика была образована 1 октября 1949 года, и уже на следующий день Советский Союз стал первым, кто признал молодое государство.
В истории двусторонних контактов были разные периоды, однако сегодня можно уверенно утверждать, что определяющим стал вектор на добрососедство, дружбу и сотрудничество. Особенно яркими успехами отмечены последние три десятилетия, когда стороны не только вернулись к традициям товарищества 1950-х годов, но и сумели придать взаимоотношениям новое качество.
Ключевые вехи на этом пути - полная нормализация двусторонних связей в 1989 году, установление стратегического партнерства в 1996 году, подписание Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве в 2001 году, создание Шанхайской организации сотрудничества, решение пограничного вопроса, выход на уровень всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия.
Сейчас российско-китайские отношения отличаются мощной, устойчивой динамикой и по праву характеризуются как лучшие в своей истории. Они базируются на прочном фундаменте взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела друг друга, исключающем привнесение конъюнктурного содержания в двусторонний диалог. Такой формат позволяет не только сохранять наработанный позитив, но и эффективно уплотнять взаимодействие, выходить на решение самых чувствительных вопросов.
При этом наши страны не останавливаются на достигнутом и на постоянной основе обогащают диалог новым содержанием. Главной движущей силой на этом пути выступают интенсивные и доверительные контакты лидеров. Президент Российской Федерации В.В.Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин начиная с 2010 года встречались 31 раз, в том числе дважды в текущем году - «на полях» второго Международного форума высокого уровня «Один пояс - один путь» в апреле и в рамках государственного визита китайского руководителя в Россию в июне.
По итогам саммита подписано Совместное заявление о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в котором обозначен выход российско-китайских отношений на новые рубежи. В документе зафиксировано, что стороны будут оказывать друг другу еще более решительную и энергичную стратегическую поддержку по всем направлениям, акцентирован устойчивый и стабильный характер двусторонних отношений, их неподверженность влиянию извне, определены перспективные направления дальнейшего развития взаимодействия в практических областях и мировых делах. Консолидированная реакция Москвы и Пекина на линию США и ряда их союзников на фактический слом действующих инструментов обеспечения стратегической безопасности отражена в Совместном заявлении об укреплении глобальной стратегической стабильности в современную эпоху.
Диалог на высшем уровне дополняется эффективной работой разветвленных и разноплановых механизмов межгосударственного взаимодействия, включая регулярные встречи глав правительств, руководства парламентов, консультации по линии Администрации Президента Российской Федерации и Канцелярии ЦК КПК, высоких представителей по стратегической безопасности и вопросам общественной безопасности, правопорядка и юстиции, заседания пяти возглавляемых вице-премьерами межправительственных комиссий (по подготовке вышеупомянутых встреч глав правительств, инвестиционному, энергетическому и гуманитарному сотрудничеству, по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона России и Северо-Востока КНР), а также входящих в их состав порядка 60 подкомиссий и рабочих групп. Налажены прямые связи между всеми основными министерствами и ведомствами. Заключено более 200 договоров и соглашений, регулирующих двустороннее взаимодействие в различных сферах.
Высокая степень политического доверия позволила сторонам добиться значимых результатов в развитии военного и военно-технического сотрудничества. Интенсивные контакты осуществляют руководители оборонных ведомств. С 2005 года проводятся совместные военные учения «Мирная миссия». В крупнейших в современной истории России маневрах «Восток-2018» в сентябре прошлого года впервые участвовали 3,5 тыс. военнослужащих Народно-освободительной армии Китая. Динамично расширяется взаимодействие и в других приоритетных областях - борьбе с терроризмом, организованной преступностью и незаконной миграцией, оповещении и обмене информацией при трансграничных чрезвычайных ситуациях экологического характера.
В 2020 году Россия и КНР будут отмечать 75-летие Победы во Второй мировой вой-
не. Наши страны были союзниками в борьбе с германским фашизмом и японским милитаризмом, приняли на себя их главный удар, прошли через трагические испытания, понесли наибольшие людские потери. Мы придерживаемся схожих взглядов на причины, ход и итоги Второй мировой войны, единым фронтом выступаем против попыток фальсифицировать историю, героизировать нацистов, милитаристов и их пособников. В России ценят бережное отношение китайских друзей к расположенным на территории КНР мемориалам павших воинов Красной армии.
Продолжается слаженная работа по продвижению всего комплекса двусторонних связей на основе Планов действий по выполнению положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В настоящее время успешно реализуется четвертый по счету документ, рассчитанный на период с 2017 по 2020 год.
С каждым годом углубляется кооперация в практических областях. В 2018 году двусторонний товарооборот преодолел отметку в 100 млрд. долларов, продемонстрировав рекордные темпы роста (+24,5% к 2017 г.). По итогам первого квартала текущего года позитивные тенденции в торговой сфере удалось закрепить. Самый большой объем внешней торговли нашей страны приходится на Китай. Россия, в свою очередь, вышла на 11-е место среди основных торговых партнеров КНР.
Одновременно улучшаются качественные параметры и структура двусторонней торговли, растут взаимные поставки высокотехнологичных товаров. Повышается взаимная заинтересованность в расширении инвестиционного сотрудничества. Из 70 утвержденных на высшем уровне приоритетных двусторонних проектов общей стоимостью 120 млрд. долларов успешно завершены 11, еще 15 - в стадии активной реализации. Ведется работа по подключению банковских структур двух стран к созданию инвестиционных фондов и адресному финансированию взаимных капиталовложений.
Россия и Китай намерены внедрять практику расчетов в национальных валютах. Важным шагом к дальнейшему расширению использования рубля и юаня в двусторонней торговле, обеспечению бесперебойности банковского обслуживания сделок в условиях нестабильности на глобальных рынках стало подписание в июне этого года межправительственного соглашения о расчетах и платежах.
Успешно продвигается взаимодействие в сельскохозяйственной сфере. В прошлом году двусторонний товарооборот сельхозпродукции вырос на четверть и продолжает увеличиваться. Последовательно работаем с китайскими партнерами над взаимным открытием рынков для зерновой, молочной и животноводческой продукции. Серьезное внимание уделяется реализации планов по развитию сельского хозяйства Дальнего Востока и Байкальского региона России и Северо-Востока Китая.
Важнейшим направлением масштабного долгосрочного сотрудничества является энергетика. За последние десять лет российские компании экспортировали в КНР более 300 млн. тонн нефти, 55 млн. тонн нефтепродуктов, 150 млн. тонн угля и 20 млрд. кВт∙ч электроэнергии.
Бесперебойно функционирует российско-китайский нефтепровод «Сковородино - Мохэ», завершены работы по строительству его второй нитки. По итогам прошлого года Россия вышла на первое место среди поставщиков сырой нефти в Китай.
В декабре текущего года ожидается запуск в эксплуатацию первого российско-китайского газопровода, по которому в течение 30 лет планируется ежегодно поставлять в Китай по 38 млрд. куб. метров «голубого топлива». Продолжается обсуждение перспектив поставок российского природного газа в КНР по «западному» маршруту.
Наращивается взаимодействие в области производства и сбыта сжиженного природного газа. В ноябре прошлого года с опережением графика запущена третья очередь завода «Ямал СПГ», значительная доля в котором принадлежит китайским инвесторам. Начаты регулярные отгрузки ямальского газа в КНР. Подписаны контракты об участии китайских партнеров в еще более масштабном проекте - «Арктик СПГ-2» мощностью 20 млн. тонн СПГ в год.
Нашими странами накоплен многолетний опыт успешной кооперации в атомной энергетике. Надежно работают четыре ядерных энергоблока российского дизайна на Тяньваньской АЭС, достигнуты договоренности о строительстве двух дополнительных блоков на этой станции и еще двух на новой площадке - АЭС «Сюйдапу». Хорошие перспективы у сотрудничества по тематике реакторов на быстрых нейтронах.
Налажено прочное взаимодействие в области космоса. Выполняется пятая по счету программа сотрудничества в космической сфере, рассчитанная на 2018-2022 годы и охватывающая такие направления, как ракеты-носители и ракетные двигатели, исследование Луны и дальнего космоса, дистанционное зондирование Земли, электронная компонентная база космического назначения, мониторинг космического мусора, низкоорбитальная система спутниковой связи. Продвигается работа по применению навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и «Бэйдоу».
Россия и Китай намерены сообща развивать международные транспортные коридоры и с этой целью активнее задействовать потенциал Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.
Большое внимание уделяется развитию Северного морского пути (СМП), где создаются условия для круглогодичной навигации и транзита грузов за счет мероприятий по обеспечению безопасности мореходства, навигационно-гидрографическому обеспечению, строительству ледокольного флота и портовой инфраструктуры. Рассматривается возможность «стыковки» СМП с китайской инициативой «Морской Шелковый путь XXI века» и создания тем самым глобального конкурентоспособного маршрута, связывающего Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой.
Ведется планомерная совместная работа над формированием дополнительных «точек роста» в области транспорта и логистики, в том числе в контексте совершенствования трансграничной инфраструктуры. Завершается строительство международного железнодорожного моста Нижнеленинское - Тунцзян в Еврейской автономной области. Проведена церемония стыковки трансграничного автомобильного мостового перехода Благовещенск - Хэйхэ в Амурской области. В 2020 году оба объекта будут сданы в эксплуатацию, что существенно улучшит транспортное сообщение и создаст благоприятные условия для масштабного наращивания хозяйственных связей, прежде всего между сопредельными регионами двух стран.
Еще один значимый «блок» сотрудничества - обеспечение стабильного российско-китайского режима границы, проверка линии ее прохождения, охрана окружающей среды в приграничных областях, мониторинг качества водотоков, распределение трансграничных водных ресурсов, контроль за осуществлением берегоукрепительных работ, согласование режима плавания по пограничным рекам, координация развития отдельных приграничных территорий.
Важное значение придается межрегиональному измерению торгово-экономических, научно-технических и гуманитарных связей. Координационную роль в стимулировании практического взаимодействия между восточными регионами наших государств играет Межправительственная комиссия по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона России и Северо-Востока Китая. Эффективно работает формат «Волга - Янцзы», охватывающий субъекты Приволжского федерального округа (ПФО) и провинций верхнего и среднего течения реки Янцзы. В конце мая текущего года в Чебоксарах состоялось очередное заседание Совета по сотрудничеству данного механизма под председательством полномочного представителя Президента Российской Федерации в ПФО И.А.Комарова и члена Госсовета КНР Ван Юна. Подписано 14 соглашений о торгово-экономическом и гуманитарном сотрудничестве, проведен Форум Ассоциации вузов «Волга - Янцзы».
В июне этого года достигнута договоренность об учреждении новых форматов взаимодействия между Центральным федеральным округом и севером Китая, а также между Северо-Западным федеральным округом и приморскими регионами юго-востока КНР.
С успехом реализуется проект Годов межрегионального сотрудничества России и Китая (2018-2019 гг.), нацеленный в том числе на содействие развитию инфраструктуры, внедрение современных технологических решений, рост въездного туризма, вовлечение в совместные мероприятия сотен тысяч граждан, укрепление взаимопонимания между народами двух стран. В сентябре 2018 года в рамках IV Восточного экономического форума во Владивостоке проведен «круглый стол» глав регионов двух стран, в работе которого приняли участие лидеры России и Китая. Заметно активизировались контакты по линии муниципалитетов. 20-22 июня этого года в Рязани прошел I Российско-китайский муниципальный форум, который призван стать новой площадкой сотрудничества на местном уровне.
На фоне обострения глобальной конкуренции за технологическое лидерство отчетливо вырисовывается роль инновационного вектора как новой движущей силы российско-китайского партнерства. В развитие хорошо зарекомендовавшей себя практики проведения перекрестных тематических годов 2020 и 2021 годы объявлены Годами научно-технического и инновационного сотрудничества. Достигнуты договоренности о создании фонда совместных научно-технических инноваций, дальнейшем расширении научно-образовательных обменов. Продвигается взаимодействие по таким «якорным» высокотехнологичным проектам в области авиастроения, как создание широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (CR929) и перспективного гражданского тяжелого вертолета. С обеих сторон подтверждается готовность развивать кооперацию в информационно-коммуникационной отрасли.
Обогащаются новым содержанием обмены с Китаем в гуманитарной области, в том числе в культурной, образовательной, туристической и других сферах, что способствует укреплению социальной базы стратегического партнерства.
Проводятся ежегодные перекрестные фестивали культуры. Россию и Китай посещают ведущие театральные коллективы двух стран, организуются музейные выставки. Осуществляется сотрудничество по совместному производству кинематографической продукции. Отечественные фильмы с успехом демонстрируются в КНР на широком экране в коммерческом прокате.
Дан старт проекту совместного университета в Шэньчжэне, в котором уже обучаются 325 человек. В перспективе число студентов и аспирантов планируется увеличить до 5 тысяч. Всего в России сейчас учатся более 35 тыс. граждан КНР, в Китае - около 20 тыс. россиян.
Залогом крепкой дружбы, добрососедства и сотрудничества двух стран в будущем служат контакты молодежи, визиты делегаций молодых парламентариев и представителей деловых кругов, совместные спортивные, культурные, образовательные мероприятия.
С удовлетворением отмечаем высокие темпы роста туристических обменов, что свидетельствует об устойчивом взаимном интересе россиян и китайцев к культуре и традициям страны-партнера. В прошлом году Поднебесную посетили около 2,2 млн. наших соотечественников, а в России побывали более 1,7 млн. граждан КНР.
Регулярно проводятся заседания двусторонней подкомиссии по сотрудничеству в области средств массовой информации. Важную роль во взаимодействии на данном направлении играют ежегодные российско-китайские медиафорумы, участие в которых принимают представители руководства госорганов и ведущих СМИ наших стран. В КНР осуществляют вещание три российских телеканала - «РТР-Планета», «Russia Today» и «Катюша».
Ведется продуктивный диалог по религиозной тематике по линии двусторонней Группы по контактам и сотрудничеству в религиозной сфере.
Активно развивается народная дипломатия под эгидой Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, а также обществ российско-китайской и китайско-российской дружбы.
Символичным событием стало участие в июне этого года Президента В.В.Путина и Председателя Си Цзиньпина в церемонии передачи Московскому зоопарку привезенной из Китая пары больших панд, что продемонстрировало особый характер дружественных отношений между нашими государствами.
Россия и Китай все плотнее взаимодействуют на международной арене. В силу общности взглядов на ситуацию в мире и на перспективы ее дальнейшего развития наши подходы к большинству вопросов глобальной и региональной повестки дня, как минимум, близки, а чаще полностью совпадают. Яркое тому свидетельство - тематические совместные заявления, регулярно принимаемые на уровне руководителей государств или глав внешнеполитических ведомств двух стран.
Москва и Пекин неизменно выступают за полицентричное мироустройство. Современная международная система эволюционирует в данном направлении - это объективный процесс, который можно лишь ускорять или сдерживать, но не остановить. Строго говоря, мир уже перестал быть однополярным. К настоящему времени сформировались несколько «полюсов» в виде как отдельных государств, включая Россию и Китай, так и межгосударственных объединений, и их количество, судя по всему, будет увеличиваться. Такая форма международной архитектуры призвана обеспечить устойчивый баланс сил, больший учет интересов различных членов мирового сообщества, в том числе развивающихся.
При этом, как мы с китайскими друзьями постоянно подчеркиваем, крайне важно сохранять ведущую роль ООН в глобальном управлении, обеспечивать верховенство международного права, выстраивать межгосударственные отношения на принципах взаимного уважения и учета интересов, справедливости, взаимовыгодного сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга, отказа от конфронтации и конфликтов.
Общность взглядов и подходов - основа для плотного взаимодействия наших государств на всех ведущих многосторонних площадках. Главная из них - это, естественно, ООН как универсальная, самая представительная и авторитетная международная организация. Плотно, в режиме реального времени координируем с Пекином работу в Совете Безопасности, Генеральной Ассамблее, спецучреждениях ООН. Противодействуем попыткам подменить ооновскую систему «альтернативными» механизмами с узким кругом участников, а также заместить международное право некими «правилами», на которых, по мнению их пропонентов, должен основываться миропорядок.
С расширением состава членов открылись новые горизонты для развития Шанхайской организации сотрудничества. Россия и Китай стояли у истоков ее создания, совместно с другими входящими в нее государствами приложили немало усилий для того, чтобы за 18 лет существования ШОС превратилась в одно из влиятельнейших региональных объединений. Настроены и дальше сообща делать все для углубления многовекторного и разноуровневого взаимодействия внутри Организации, повышения ее влияния на международную обстановку.
С удовлетворением отмечаем укрепление сотрудничества в рамках БРИКС. Повышается авторитет объединения, о чем свидетельствует интерес многих стран к партнерству с ним - оптимальным инструментом для такого взаимодействия стал недавно введенный в практику формат «БРИКС плюс». Россия и Китай со своей стороны всеми силами содействуют развитию БРИКС, поиску точек соприкосновения интересов пяти государств, наполнению практического сотрудничества новым содержанием.
Предпринимаем вместе с китайскими и индийскими коллегами меры по углублению и расширению диалога Россия - Индия - Китай. Встреча лидеров трех стран, состоявшаяся после длительного перерыва в ноябре прошлого года в Буэнос-Айресе «на полях» саммита «Группы двадцати», позволила вывести данный механизм на новый уровень. Мощный импульс его развитию придала очередная встреча в верхах, прошедшая 28 июня текущего года в Осаке. Учитывая особый характер нашего партнерства с Пекином и Нью-Дели, а также серьезные позитивные сдвиги в китайско-индийских отношениях, можно рассчитывать на то, что формат РИК станет еще одним существенным фактором в формировании полицентричного мироустройства, созидательной силой в обеспечении региональной стабильности и продвижении интеграционных процессов на пространстве Евразии.
Развивается и другой перспективный механизм трехстороннего взаимодействия - Россия - Монголия - Китай (РМК). 14 июня этого года по завершении саммита ШОС в Бишкеке успешно прошла очередная встреча лидеров трех стран. Реализуются утвержденные главами государств «Дорожная карта» тройственного сотрудничества и Программа создания экономического коридора РМК. Настроены продолжить в полной мере раскрывать потенциал практического взаимодействия в данном формате, в том числе путем сопряжения национальных и региональных интеграционных проектов.
Президент В.В.Путин выдвинул, а китайские друзья поддержали инициативу построения Большого Евразийского партнерства (БЕП) - единого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана, на котором на основе открытости, транспарентности и взаимного учета интересов будут сопряжены потенциалы различных интеграционных форматов, в первую очередь ЕАЭС, китайского проекта «Один пояс - один путь», ШОС и АСЕАН, а в перспективе, возможно, и ЕС. Первые шаги на пути к БЕП уже сделаны: в мае прошлого года подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и КНР - с другой.
Год за годом плотно контактируем с Китаем по проблемам глобальной экономики, международной торговли и финансов, вопросам противодействия протекционизму и односторонним санкциям. Уделяем серьезное внимание наращиванию двустороннего взаимодействия в профильных форматах, в первую очередь в ВТО, «Группе двадцати» и АТЭС. Что касается двух последних, то рассматриваем их как оптимальные платформы для обсуждения путей формирования архитектуры равноправных и взаимовыгодных экономических отношений, а также для противодействия протекционистским устремлениям отдельных стран.
С единых позиций выступаем на асеановских площадках (Восточноазиатские саммиты, АРФ, «СМОА плюс») за построение равной и неделимой архитектуры безопасности в АТР. В этом плане негативно относимся к западным «Индо-Тихоокеанским стратегиям», которые ведут к созданию новых разделительных линий в регионе и имеют откровенно антироссийский и антикитайский подтекст.
Сообща с Пекином противодействуем попыткам ряда сил размыть сложившееся к настоящему времени понятие стратегической стабильности, подменить ее неким «новым видением», что может привести к разрушению целого ряда важных договоренностей в сфере контроля над вооружениями, распространения и нераспространения и в итоге - к разбалансировке сил и новой гонке ядерных и неядерных вооружений.
На фоне ускоряющегося развития высоких технологий серьезную обеспокоенность вызывает ситуация в сфере международной информационной безопасности. С одной стороны, США и их союзники бездоказательно обвиняют Россию и КНР в кибератаках, а с другой - хотят узаконить право силовой реакции на гипотетические угрозы в виртуальном мире. Это неприемлемо ни для нас, ни для китайских партнеров.
Что касается региональных дел, то необходимо упомянуть в первую очередь ситуацию на Корейском полуострове. Сейчас она развивается фактически в соответствии с прописанной в Совместном заявлении МИД России и МИД КНР от 4 июля 2017 года «Дорожной картой», во многом благодаря которой удалось заметно снизить накал обстановки в субрегионе и запустить переговорные процессы в различных форматах. Предпринимаемые нами усилия направлены не только на деэскалацию напряженности вокруг КНДР, но и на решение более комплексной задачи - формирование механизма мира и безопасности во всей Северо-Восточной Азии.
Москва и Пекин все теснее координируют шаги в деле международного сопровождения внутриафганского урегулирования. Основной площадкой для реализации этой цели служат Московский формат консультаций, объединивший всех соседей Афганистана и большинство политических сил этой страны, а также Контактная группа ШОС - Афганистан.
Пекин повышает свой профиль в сирийских делах, что с учетом заметного улучшения ситуации в САР открывает перспективы участия КНР наряду с Россией и другими государствами в постконфликтном восстановлении этой страны. Настроены на самое тесное сотрудничество с китайскими партнерами в решении насущных проблем Сирии, содействии скорейшей нормализации жизни сирийского народа. Высоко оцениваем российско-китайское взаимодействие в противодействии безапелляционным попыткам Запада обвинить Дамаск в химических атаках и в этом контексте навязать Организации по запрещению химического оружия несвойственные ей атрибутивные функции.
Несмотря на отказ США от исполнения резолюции СБ ООН 2231, которой был утвержден Совместный всеобъемлющий план действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы, Россия и Китай как ответственные члены мирового сообщества продолжают предпринимать усилия по сохранению этой международной договоренности. Считаем ее крайне важной не только для поддержания глобального режима нераспространения, но и в плане обеспечения условий для нормального взаимодействия с Ираном, защиты интересов российских и китайских экономических операторов в этой стране.
Попытки незаконной смены власти в Венесуэле при активном содействии извне вызывают у здравомыслящих людей резко негативную реакцию. В Москве и Пекине не приемлют «цветные революции», под какими бы привлекательными лозунгами они ни проходили. Единственно приемлемый путь урегулирования ситуации в Боливарианской Республике - запуск внутривенесуэльского диалога между конфликтующими сторонами с целью выйти на политическое, правовое разрешение кризиса. Что касается международного сообщества, то оно - тут мы тоже едины с Пекином - должно содействовать этому процессу, а не вмешиваться во внутренние дела суверенного государства.
Эти и многие другие международные проблемы остаются в поле самого пристального внимания наших стран. Наиболее актуальные темы регулярно обсуждаются на высшем уровне, а также по линии внешнеполитических ведомств. Министры иностранных дел России и КНР только в 2018 году встречались шесть раз, в текущем году - уже трижды. На ежегодной основе на уровне заместителей министров иностранных дел и профильных подразделений МИД проводятся консультации по самому широкому кругу вопросов. Дипмиссии наших государств в других странах и при международных организациях также находятся в самом тесном контакте. Все это - показатель плотности российско-китайского стратегического взаимодействия.
К празднованию 70-летия установления дипломатических отношений наши страны подошли с весьма внушительным багажом и еще более амбициозными задачами. Российско-китайские отношения вступают в новый этап развития. Дальнейшее их углубление по всем направлениям - веление времени, отвечающее интересам народов двух государств, способствующее обеспечению безопасности и стабильности в региональном и глобальном измерениях, достижению идеалов прочного мира и устойчивого развития.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs