Вопрос: В последние годы отношения с Суринамом отличаются динамизмом. Не могли бы Вы подробнее рассказать о том значении, которое Вы придаете этому историческому визиту в Суринам в контексте стремления России активизировать отношения со странами Карибского региона?
С.В.Лавров: Согласен, что в последние годы российско-суринамские отношения приобрели новую динамику. Этому способствовал ряд знаковых событий: первый в истории наших связей визит Министра иностранных дел Суринама И.Д.Поллак-Бигли в Россию в октябре 2017 г., а также подписание двух основополагающих документов, формирующих базу двустороннего сотрудничества, – Договора об основах отношений и Межправительственного соглашения об условиях отказа от визовых формальностей при взаимных поездках граждан наших стран.
Рассматриваем Суринам в качестве важного партнера в деле развития многопланового сотрудничества с государствами Карибского сообщества (КАРИКОМ). Нацелены на наращивание сотрудничества с этим субрегионом в таких приоритетных областях, как содействие устойчивому развитию, оказание помощи в преодолении последствий стихийных бедствий, подготовка кадров для дипломатических, правоохранительных ведомств и чрезвычайных служб карибских государств, наращивание образовательных, туристических, культурно-гуманитарных, спортивных обменов, продвижение экономических инициатив.
Такой подход был подтвержден и в ходе моего недавнего визита в Парамарибо, где мы детально обсудили перспективные совместные проекты в обозначенных областях. Теперь перед нами стоит общая задача по практической реализации достигнутых договоренностей. Российские министерства и ведомства уже энергично работают в этом направлении.
С удовлетворением констатирую, что наши государства плотно взаимодействуют на многосторонних площадках, прежде всего в ООН. Со своей стороны готовы к расширению внешнеполитической координации с опорой на международное право.
Вопрос: Вы приняли участие в состоявшейся недавно встрече БРИКС в Бразилии. Как Вы оцениваете развитие событий в БРИКС и влияние данного объединения с учетом изменений, наблюдаемых на геополитическом ландшафте?
С.В.Лавров: В условиях нарастающей турбулентности в мировой политике и экономике сотрудничество в рамках БРИКС остается примером того, как необходимо выстраивать многостороннее взаимодействие – на основе принципов учета интересов друг друга и консенсуса при принятии важных совместных решений.
Ярким воплощением такой философии стала прошедшая 26 июля с.г. полноформатная встреча мининдел БРИКС в Рио-де-Жанейро. Мы предельно откровенно обсудили актуальные проблемы глобальной и региональной повестки дня. Дискуссия подтвердила совпадение или близость подходов стран «пятерки» по широкому кругу вопросов поддержания международного мира и безопасности. Мы высказались в пользу углубления координации на ключевых многосторонних площадках – ООН, «Группе двадцати», ВТО. Условились активизировать совместные усилия по противодействию терроризму и транснациональной оргпреступности, а также в сфере международной информационной безопасности.
Наращивание стратегического партнерства по линии БРИКС – в числе приоритетов внешней политики России. В этой связи не может не радовать, что диалог в рамках объединения «пятерки» за последние годы набрал очень хороший темп. За время своей деятельности – а в этом году под бразильским председательством состоится уже XI саммит – «пятерка» стала одной из важных опор формирующейся более справедливой и демократической многополярной архитектуры мироустройства. Государства БРИКС твердо привержены ключевым принципам и нормам международного права. Мы – последовательные противники любых односторонних, не получивших поддержку Совета Безопасности ООН действий, включая вмешательство во внутренние дела или санкционное давление. Все участники разделяют принцип безальтернативности политико-дипломатического урегулирования конфликтов. Мы едины в необходимости принятия правил ответственного поведения государств в информационном пространстве, а также юридически обязывающего режима, не допускающего размещения оружия в космосе.
Неотъемлемой составляющей партнерства остается экономика – тем более что сегодня по совокупной экономической мощи объединение БРИКС превзошло «Группу семи». Успешно работает Новый банк развития, который одобрил инвестиционные проекты на сумму более 10 млрд долл. Эффективно функционирует Пул условных валютных резервов, призванный содействовать поддержанию финансовой стабильности государств «пятерки».
Энергично развивается культурно-гуманитарное взаимодействие, контакты между людьми. Мероприятий в этом году запланировано немало. Упомяну только открывающееся в конце сентября Международное Биенале современного искусства в бразильской Куритибе, которое уже стало доброй традицией, и Академический форум БРИКС 11-12 сентября в Бразилиа.
Уверен: саммит БРИКС 13-14 ноября станет важной вехой в продвижении пятистороннего сотрудничества по всем трем магистральным направлениям стратегического партнерства – политическому, экономическому и гуманитарному.
Вопрос: Наши страны находятся далеко друг от друга и, тем не менее, как Вы уже неоднократно отмечали в ходе своего визита в Суринам, разделяют важные международно признанные принципы в рамках наших усилий по решению актуальных вопросов региональной и международной повестки дня. Какой Вы видите роль России в содействии обсуждению региональных вопросов и сохранении Латинской Америки и Карибского региона в качестве зоны мира?
С.В.Лавров: Вы совершенно правы, российско-латиноамериканское взаимодействие опирается на схожую внешнеполитическую философию, в основе которой – уважение национального суверенитета, приверженность международному праву, центральной и координирующей роли ООН в мировых делах.
Россия не смотрит на латиноамерикано-карибский регион через призму геополитических игр с «нулевой суммой». Наш диалог не направлен против третьих стран. Сотрудничество с ЛАКБ – самоценное направление российской внешней политики, работу на котором мы выстраиваем в прагматичном, деидеологизированном ключе.
К сожалению, в настоящее время ЛАКБ находится под серьезным давлением. Глубокую озабоченность вызывают попытки США переформатировать политический ландшафт Латинской Америки «под себя» – в духе возрожденной «доктрины Монро». По сути Вашингтон присвоил себе право, исходя из собственных трактовок, применять силу там, где заблагорассудится, чтобы свергать правительства, которые по тем или иным причинам его не устраивают.
Мы постоянно подчеркиваем, что подобные действия американской администрации подрывают основы региональной безопасности и стабильности, ведут к поляризации латиноамериканских обществ, а также идут вразрез с задачей построения в Латинской Америке «зоны мира», провозглашенной в Гаванской декларации на саммите СЕЛАК в январе 2014 г.
Россия последовательно выступает за политически единую и экономически устойчивую Латинскую Америку – только при этом условии регион сможет утвердиться в качестве одной из опор многополярного мироустройства. Нацелены на совместную работу со всеми, кто разделяет наши подходы, в интересах поддержания в ЛАКБ мира и стабильности. Хорошим подспорьем для такого взаимодействия остается Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (договор Тлателолко) – первый международно-правовой документ, устанавливающий безъядерный статус целого региона. Готовы к дальнейшему плодотворному сотрудничеству с латиноамериканскими партнерами по вопросам укрепления режима ядерного нераспространения.
источник: сайт МИД России
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs