ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

100 дней Зеленского: триумф победы и будущее страны

12:56 28.08.2019 • Денис Батурин, политолог

Эксперты высказывают о первых 100 днях Владимира Зеленского противоположные мнения по принципу наполовину полного, или наполовину пустого стакана. 

Что сделано за это время? Позволяет ли сделанное судить о будущих шагах президента Зеленского?

 

Внутренняя политика, или вопрос о власти. 

100 дней президентства Зеленского работает правительство бывшего президента Порошенко. Упущение? Договоренности? Кадровая слабость команды?

Получив в парламенте большинство (254 из 425 народных депутатов) Зеленский не обеспокоен ситуацией с формированием правительства и не спеша проводит консультации с группами влияния, выстраивая свою систему баланса, ожидая начала работы нового парламента. 

Досрочными выборами он переформатировал явно недружественный к нему орган власти и заложил мощную базу под формирование контролируемого им правительства и самого парламента. Под контролем президента Служба безопасности Украины, прокуратура, вопрос с МВД будет решаться при формировании нового правительства. До формирования нового правительства идёт процесс укрепления властной вертикали - Зеленский меняет глав областных государственных администраций, которых украинский президент назначает и снимает в рамках своих полномочий. Украинские губернаторы имеют фактически двойное подчинение - администрации президента и правительству. Их кандидатуры всегда были предметом политического торга и показателем степени влияния на политический процесс в стране. На настоящий момент 19 из 24 губернаторов уволены. Установку на смену губернаторского корпуса озвучила пресс-секретарь Зеленского Юлия Мендель. Она заявила, что «глава государства считает необходимым полностью обновить состав губернаторов»: «Надеемся, что будут сняты все губернаторы. У нас продолжается процесс поиска новых специалистов, которые могут возглавить области. Критерии отбора известны: порядочность, профессионализм, отсутствие коррупционных связей, желательно, чтобы у таких людей уже были идеи по их местной команде. Нам в этом деле помогают несколько международных HR-компаний. Наши активисты и волонтеры в регионах тоже предлагают кандидатуры».[i]

Значимой страницей президентства Зеленского и его кадровой борьбы может стать «сражение за Киев», мэром которого является Виталий Кличко, который, имея имидж «оранжевого» политика является креатурой весьма влиятельных политических фигур, сохранивших свои позиции со времён президентства - Леонида Кучмы и входящих в руководство «Оппозиционной платформы - за жизнь» (Сергей Левочкин). 

 

Внешняя политика, или вопрос о будущем.

При Зеленском вновь заговорили о неких «стратегиях возвращения Крыма», но туман над перспективами реализации Минских соглашений при этом не развеялся.

При этом ситуация стала не такой однозначной, как при Петре Порошенко, с которым Владимир Путин после провокации в Керченском проливе отказался иметь какие-либо контакты, даже в формате телефонных переговоров. После поражения Порошенко наметились признаки потепления или формирования новых отношений с Россией. Зеленский уже дважды — 11 июля и 7 августа — созванивался с президентом России, что привело к договоренностям об обмене задержанными и осужденными лицами по формуле «33 на 33». 

Конфликт на юго-востоке Украины при Зеленском вошёл в фазу шаткого, нарушаемого, но все, же перемирия, которое стало результатом первого разговора украинского президента с Владимиром Путиным. «Свою роль сыграли в том числе телефонные контакты украинского и российского президентов. На следующий день после их первого разговора 11 июля в Париже встретились советники лидеров стран «нормандского формата» (в нем участвуют РФ, Украина, Франция и Германия). На парижской встрече обсуждалась необходимость выполнения минских соглашений. И уже 17 июля в Минске на заседании трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины было согласовано перемирие, которое началось 21 июля и действует по сей день».[ii]

Достаточно высокая активность Зеленского на международной арене позволяет судить о его внешнеполитических ориентирах. Его визиты в НАТО и ЕС, встречи с руководителями Франции и Германии подтвердили неизменность евроатлантического курса Украины, а на июльском саммите Украина-ЕС Киеву была обещана финансовая помощь в объеме 500 млн. евро.

В целом внешнеполитическими успехами (с точки зрения украинской дипломатии) считается визит Зеленского в Турцию и визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Киев. Главным итогом визита в Турцию стало очередное заявление Реджепа Тайипа Эрдогана, что «Крым - это Украина». Но в этом нет ничего нового, к этим заявлениям турецкого лидера уже привыкли. Они направлены в основном на тюркскую диаспору – в этом случае на крымских татар. Главным итогом визита Нетаньяху встал сам факт приезда израильского премьера в Киев - в официальных отношениях стран на высшем уровне существовала длинная пауза - премьер Израиля не приезжал в Украину уже 20 лет, а посещение Украины в 2016 году президентом Израиля Реувеном Ривлиным сопровождалось скандалом (выступая в Верховной Раде, он обвинил армию ОУН в причастности к холокосту). 

Оценку первым месяцам президентства Зеленского дали и в США. Так, спецпредставитель Госдепартамента США Курт Волкер отметил, что у Зеленского пока не было возможности воплотить свои инициативы, потому что парламент еще не начал работу: «Мы хотим близко работать с новой командой над выполнением всех объявленных намерений и инициатив. И мы бы хотели, чтобы на момент визита президента Зеленского в Белый Дом мы могли бы говорить и о том, чего достигла украинская власть и о наших достижениях в двустороннем сотрудничестве».[iii] При всей обтекаемости и расплывчатости этого заявления стоит отметить его позитивную тональность и вспомнить основную на настоящий момент претензию Вашингтона к Украине - влияние олигархов на власть. При этом в отношении Зеленского это проявилось в настоятельной рекомендации не назначать главой президентской администрации Андрея Богдана - адвоката олигарха Игоря Коломойского.

Самая свежая ситуация в отношениях Киева и Вашингтона касается предполагаемой причины визита в Украину 27 августа советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, который, как сообщили в посольстве США, ожидает «продуктивных встреч» с официальными лицами Украины.

По информации СМИ «продуктивные встречи Болтона имеют геополитические цели в технологическом аспекте - советник Трампа пытается помешать Китаю купить украинское предприятие «Мотор Сич» (производит авиационные двигатели и газотурбинные установки), через которое Пекин может приобрести важные оборонные технологии.[iv]

Это происходит в ожидании встречи Зеленского и Трампа, которая согласовывается довольно долго и ставится в зависимость от исхода дела украинского олигарха Дмитрия Фирташа, экстрадиции которого из Австрии США добиваются уже пять лет, а теперь и от итогов визита Болтона и договоренностей по любимой теме Трампа - противостоянию с Китаем.

 

Характерным штрихом в картину внешней политики Зеленского стало его соучастие в инициированной западными лидерами дискуссии о возвращении России в G8. Зеленский, заранее зная ответ, предложил России обменять членство в G8 на Крым. То есть, как бы принял участие в дипломатической риторике, которая для Запада является следствием понимания значимости России в мировой политике. Вот только Запад в словесных упражнениях по поводу G8 преследует геополитические цели, а Зеленский цели внутренней политики. 

 

Нет смысла повторять пройденное. Как успешно доказал с треском проигравший выборы Порошенко, главное то, как политик, глава государства использует свои полномочия, каковы его личные установки и принципы, насколько его видение развития и будущего государства адекватно реальности. Перед любым украинским президентом и ранее, а с 2014 года крайне остро, стоит вопрос понимания и следование интересам государства во всех сферах. Зеленский, осмелимся предположить, понимает, что основным интересом его страны не может быть служение антироссийской политике Запада. Вопрос в том, захочет и сможет ли он сформулировать и отстаивать цели Украины вне антироссийской контекста и в интересах своей страны.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати