Польша, сотрудничающая с Вьетнамом с советских времен, по-прежнему рассматривает эту страну как важного партнёра в Юго-Восточной Азии. Показатели торговли Польши с Вьетнамом на фоне объёмов торговли Польши со странами ЕС выглядят скромно, но Варшава и Ханой нацелены на активизацию сотрудничества.
Среди приоритетов – сотрудничество в сфере высшего образования, сельского хозяйства, пищевой промышленности, информационных технологий, инвестиционной деятельности и окружающей среды. В 2018 г. состоялся визит вице-премьера Вьетнама Труонг Хоа Бина в Польшу, в ходе которого Польша была названа крупнейшим партнёром Ханоя в Восточной Европе. Товарооборот между двумя странами на тот момент превысил $1 млрд.
При этом взаимная заинтересованность Польши и Вьетнама обусловлена не только соображениями экономического, но и политического порядка.
С экономической точки зрения Вьетнам для Польши может служить воротами в Азиатско-Тихоокеанский регион. Вьетнам входит в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Судя по всему, через Вьетнам Варшава хочет получить доступ на рынки остальных девяти членов этого объединения. С 1992 г. внутри АСЕАН действует зона свободной торговли, подписаны соглашения об экономическом сотрудничестве с Новой Зеландией и Австралией, и это звучит заманчиво для Польши.
Для Вьетнама Польша, граничащая с семью странами, из которых четыре – члены Евросоюза, это мост в Европу. Динамика сотрудничества Ханоя с другими европейскими странами еще более скромна даже в сравнении с Польшей. С введением пять лет назад в действие Всеобщей системы преференций ЕС (GSP) объёмы вьетнамского экспорта в ЕС могут быть ограничены, если по определённым товарным позициям будет превышена соответствующая квота. Развивая сотрудничество, Ханой надеется на польское лоббирование его интересов, в частности, в этом вопросе. И здесь усилия Польши облегчает готовность Евросоюза обеспечить Вьетнаму определённые торговые преференции для уравновешивания экономического влияния Китая на континенте.
В свою очередь, Польша с её развитым аграрным и животноводческим сектором - перспективный партнёр для Вьетнама в сфере обеспечения продовольственной безопасности страны. Население Вьетнама превышает 90 млн., численность населения Юго-Восточной Азии превышает 640 млн., это больше, чем население ЕС. В Варшаве понимают, что рост польского экспорта сельскохозяйственной продукции возможен при получении доступа на азиатские рынки, и поэтому в последние годы активно развивают это направление.
Это совпадает с интересами Ханоя в области развития сельского хозяйства. В соответствии с принятой вьетнамским правительством «дорожной картой» к 2030 г. Вьетнам планирует войти в группу 15 стран с наиболее модернизированным сельским хозяйством и стать мировым логистическим центром аграрной продукции, добиться успехов в ликвидации бедности и голода (1). Помимо этого Ханой заинтересован в привлечении зарубежных инвесторов в другие отрасли, и в Хошимине Польшей уже открыто Заграничное торговое бюро для содействия польскому капиталу на вьетнамском рынке.
С политической точки зрения Вьетнам для Варшавы даже более предпочтительный партнёр в Азии, чем Китай - главная политическая и экономическая сила Азии. Несмотря на то, что их потенциалы несоизмеримы, Ханой и Пекин конкурируют другом с другом в экономике и политике, в связи с чем, в поисках дополнительной опоры Ханой пошёл на определенное сближение с Соединёнными Штатами. Польша, следуя в фарватере американской политики, не может себе позволить независимый подход в отношениях с Пекином. На сотрудничество Варшавы с Ханоем США смотрят более благосклонно. Поэтому здесь не будет того американского давления на Варшаву, которое присутствует в случае попыток Польши активизировать свои экономические отношения с Китаем.
Помимо экономики с позиции Вьетнама Польша может выступать дополнительным голосом в дипломатическом споре вокруг территориальных проблем в Южно-Китайском море. С января 2018 г. Польша на два года стала непостоянным членом Совета безопасности ООН (3). В этой роли до конца 2019 года она может оставаться «нужным» дипломатическим партнёром для Ханоя, который рассчитывает на поддержку Варшавы по этой проблеме, а также в важных для него международных организациях и форумах: АСЕАН – ЕС и в рамках подписанного соглашения о зоне свободной торговли Вьетнам – ЕС (4).
При этом учитывая, что позиция Польши по интересующим Вьетнам международным вопросам едва ли будет отличаться от мнения Соединённых Штатов, польско-вьетнамское политическое сотрудничество можно считать сопутствующим фоном вьетнамо-американских отношений.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
3) https://www.msz.gov.pl/pl/polityka_zagraniczna/polska_w_rb/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs