ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Страны Центрально -Восточной Европы обсуждают сотрудничество с Китаем

10:56 07.12.2017 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Саммит Китая и стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) по формуле 16+ в Будапеште 27 ноября 2017 г.стал демонстрацией внутренней конкуренции восточных европейцев за китайские инвестиции и проекты.

Впервые процесс сотрудничества в формате 16+ был инициирован Пекином в 2012 г. С тех пор внутреннее наполнение проекта практически не изменилось, и измеряется лишь в объёмах экспортируемой в Европу китайской продукции. ЦВЕ для Пекина – удобная логистическая площадка, отказываться о такого подхода Пекин не намерен. Наблюдатели прогнозируют, что и следующий саммит 16+ в Болгарии в 2018 г.не привнесёт никаких новшеств в сотрудничество КНР и ЦВЕ (1).

Приоритетным партнёром КНР в ЦВЕ является Венгрия. После объявленного венгерским премьером Виктором Орбаном политического «поворота на восток» отношения Пекина и Будапешта вышли на качественно иной уровень.

Венгрия открыла для китайских инвестиций банковский сектор, рынки производственной продукции и т.д. Китай намерен упростить доступ на свой рынок продукции венгерского животноводства. Среди других сфер китайско-венгерского сотрудничества – туризм, энергетика, образование, воздушная и железнодорожная инфраструктура.

Венгрия, а также Чехия, Сербия приветствуют приход китайского капитала в Европу. Венгрия рассчитывает на капиталовложения в размере €1 млрд.от фонда инвестиционного сотрудничества Китай-ЦВЕ, стороны обсуждают перспективы создания Межбанковской ассоциации Китай – ЦВЕ (2).

Польша, напротив, не считает китайские предложения в банковской сфере привлекательными, но позитивно воспринимает региональный аспект сотрудничества с КНР, когда власти польских воеводств сами решают, как и в какой сфере им взаимодействовать с китайскими партнёрами (1). Польшу интересуют, в первую очередь, логистические проекты на местах. Лодзинское и Поморское воеводство уже открыли в Китае свои представительства.

При этом идеологическая позиция польских властей в корне отличается от экономической. Критикуя на словах коммунистический строй, называя его преступным и лоббируя его уравнивание с нацизмом, Польша с легкостью идёт на сотрудничество со странами, где этот «преступный режим» правит (Китай, Вьетнам), если это сулит финансовые выгоды. Во время недавнего визита во Вьетнам польский президент Анджей Дуда назвал эту страну воротами в Азию для Польши (3).

Приход Китая в Европу радует не всех. Берлин устами министра иностранных дел Зигмара Габриеля призвал страны ЕС придерживаться единого подхода в сотрудничестве с Китаем: если существует политика «одного Китая», противопоставить ей следует политику «одной Европы» (4). Своим присутствием в Европе Пекин раскалывает европейское сообщество, уверены в Берлине.

Сравнение Европы, сшитой из отдельных суверенных государств, с Китаем, который сам есть государство и цивилизация, показывает разницу в масштабах между этими двумя геополитическими субъектами.

Китай и далее будет делать упор на двустороннее, а не комплексное сотрудничество со странами ЦВЕ. В то же время Китай проявляет интерес к проекту Троеморья – инфраструктурной и политической консолидации стран, расположенных между Адриатикой, Балтикой и Чёрным морем. Пекин интересует инфраструктурная интеграция, а участие в проекте США придаёт геополитической пикантности этому проекту.

Проект инициирован Польшей при поддержке Вашингтона и предполагает транспортную и энергетическую интеграцию стран Троеморья. Пекин также заинтересован в инфраструктурной (но не политической) интеграции Европы, и пока наблюдает за проектом со стороны. В 2016 г.представители КНР участвовали в саммите Троеморья, прощупывая перспективы будущего взаимодействия проекта с китайскими проектами в Европе.  

Здесь инициатива Польши скована её обязательствами перед США. Одной из целей Троеморья является переориентация европейских потребителей на американский газ. Первые танкеры со сжиженным американским газом уже прибыли в Польшу, которая претендует на роль в сфере энергетики главного передаточного звана между США и ЕС. Поле дипломатического манёвра для Варшавы ограничено, чем и вызвана её более сдержанная реакция на предложения Пекина.

Проект Троеморья предполагает консолидацию и единодушие стран-участниц. Политика Китая в Европе направлена на сотрудничество с отдельно взятыми государствами. В этом главное их отличие.

 

1)    http://www.pism.pl/publikacje/biuletyn/nr-121-1563

2)    http://expert.ru/2017/11/27/kitaj-evropa/

3)    http://www.radiopolsha.pl/6/138/Artykul/337535

4)    https://thediplomat.com/2017/09/one-china-one-europe-german-foreign-ministers-remarks-irk-beijing/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати