ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

«Высокие отношения» в Европе

10:16 23.08.2019 • Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Фото Reuters

Президент Франции Макрон, как представляется, почувствовал, что именно сегодня перед Парижем открывается «окно возможностей» в плане – если не возращения, то заявления о намерениях – фиксации своих геополитических намерений и перспектив. Мир меняется. Нет?

Слова Макрона на недавней встрече с Владимиром Путным очень показательны: «Сегодняшняя дискуссия для меня очень важна, потому что сегодня мы переживаем исторический период… Франция приложила все усилия для того, чтобы Россия вернулась в лоно Совета Европы… Мы верим в Европу, которая идёт от Лиссабона до Владивостока… Необходимо сделать всё для того, чтобы реанимировать отношения между Россией и Европой, потому что в этом её судьба».

Президент Франции явно делает упор на саму французскую политику и французскую позицию в более широком – общеевропейском – контексте. Это обращает на себя внимание. Причем, не только у нас…

На этом фоне проявились и отличились давние «евросимпатизанты», а ныне партнеры Парижа – эксперты из Лондона и Варшавы.

Ну, англосаксонские оценки издавна отличаются не слишком большим дружелюбием по отношению к Германии – и это ещё мягко сказано. А польские паны опять косят в сторону своего западного соседа недобрым взглядом – недавно потребовали почти 1 триллион долларов за ущерб, который Германия нанесла Польше во Второй Мировой войне. В общем, соседи живут не в согласии.

Хотя, заметим, все названные страны – члены Евросоюза и вместе, как предполагалось, стоят «новую Европу». Но, видно же, особенно, сейчас – в пору обострения кризисов и противоречий – до уровня солидарной работы в деле созидания «новой Европы» они ещё дальше, чем прежде.

Это, так сказать, присказка. А сказкой станет здесь знакомство с очень показательной статьей английского и польского авторов в известном издании «Project Syndicate». Статья именуется так «The End of “Peak Germany” and the Return of France» - «Конец “Пика Германии” и возвращение Франции». Речь идет о «пике» германского лидерства в Европе и возвращении Франции при Макроне на ведущие позиции в ЕС. Особо интересует авторов ситуация с «европейским лидерством» после возможного ухода из ЕС Великобритании. При этом ещё раз повторим, что Brexit – вопрос пока окончательно не решенный.

Итак, интересное мнение англо-польского авторского дуэта. Они пишут: «На первый взгляд, результаты выборов в Европарламент в мае 2019 года и последующее назначение новой руководящей команды Европейского Союза служат залогом преемственности, а не разрушения блока. Националистическим партиям не удалось добиться каких-либо существенных результатов на выборах, а затем западноевропейский статус предоставил избранным в Европарламент сторонникам солидарности возможность занять самые высокие места в ЕС».

«Выбор президентом Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, первого представителя Берлина, занявшего этот пост, казалось, подтверждает продолжение господства Германии в Европе. Но, история показывает, что гегемоны часто принимают формальное лидерство, когда их власть ослабевает, а не тогда, когда она усиливается. Поэтому сегодня несколько факторов угрожают статусу Германии как лидера ЕС – и Франция является в этой ситуации основным выгодоприобретателем - бенефициаром».

То есть, «друзья Германии» сходу ставят под вопрос немецкое лидерство в Европе да ещё подсовывают идею о нарастающем влиянии Франции в пику Германии. С учетом того, как после появления новостей о возможном выходе Великобритании из ЕС пошли разговоры, что, мол, франко-германский тандем станет «локомотивом дальнейшего европейского развития», то выступления, подобные тому, что мы сейчас разбираем, нацелены на разрушение подобного тандема через провоцирование раскола между Берлином и Парижем.

А, ведь, две ведущие страны Европы в начале 2019 года, надо напомнить, подписали франко-германское «Аахенское соглашение», о чем мы писали в материале «Несколько дней из жизни президента Франции». Там, среди прочего, сказано: «Данное соглашение является продолжением и расширением договоренностей двух стран, записанных ещё в «Елисейском соглашении о дружбе и партнёрстве» от 1963 года. Кроме общих положений о мире, дружбе и экономическо-гуманитарной интеграции, «Аахенское соглашение» добавляет несколько интересных аспектов в области оборонной политики:

- Оно фиксирует «союзные обязательства коллективной безопасности».

- Франция и Германия обязуются «координировать оборонный экспорт и деятельность ВПК в рамках общей стратегии оборонной и военно-промышленной политики».

- Две страны создают «Немецко-Французский совет безопасности и обороны» в качестве «консультативного органа для практической реализации первых двух инициатив».

- Франция выражает намерение продвигать Германию в ряды постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Что это, если не попытка строить новую европейскую политику без Великобритании, которую Париж и Берлин с её Brexit’ом активно выпроваживают из Евросоюза? Что это, как не замах на продолжение темы создания «Общеевропейской армии» без США и уже вне рамок НАТО?»

Меркель и Макрон столь откровенно заявили о своих намерениях, что «дружественные» им страны Европы, то бишь – Великобритания с Польшей – не могли не усмотреть для себя в этом опасность. Вот почему мы можем рассматривать нынешний «анализ европейской ситуации» в польско-британском исполнении, как составную часть затеянной британцами кампании по дискредитации возможного тандема лидеров ЕС.

Авторы статьи в «Project Syndicate» указывают: «До сих пор господство Германии в Европе основывалось на двух основных столпах: гарантии США в области обороны, а также – мощные немецкие производства мирового уровня и позиция Германии, как «чистого кредитора». Но, когда эти основы начинают разрушаться, эра «пика Германии» может пройти».

Далее англо-польские авторы приводят свою логику оценки процесса ослабления Германии, опираясь на такие примеры, как «отрицательные банковские ставки», «зеленая революция» и иные весьма сложные для понимания широкого круга читателей специфические вещи, якобы, сигнализирующие о «слабости» германской экономики. Но посыл понятен – все это «ослабляет влияние Германия на еврозону». И диагноз, который должна услышать публика, поставлен.

А, когда Германия слабнет, то «Brexit, хотя он ещё не состоялся, помогает Франции вновь подтвердить свою ведущую роль». И далее: «Brexit восстановит Францию в центре». Более того, авторы статьи напоминают о наличии у Парижа ядерного оружия, что не всплывало, как аргумент в европейских дискуссиях десятилетиями. И вот вдруг всплыло… К чему бы это? Что, теперь Парижу надо благодарить Лондон? «Если бы не Brexit…»

Завершает свое сочинение польско-британский дуэт воспеванием французских достоинств: «Теперь Франция станет точкой опоры, на которой будет стоять интеграция в ЕС – и, следовательно, любое будущее геополитическое или экономическое возрождение блока».

Так и вспоминается дедушка Крылов:

«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Мы подробно разобрали этот опус на том основании, что Великобритания наглядно возвращается к излюбленной политике стравливать между собой ведущие государства Европы. Расставаясь с ЕС, лондонские элиты уже открыто расчехляют свое историческое оружие – манипулирование странами континентальной Европы. Это было и сто, и двести лет назад. Тогда у англосаксов получалось эффективно. Пройдет ли этот фокус со стравливанием Парижа и Берлина и провоцированием между ними противоречий в XXI веке?

Но, факт остается фактом – перед нами давление на подписантов «Аахенского соглашения» с берегов Туманного Альбиона, да ещё при подыгрывании Варшавы. Польша, впрочем, была замечена в симпатиях к Великобритании и в былые годы – не зря же польское правительство бежало в сентябре 1939 года именно в Лондон, откуда и пыталось «руководить» войной поляков против Гитлера.

Возможно, в Париже, к которому Варшава также примкнула в наполеоновском походе на Москву в 1812 году, и с тех пор неровно дышит в сторону Елисейского дворца, сделают для себя выводы о том, что Макрону важнее – «Аахенское соглашение» с Германией или превращение польско-британских аргументов в свою Realpolitic?

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати