Фото: government.ru
В Конгресс-центре Национальной туристической зоны «Аваза» состоялся Первый Каспийский экономический форум (КЭФ). Во время КЭФ был обсужден широкий спектр вопросов с целью активизации плодотворного взаимодействия прибрежных стран и всех заинтересованных зарубежных партнёров.
На полях форума представитель Российской Федерации в Межгосударственной рабочей группе высокого уровня по вопросам Каспийского моря, посол по особым поручениям Игорь Братчиков ответил на вопросы журнала «Международная жизнь».
«Международная жизнь»: Игорь Борисович, почему возникла необходимость создания специализированной площадки для прямых контактов между правительствами, профильными экономическими ведомствами и заинтересованными в работе на Каспии бизнес-структурами?
Игорь Братчиков: Вопрос о такой «площадке» обсуждался на протяжении многих лет. Напомню, что в свое время велась дискуссия о создании Организации каспийского экономического сотрудничества. Тогда эту идею поддержали не все прикаспийские государства. Высказывались опасения, что возникнет «очередная неэффективная бюрократическая структура». Говорилось о необходимости сформировать сначала правовую основу пятистороннего взаимодействия на Каспии. И в этом, надо сказать, была своя логика.
В итоге, жизнь, каспийские реалии и опыт сотрудничества в рамках «пятерки» подсказали наиболее рациональную последовательность действий. На прошлогоднем Пятом каспийском саммите была подписана базовая Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. И на том же саммите было заключено пятистороннее межправительственное Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, в котором, собственно, и предусматривается регулярное проведение Каспийского экономического форума с целью развития торгово-экономического взаимодействия в рамках «каспийской пятерки».
«Международная жизнь»: Какова роль первого Каспийского экономического форума (КЭФ) в укреплении сотрудничества между странами Каспия?
Игорь Братчиков: Уверен, что платформа КЭФ будет устойчивой и весьма востребованной. Первый форум прошел успешно, задав необходимую траекторию сотрудничества на экономическом треке. Это мнение практически всех участников мероприятия, состоявшегося в Авазе. Важно теперь наполнить имеющиеся переговорные форматы конкретным содержанием.
«Международная жизнь»: Насколько успешно сейчас реализуется Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, подписанная в августе 2018 года?
Игорь Братчиков: Конвенция уже ратифицирована в Азербайджане, Казахстане и Туркменистане. В планах нашего парламента рассмотреть данный вопрос осенью. Президент в июле внес этот международный договор в Государственную Думу. В Иране меджлис, скорее всего, займется данным процессом после выборов, намеченных на начало 2020 года. С международно-правовой точки зрения, Конвенция еще не вступила в действие, все подписавшие ее государства привержены взятым на себя обязательствам и намерены выполнять ее положения в соответствии с буквой и духом этого документа.
Кстати, во исполнение одного из этих положений в текущем году начались переговоры по Соглашению о методике установления прямых исходных линий на Каспии, которое позволит соответствующим образом делимитировать акваторию моря.
«Международная жизнь»: Как Вы оцениваете сотрудничество стран Каспия в торгово-инвестиционной сфере? Можно ли сказать, что используется весь потенциал?
Игорь Братчиков: Это сотрудничество в последние годы развивается в целом поступательно, о чем говорили и участники нынешнего КЭФ. Но «резервы» далеко не исчерпаны. Мы рассчитываем, что выводы и предложения, прозвучавшие на форуме в Авазе, будут тщательно проанализированы, и к следующему такому мероприятию, а оно состоится у нас, в Астрахани, цифры будут еще более весомыми.
«Международная жизнь»:Возможно ли превращение Каспия в один из крупнейших мировых транспортно-транзитных узлов?
Игорь Братчиков: Не только возможно, но в последние годы и делается многое для того, чтобы этот потенциал был раскрыт в полной мере. Это и сооружение новых современных портов, и налаживание ритмичного паромного сообщения между всеми государствами на Каспии, и проработка вариантов прямого авиасообщения между прибрежными городами, и прокладка железнодорожных путей в рамках реализации проекта международного транспортного коридора «Север-Юг». Кстати, на восточном побережье железнодорожная магистраль, связывающая Казахстан, Туркменистан и Иран, уже существует. На азербайджано-иранском участке идут интенсивные работы по строительству «смычки» железнодорожных путей по маршруту Астара – Решт – Казвин.
«Международная жизнь»: Некоторые эксперты считают, что одной из проблем Каспийского региона является развитие в основном двусторонних отношений между прикаспийскими странами, в то время как многосторонние связи с трудом развиваются. Разделяете ли Вы подобную точку зрения?
Игорь Братчиков: Сегодня действительно преобладают двусторонние торгово-экономические связи. Но динамика пятистороннего сотрудничества последних лет впечатляет. И об этом тоже шла речь на КЭФ. Необходимая международно-правовая база для этого создана и продолжает укрепляться. Это и Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, и пятисторонние соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической сфере, в области транспорта. Хотел бы в этой связи обратить внимание, что сегменту высокого уровня КЭФ предшествовали встреча министров транспорта и встреча министров экономики, которые отныне тоже станут регулярными. Важное, с точки зрения не только экологии, но и экономики прибрежных стран, Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биоресурсов успешно реализуется уже несколько лет. Действует межправительственная комиссия по данному вопросу. В работе – Соглашение о сотрудничестве в сфере морского транспорта. Налаживается более тесное взаимодействие в сфере туризма.
«Международная жизнь»: Какие выгоды может получить Россия от развития международного экономического сотрудничества в Каспийском регионе?
Игорь Братчиков: Те же, что и другие прикаспийские государства: развитие инфраструктуры прибрежных районов, создание новых рабочих мест, улучшение благосостояния и повышение жизненного уровня населения районов, граничащих с Каспием. Хотел бы подчеркнуть, что позитивный эффект от каспийского сотрудничества касается не только трех субъектов Российской Федерации, имеющих выход к Каспийскому морю. Синергию от такого сотрудничества должны испытать и другие регионы страны: ведь речь идет о заказах продукции, которая производится чуть ли не во всей России. Это и наращивание поставок сельскохозяйственной продукции, в частности, с территории Северного Кавказа, поставки оборудования для развития портовой инфраструктуры, бурильной техники, железнодорожных вагонов и автомобилей, судов и электроники, производство которых налажено в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском федеральных округах.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs