Коллаж от Lithophila
Некоторым политикам из Восточной Европы, судя по всему, плохо всегда.
В СССР им не нравилось. Теперь не нравится уже в Евросоюзе.
Мартин Хельме, глава МВД Эстонии и одновременно лидер Консервативной народной партии (EKRE), входящей в правящую коалицию, на днях отправил в Лондон новоиспеченному премьеру Бориса Джонсону предложение – в письменном виде! – относительно того, как Великобритании «восстановить… свою суверенность» после выхода из состава ЕС – после так называемого Brexit’a.
А высоколобые бритты удивились так, что до сих нет информации, ответили ли они что-нибудь эстонскому «наставнику» после пережитого шока.
М.Хельме, как сообщается в прибалтийской прессе, в письме к Б.Джонсону предложил «поделиться опытом, который есть у Восточной Европы в части восстановления своего суверенитетта».
Ладно бы лишь это – что британской монархии не хватает только советов, как им защищать суверенитет и развивать демократию по примеру «прибалтийских тигров»? Но эстонский политик-прадоруб, немало повидавший на своем веку, а, стало быть, ему есть, что с чем сравнивать – пошел дальше. И вот от этого «дальше» по Европе прошелестел некий шум и ропот – в стиле обожаемых янки «шока и трепета».
Дело в том, что видавший и советские времена Мартин Хельме ничтоже сумняшеся просто поверг европейский бомонд в ступор, проведя знак равенства между порядками в СССР и порядками в Евросоюзе. Он открыл глаза Джонсону и всем евросчасливцам, которые уже ознакомились с текстом этого письма, вывешенного в Twitter’e. Привет мистеру Трампу – его дело «живет и побеждает»!
Мартин Хельме утверждает – в Евросоюзе же свобода слова! – что и в СССР, и в ЕС действует только одна «правильная» идеология, противники которой считаются врагами: «Когда сравнивают Советский Союз и Европейский союз — в обоих действует только одна “правильная” (явно левая) идеология, и противников этой идеологии считают врагами, которых нужно репрессировать (sic!). Выход из обоих союзов объявлен немыслимым. В обоих союзах можно проводить выборы (даже референдумы!), но у власти могут быть только сторонники правильной идеологии. В обоих союзах главными врагами имеющегося порядка объявлены национальные силы».
Да это же – Манифест недовольных! Впрочем, их адреса хорошо известны из Истории. И все же интересно, быстро ли в странах ЕС подхватят такую логику восприятия их собственной действительности? И куда это заведет?
Мораль сей истории в том, что восточноевропейские лимитрофы – практически весь «пояс» вдоль границы России – никогда не были и будут счастливы. Ни в период Империй – Германской, Австро-Венгерской и Российской, ни в период советский, когда вся Европа была разделена на два блока – НАТО и Варшавский договор (Югославия тогда пыталась играться в многовекторность, но это не спасло её от горькой участи уничтожения войсками и авиацией НАТО).
Теперь, казалось бы, «евросчастье постучало в дверь» бывшим советским республикам и бывшим членам Варшавского договора, которые дружно, задрав штаны, рванули на Запад. И что мы видим? И что мы слышим? Нытье…
То Венгрия недовольна общеевропейскими порядками и защищает, например, браки между мужчиной и женщиной, которые так нелюбимы европейскими «толерантами». То Польша оказалась на пороге штрафов от ЕС за несоблюдение каких-то там общих норм, которые мешают полякам организовать собственное судебное производство. Теперь вот Эстония загрустила: она же бежала из СССР на Запад в надежде встретить там демократию, свободу слова и собраний, свободные выборы и «бочку варенья вместе с ящиком печенья». Ан, нет! Опять кто-то из Брюсселя учит суверенных эстонцев тому, что им не по нраву, и из-за чего они расстались с Москвой в поисках «истинного счастья».
Знали бы русскую классику, вспомнили бы к случаю Александра нашего Сергеевича Пушкина: «Счастья нет, но есть покой и воля…» Но «европейский выбор» застил когда-то им глаза.
Впрочем, как веревочке ни виться… Вот и нашелся – и её конец, и убойный аргумент: «Выход из обоих союзов объявлен немыслимым. В обоих союзах можно проводить выборы (даже референдумы!), но у власти могут быть только сторонники правильной идеологии. В обоих союзах главными врагами имеющегося порядка объявлены национальные силы».
За что боролись-то?!
Да, это письмо уже заставило кое-кого в Эстонии, да и в Европе, в целом, вздрогнуть. А, поскольку, как учили классики, «идея, овладевшая массами, становится материальной силой», проявившиеся настроения подобного рода – и с учетом роста влияния евроскептиков в том же Европарламенте – могут только «добавить перца» в разгорающиеся противоречия внутри ЕС.
И ещё. Очень забавно, что те же эстонцы, сбежав от этих классиков с их идеологией с Востока на Запад, забыли, что классики-то сами – западные. Вот там, в Европах, они и встретились – и с идеями европейских классиков, и с обнаженной реальностью «евросчастья».
А само сравнение Европейского союза с Советским Союзом только подчеркивает тот факт, что большие объединения имеют свойства вырабатывать достаточно общую по методам и функциям систему управления. Включая контроль за лояльностью органов власти и населения.
А желающие ощутить «подлинную свободу» в восточноевропейском понимании могут отправляться, скажем, на острова Полинезии, где им никто не станет мешать – ни Москва, ни Брюссель. Впрочем, кто знает, может и оттуда со временем последуют от евросчастливцев жалобы на местных аборигенов с острова Пука-Пука (Полинезия), которых сравнят с бюрократами ЕС?
Внимательный читатель поправит автора в том, что острова Полинезии – это заморская территория Франции. Опять этот ЕС! «Замуровали, демоны!» (с)
И куда евросчастливцам податься-то?
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs