Фото автора
Московская галерея SareArt в середине июля 2019 года на несколько дней превратилась во всемирный центр акварелистики – здесь прошло торжественное открытие «Первой международной выставки мастеров акварельного искусства», на которой свои работы представили художники из 22 стран: Австралии, Албании, Бельгии, Болгарии, Боливии, Великобритании, Гонконга, Индии, Ирана, Испании, Италии, Канады, Малайзии, Мексики, Мьянмы, Нидерландов, Пакистана, Перу, России, Таиланда, Турции, Чехии.
Почти половину из 42 картин создали российские художники, так как выставка приурочена к открытию в России отделения Международного общества акварелистов (IWS). Общество было создано в 2012 году. Его основатель, канадский художник турецкого происхождения Aтанур Доган, является признанным мастером и в живописи, и в скульптуре, но считает, что именно акварель способна объединить мир. Он побывал на всех континентах, наблюдая жизнь простых людей и отражая ее на бумаге. Лица разных рас, возрастов, профессий на его затейливых акварельных портретах по-своему прекрасны и совершенны, как цветы – цветы одного сада! Международное общество акварели имеет свои отделения уже более чем в 100 странах. «Россия – особая страна, - сказал он на открытии, – здесь много национальностей, разные религии, огромные просторы и великое искусство. Для меня большая радость и честь иметь здесь единомышленников».
На Россию как на страну, способную дать мощный импульс к творчеству и новые возможности для развития, смотрят и хозяева галереи – художница Сара Мохебианзаде (Sareh Mohebeianzadeh) и дизайнер Джафар Хошои (JafarKhoshoyi), граждане Исламской Республики Иран. Талисманом их первой российской выставки является написанный Сарой портрет их 9-летней дочери Вании – большеглазая девочка в бирюзовом палантине с недетской серьезностью во взгляде, в котором читаются тревога и надежда. Сара окончила Университет шахида Бехешти в Тегеране. Акварель она считает «средством, возвышающим душу, так как в ее основе лежат цвет и вода». Художница является культурным послом Ирана во Французской академии искусств и куратором иранского направления в Ассоциации акварелистов итальянского города Урбино. В 2015 году Сара Мохебианзаде вступила в Международное общество акварелистов и за это время успела стать участницей 35 коллективных и персональных выставок в разных странах. В планах ее московской галереи – показывать искусство акварелистов всего мира и, конечно, родного Ирана.
На открытии выставки 16 июля было довольно тесно – пришли художники из Международной федерации акварелистов России при Худфонде РФ, представители Посольства Пакистана и Института Юнуса Эмре (Турецкого культурного центра), журналисты и просто любители акварели, которых даже в летней отпускной Москве оказалось немало. Атанур Доган и его супруга художница Асуман были рады встретить в российской столице именитых членов IWS – акварелиста из Таиланда Ла Фе (LaFe), пакистанского мэтра Али Аббаса Сеида Джаффри (AliAbbasSyedJaffri), московского художника Илью Ибряева (IlyaIbryaev). Всех их пригласили торжественно разрезать символическую ленточку в честь открытия российского отделения Общества. Хозяева галереи вручили организаторам и спонсорам выставки красивые статуэтки, чем-то напоминающие «Оскара», а затем объявили выступление Ансамбля русской песни «Талица». Артисты не только развлекли гостей песнями типа «Катюша» и «Подмосковные вечера», но и заставили всех кружиться в хороводе посреди картин.
Работы, представленные на выставке, были совершенно разные – и по стилистике, и по тематике, и по настроению. Здесь можно было увидеть сельские и городские пейзажи, портреты, натюрморты и просто отдельные детали, скажем, цветы. Все это многообразие объединяли две вещи: акварельная техника и фигуративность – абстрактных пятен не было ни на одной из 42 картин.
Заметив женщину, внимательно рассматривающую фамилии художников и отмечающую их в каком-то своем списке, я сразу подумала – это, наверно, секретарь Федерации акварелистов при Худфонде РФ. Так оно и оказалось!
– Меня зовут Светлана Николаевна Анисимова (SvetlanaAnisimova). Я секретарь Международной федерации акварелистов, которая базируется в Москве, но в свой состав она включает представителей разных стран. Можно сказать, что наша Федерация существует уже более 25 лет, и ежегодно проводится конкурс среди наших художников-акварелистов в выставочном зале Тушино, он будет и этой осенью.
– А что бы вы могли сказать о нынешней выставке?
– В этой выставке участвуют и некоторые наши акварелисты. Например, Илья Ибряев, Ирина Цветкова и некоторые другие. Они выступили прекрасно, я бы сказала, что по уровню своему они не уступают иностранным участникам. Эта выставка приятна тем, что здесь многообразие подходов, многообразие тем, и по разным странам каждый акварелист показывает свою страну, то, что ему близко и дорого. Акварель здесь, безусловно, выигрывает, потому что она от множества подходов становится все многообразней, ярче, интересней и притягательнее.
– А вы не чувствуете какой-то ревности, что появилось еще какое-то общество? Или, как гласит персидская поговорка, «Вода, столкнувшись с водой, набирает силу»?
– Да, это очень справедливая поговорка, поскольку многие реки вливаются в общий океан, великий океан дружбы, сотрудничества, любви, который называется «Акварель». Эта техника привлекает очень многих художников во всех странах мира. И я только рада такому географическому расширению сотрудничества с другими странами.
– А как вам общий уровень художников, представленных здесь?
– Уровень очень высокий. Есть, правда, такой подход как фото-живопись, его я не очень одобряю – это когда берется фотография и буквально изображается, отображается в акварели. Я считаю, что это не очень правильный подход: все-таки взгляд человека более широкий, чем фотография, и художники, работающие непосредственно с натуры, очень выигрывают по сравнению с теми, которые просто воспроизводят фотографию.
– А вы сами давно занимаетесь акварелью как художник?
– Дело в том, что это любовь всей моей жизни, юности, зрелости. Я считаю, что акварель неисчерпаема! В ней великолепные техники есть, которые нужно все время осваивать, с ними интересно работать. Кроме того, акварель очень пластична, большинство художников, едущих на пленэр, берет с собой именно акварель, а не масло. Почему? Потому что это более мобильная техника, и в ней можно запечатлеть иной раз такие моменты в жизни, которые, скажем, маслу не под силу. Поэтому я акварель я люблю и продолжаю любить, и приветствую всех участников этой выставки!
На одном из пейзажей были изображены уходящие в небо сосны в ночном лесу, а между их вершинами рассыпанные по небу серебряные звезды. Рядом с картиной, которая называлась «Глядя в бесконечность», стояла ее автор Ольга Шаклеина (Olga Shakleina).
– Вы давно занимаетесь акварелью?
– Да, давно уже, 15 лет.
– А как вы узнали про это Международное общество акварелистов под руководством Атанура Догана?
– Через Facebook я увидела, что у них проходит он-лайн конкурс. Я в нем поучаствовала в 2013 году и получила 1 место! В Стамбуле проходила их международная выставка, я туда приехала, и с тех пор стала следить за этим акварельным Обществом: где, куда приглашают, на какие выставки, и активно стала принимать участие, в разных странах. Вот сейчас, например, от этого же Общества, IWS, будет выставка в ЮАР, я прошла отбор, и поучаствую в сентябре.
– А вообще, как вы думаете, что самое главное для художника, который пишет акварелью? Чего он не должен забывать?
– Чего не должен забывать? Наверное, себя в первую очередь! Я сужу по себе. Я пишу от души, и в идеале – пишу для людей, чтобы они посмотрели на мои работы, о чем-то задумались, обязательно о чем-то хорошем, нашли в них свою историю и какой-то позитив.
– Если не секрет, вы пишете с фотографии или с натуры?
– Летом я пишу с натуры, а зимой, так как у нас погода холодная, я пишу с фотографии. Но я не люблю гиперреализм, и поэтому я просто стараюсь поймать настроение с этих фотографий, в основном, со своих фотографий, или с разрешения кого-то, если это не мои. Просто я ловлю настроение, образ, и пытаюсь его передать, не копируя, и возможно даже иногда меняя композиции.
– А вот этот сосновый лес, который вы изобразили, он где, под Москвой?
– Этот сосновый лес – да, в Подмосковье. Я гуляла вечером, посмотрела на кроны и вдруг сквозь них увидела звезды! Мне сразу захотелось попробовать написать это вот именно под таким углом, когда перспектива уходит вверх, в деревья. Это я написала из головы, по памяти, не с фотографии.
На выставке не было ни одной «проходной» картины. Около каждой хотелось стоять, думать, любоваться. Но одна работа меня, как человека связанного с Востоком, возвращала к себе несколько раз – это картина «Направляясь в ятру» художника из Пакистана Али Аббаса Сеида Джаффри. На ней изображена группа паломниц, одетых в яркие покрывала и ведущих за руку своих детей. Сзади угадываются разноцветные флажки. Удивительно то, что цветными на картине являются только одежды и флаги. Все остальное черно-белое. И это почему-то делает все лица особенно выразительными и напряженными, не праздничными.
Я спросила художника:
– Куда направляются герои вашей картины?
– Это не является паломничеством к конкретному святому месту. Я хотел сначала назвать свою картину «Маяк», потому что эти люди ищут лучшей жизни. Это цыгане. Они живут в пустыне, и переходят с места на место в поисках лучшей воды, пищи, безопасности. Они носили такую же одежду и так же ходили 500 лет назад. Я встретил такую группу и был очень впечатлен. Меня вообще волнует тема поиска. Не только материального. Последние 15 лет я рисую суфийский Пакистан.
– А как давно вы стали членом Международного общества акварелистов?
– Я думаю, в 2012 году. Мистер Атанур назначил меня лидером IWS в Пакистане. Теперь я активно участвую в организации выставок, образовательных курсов, конкурсов. По сути, это международная художественная галерея, главная цель которой – помочь талантливым акварелистам всего мира реализовать себя.
– В каких странах были ваши выставки?
– Я выставлялся во многих странах: в Сербии, Великобритании, Индии, Китае… Наверно, больше, чем в двадцати странах.
– С помощью этого Общества?
– Не всегда. Но большинство выставок именно с IWS. Оно является глобальным и связывает всех людей мира.
– Это ваш первый приезд в Россию?
– Да! И мне так приятно встретиться с русскими людьми! Раньше, в 1980-х годах, в период коммунизма, многие молодые пакистанцы учились в Москве. Они приезжали сюда, получали хорошее образование, которое кормит их до сих пор. К сожалению, в последние десятилетия из-за американской политики эти связи были нарушены.
– Расскажите немножко о себе, где вы родились?
– Я родился в 1968 году, в районе Хайдарабада, провинция Синд. Уже со второго класса школы я рисовал каждый день. После двенадцатого класса я поступил в университет Джамшоро и в 1993 году получил степень магистра в области изящных искусств. И почти сразу же начал преподавать в этом же университете и в университете Мехран.
– И вы всегда отдавали предпочтение акварели?
– Нет. Скажу без ложной скромности, я хороший скульптор – мою пластику можно увидеть на улицах Хайдарабада и других городов. Я много пишу маслом, пастелью. Но к акварели у меня особо нежное отношение. Ведь именно с нее я начал во втором классе, продолжив и в третьем, и в четвертом. Я счастлив, что Бог дал мне возможность заниматься искусством.
– Вы согласны с высказыванием «Красота спасет мир»?
– Если вы имеете в виду искусство, то оно может помочь людям пережить многие беды, утешить их или украсить их жизнь. Но спасти мир можно только общими усилиями. Если взять Пакистан, то, увы, сейчас это очень слабая и бедная страна. Западные государства финансируют террористов, которые продолжают войны в Сирии, Ираке, Пакистане и Афганистане. Америка использовала Пакистан для борьбы с Россией, и мы разобщены уже почти 35 лет. Когда я сказал знакомым, что еду на выставку в Россию, они удивились: «Как в Россию?! Разве мы не враги?» Они наивно думают, что наш друг – это Америка!
– Кстати, вы были когда-нибудь в Америке?
– Нет, никогда! Я не хочу ехать в страну, которая принесла так много бед нашему народу. Англичане разделили Индию в 1947 году на Пакистан, Бангладеш и Индию, между которыми с тех пор никогда не прекращается война. И это делает Америка! У этой страны нет собственной культуры, она использует чужие и при этом стремится уничтожить наши традиции, нашу культуру. Я очень надеюсь, что правительство Пакистана в будущем это поймет и сможет изменить нашу внешнюю политику, укрепив связи с Россией.
Добавлю, что пакистанский художник Али Аббас Сеид Джаффри приехал в Москву не один, а со своей супругой Фатимой – эффектной брюнеткой в синем платье с пирсингом в носу. На открытии она громче всех аплодировала ансамблю русской песни, а порой даже подпевала!
Свободный художник Илья Ибряев (IlyaIbryaev),представитель IWS в России, только что прилетел из Хельсинки, где участвовал в очередной биеннале. Он родился под Нижним Новгородом, окончил Строгановку. На выставке был представлен его пейзаж – опушка леса в начале зимы, когда на деревьях еще дрожат коричневые листья и из-под свежего снега проглядывает сухая трава. Картина называлась «Морозный день».
– Как же вы зимой работаете на пленэрах с акварелью?
– Никто не работает, можно работать только из машины, где тепло, или потом, набрав какие-то скетчи, фотографии и зарисовки, поработать уже в этюде и сделать ассоциативные ветви. Акварель – это вода. Она мёрзнет, никуда не денешься. Так же, как тяжело работать в жаркую погоду, где-нибудь в южной стране, где там 45-50 градусов и бумага сразу высыхает, буквально накаляется. Но в жару все-таки проще, потому что можно сбрызнуть, и продолжать дальше.
– Вы представляете IWS в России, но я знаю, что вы также член Международной федерации акварелистов России.
– В этом нет никакого противоречия. Все эти общества и ассоциации – это такое организационное подспорье для художников. Мы не конкуренты друг другу, мы по миру все дружим, общаемся, показываем свои работы, выливаем их на страницы сети, потому что очень важна связь между нами всеми, то, что мы делимся друг с другом. Конкуренции нет никакой, есть дух уважения, радость за успехи наших товарищей и коллег.
– Можно сказать, что акварель переживает в наши дни некий ренессанс?
– Скажу, что акварель – это огромный пласт, который сейчас поднялся по всему миру, благодаря выставкам, благодаря международным связям. Акварель – это уже некая самостоятельная живая субстанция в этом мире, которую нужно оценивать, воспринимать. Я бы сказал, что сейчас идет серебряный век акварели, потому что в ней работает весь мир. В разных странах сейчас столько много всего проходит именно по акварели! Я не знаю, есть ли такое количество событий в масляной живописи по миру. И все понимают, что это не просто зарисовки, скетчи, подсобный материал, а это уже самостоятельные произведения и очень высокого уровня! Сейчас даже многие галеристы говорят, что масляная живопись – это уже «архаика», тогда как акварель открывает новые горизонты. И если сравнить ее с акварелью XVIII, XIX веков, то это просто небо и земля! Конечно, акварель имеет свои ограничения – ведь она на бумаге сделана, которая мало сохраняется, выцветает, выгорает. Но сейчас много технологий появилось в качестве подспорья нашему акварельному содружеству по всему миру, много материалов новых возникло, которые уже апробированы в этой области. Фабрики, которые работают в акварельной системе, создают принципиально новые краски, бумаги, кисти. Раньше этого не было, поэтому не было такой динамики в плане работы с акварелью. Теперь все возможно, и выбор огромен.
Выставку посетил художник Евгений Хайлов (Evgeny Khaylov), который делает объемные композиции из дерева, металла и тканей. Его произведения на исламские темы с успехом выставлялись в Ватикане и мечети Кул-Шариф в Казани. Я спросила его мнение о работе акварелистов.
– Спасибо, что вы меня пригласили, это для меня просто открытие! С акварелью я знаком еще с детства, но такая подача, такая чистота и прозрачность вот этой акварели, это просто какое-то чудо! Я даже думаю, что мне нужно опять взяться за акварельную кисть, за акварельные краски, и заняться акварельной живописью. Она настолько чиста, благородна, просто как поэзия, передает звуки, чувства, именно в своих полутонах, в этих подтеках, этих таинственных переходах...
– Я думаю, вы хорошо знакомы с акварельной техникой.
– В технике акварели есть нечто необъяснимое, непредсказуемое. Иногда сам художник удивляется тому, что, даже независимо от него, получается какая-то иная композиция, иной подход, и очень красиво все передается. Но помимо техники, важна еще и идея. На этой выставке есть очень серьезные картины, которые поражают своей философией, глубиной понимания мира, переживанием чувств персонажей. Впечатляет и эта многонациональность, что здесь со всех сторон света собрались люди, которые передают свои чувства в натюрмортах, в пейзажах, в портретах. Эта выставка связывает разные культуры своей миролюбивой философией. Все это очень созвучно моей мечте – поехать с миролюбивой выставкой по всем странам Шелкового пути. Такие выставки очищают наши мысли и заставляют стремиться к чему-то хорошему, светлому и прозрачному, как эта акварель.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs